Архивы Примитивизм (наивное искусство) - SKETCHLINE

назад

XVIII - XXI

Примитивизм (наивное искусство)

описание

Наивное искусство как направление начало зарождаться в разных странах мира еще в XVIII веке. Среди самых известных его представителей – художники Анри Руссо (Франция), Нико Пиросмани (Грузия), Мария Примаченко (Украина) и Анна Мэри Мозес (США). Практически все талантливые авторы-примитивисты были самоучками.

Ключевые идеи
— Творчество представителей наивного искусство своей простотой и непосредственностью восприятия мира напоминает рисунки детей. Оно разнообразно и отличается выразительностью форм и образов.

— Художников-примитивистов, как правило, вдохновляет окружающий мир, а также различная литература, преимущественно мифы и легенды.

— Отличительная черта этого вида искусства – присутствие сакральной символики.

— В картинах художников-примитивистов отсутствует линейная перспектива.




\

описание

Михаил Федорович Андриенко-Нечитайло - украинский художник и сценограф-авангардист. Основную часть художественной карьеры составил во Франции как представитель Парижской школы изобразительного искусства. Вместе с П. Ковжуном, Я. Музыкой организовал Ассоциацию украинских художников и помогал молодым художникам-землякам, эмигрировавших во Францию. Пять картин Андриенко-Нечитайло, оказавшихся в Львовском художественном музее, где проходили выставки этого объединения, в 1952 году были уничтожены как «формалистские» и «не имеющие ценности».Наряду с Александром Архипенко, Михаил Андриенко смог отзеркалить в своем многогранном творчестве разнообразные направления авангардной живописи 20 столетия. Его персональные выставки, кроме нескольких в Париже, с успехом проходили в Риме, Берлине, Женеве, Амстердаме, Чикаго.Серия произведений Мишеля Андриенко в стиле нео-реализма под общим названием «Исчезающий Париж» составляет историческую ценность как художественный документ прошлого столицы Франции.В области театральной декорации работы Андриенко-Нечитайло занимают одно из первых мест в современном европейском искусстве. Мастер предложил не только высокую художественную форму, но и внес новое понимание пространства сцены в камерном театре.М. Андриенко был человеком высокой культуры и разносторонне одаренной личностью. Он плодотворно работал как искусствовед и писатель. Его рассказы и психологические новеллы специалисты характеризуют как образцы высокохудожественной прозы. Его критические статьи по искусству, эстетические наблюдения печатались в эмигрантских журналах «Возрождение», «Новая жизнь», в мюнхенском украинском журнале «Сучаснiсть».Находясь в центре европейской культурной жизни, Андриенко счастливо избежал подражаний, выработав оригинальную творческую манеру. Украинский художник входит в круг выдающихся мастеров изобразительного искусства XX в. Его живописные и графические произведения находятся в музеях Парижа, Нью-Йорка, Лондона, Рима, в Национальном музее во Львове (Украина), в многочисленных частных собраниях.

1894 - 1982

описание

Выдающийся художник (живописец и график), теоретик искусства, талантливый педагог, видный деятель культурного процесса первой четверти 20 столетия. Уроженец России Виктор Пальмов справедливо считается классиком украинского авангарда. Художник разработал собственную теорию «цветистости» и был автором ряда статей по проблемам теории новой живописи, печатавшихся в журнале "Новая генерация". Работы мастера попали в число «арестованных» и были в одном ряду с полотнами А. Богомазова, Д. Бурлюка, А. Экстер, «бойчукистов» запрещены к показу в галереях и музеях.

1888 - 1929

описание

Испанский (каталонский) живописец и скульптор, чье творчество оказало огромное влияние на целое поколение художников-модернистов. Произведения Жоана Миро относятся к самым ранним сюрреалистическим работам. Они послужили основой для дальнейшего формирования и развития стиля, пользующегося чрезвычайной популярностью и по сей день.Жоан Миро пробовал себя в различных модернистских и авангардистских течениях европейской живописи, но никогда не останавливался на одном из них окончательно, постоянно совершенствуя и обогащая свой художественный метод, экспериментируя с разными техниками и способами живописи. Результатом этих опытов стал собственный живописный язык мастера, основанный на сюрреальном мироощущении. Именно это позволило художнику переосмыслить основные принципы изобразительного искусства в соответствии с собственным оригинальным видением окружающей действительности.Уникальный мир Жоана Миро полон неповторимых образов и символов. Они представлены в виде чистых пластических знаков, расположенных в пустом пространстве, но не являются полностью абстрактными, а скорее напоминают наивное искусство или рисунки детей. Картины Миро состоят из геометрических, правильных или неправильных фигур, танца извилистых линий и мелких деталей, имеющих мистическое значение и создающих непередаваемую атмосферу каждой работы.

1893 - 1983

описание

Белорусский живописец, график, иллюстратор и сценограф еврейского происхождения, мастер прикладного и монументального искусства 20 столетия. Марк Шагал стал одним из самых узнаваемых на международном уровне творцов. Когда многие из его соратников-сверстников проводили амбициозные эксперименты, часто ведшие к абстракции, он свято верил в силу образного искусства, которое поддерживал своим творчеством.Несмотря на воспринятые авангардистские идеи, он оставался романтиком. Родившись в Белоруссии, Шагал работал в России, во Франции, где сразу стал видной фигурой в «Эколь де Пари», позже - в Соединенных Штатах и на Ближнем Востоке. Путешествия подтверждали его имидж архетипического «странствующего еврея», считавшего, что искусство уничтожает границы и сословия.Влияние Марка Шагала столь же обширно, как и количество стилей, которые он ассимилировал в своем искусстве. Никогда полностью не соглашаясь с каким-либо одним движением, он переплел многие из визуальных элементов кубизма, фовизма, символизма и сюрреализма в свою лирически эмоциональную эстетику с неизменным присутствием еврейского и славянского фольклора.Шагал, как и Пикассо, - яркий пример современного художника, который оставил огромное наследие - живопись (как маслом, так и гуашью, акварелью), фрески, травление, витражи, керамические изделия, театральные декорации и костюмы.

1887 - 1985

описание

Крупный английский художник, известный художественный критик и теоретик, который считается автором такого термина, как постимпрессионизм, а также предтечей особой разновидности британского футуризма - вортицизма. Увлекшись французскими художественными течениями, Роджер Фрай смог организовать в Лондоне выставку с участием работ нескольких художников из парижских группировок. Несмотря на жесткую критику, художник повторил такой показ через два года и тем самым помог постимпрессионизму и кубизму «взять штурмом» британское изобразительное искусство. Вторую выставку художник запечатлел на полотне, входящем сейчас в коллекцию парижского Музея Орсе.Большое значение для становления британского авангарда имела работа организованной Р. Фраем дизайн-мастерской «Omega Workshops», где начинали карьеру такие представители национального авангарда, как В. Белл, У. Льюис, Д. Грант, У. Робертс.Профессор и историк искусства Роджер Элиот Фрай, писал теоретические труды, эссе и лекции, которые пользовались огромной популярностью не только в Великобритании, но и оказали большое влияние как на многих художников, так и на искусствоведов из разных стран мира. Среди характеризующихся ясностью прозы книг, в которых автор демонстрирует блестящее знание истории, необыкновенные аналитические способности, - исследование творчества Поля Сезанна, Анри Матисса и др.

1866 - 1934

описание

Русская художница-авангардист, живописец и график, сценограф, много лет работавшая в Париже. В истории русского искусства имя Н.С. Гончаровой теснейшим образом связывают с именем М. Ларионова - они проработали вместе 60 лет сначала в России, потом в Париже. Необыкновенно талантливые творцы, сотрудничая, помогали один другому утверждать индивидуальность. Называемая «амазонкой авангарда» художница, участница группировок «Бубновый валет» и «Синий всадник», а значит, футуристка и кубистка, была смелым новатором в живописи, блестящим декоратором и до сих пор восхищает ценителей искусства редчайшим многообразием мощного художественного дарования.То, что называют «русским стилем» в профессиональном изобразительном искусстве никогда не существовало до гончаровского «Петушка». Она, безусловно, наследуя традиции лубка, используя народные представления о религии, фольклор Египта, обожаемой ею Скифии, соединила все в единую гармоничную стилистику.

1881 - 1962

описание

Крупный украинский живописец и график, один из основных представителей авангардного изобразительного искусства первой половины 20 столетия. Работал в жанрах пейзажа, портрета, натюрморта и сюжетной картины. Давид Штеренберг был талантливым педагогом, среди его многочисленных учеников и последователей такие видные мастера, как А. А. Дейнека и др. Разносторонне одаренная личность и творец, он был художником книги, мастером театральной декорации.Художник, опережая развитие новых стилей, разработал собственную теорию минимализма в натюрморте, в которой гармонично сочетались элементы примитивизма и кубизма. Он разработал и опубликовал программный трактат «Задачи современного искусства». Был удостоен звания заслуженного деятеля искусств СССР.Заслуга мастера перед мировым искусством в том, что при полной солидарности с авангардным искусством, он отстаивал основополагающее значение станковой живописи в общем формировании новой эстетики 20 столетия.

1881 - 1948

описание

Украинский художник и поэт, издатель, критик, работавший в России, Японии, Америке. Один из основоположников русско-украинского авангарда, традиционно именуемый «отцом русского футуризма». Был инициатором революционных идей, объединявших многие знаковые фигуры (Лентулов и Экстер, Богомазов и Пальмов, поэты Маяковский и Каменский, Кручёных и Хлебников, Асеев и Гуро), а также создателем группы «Гилея» - первого литературно-художественного союза футуристов. Он состоял в членах-организаторах новаторских групп «Венок Стефанос», «Бубновый валет», был членом московского «Союза молодёжи», мюнхенского «Синего всадника».Художник стал первым в Башкортостане мастером, который создал образы коренного населения, первым перенес авангард на землю Японии.Музей художника создан в Бруклине (Нью-Йорк, США), американская Международная Академия Зауми вручает ежегодно премию «Международная отметина им. Д. Бурлюка».

1882 - 1967

описание

Румынский живописец и скульптор еврейского происхождения, главный представитель авангарда этой страны в первой половине 20 столетия и в послевоенный период. Значительную часть творческой карьеры художник сделал во Франции. Хотя Виктор Браунер после его ранних постимпрессионистских и экспрессионистских опытов внес вклад в каждое авангардное движение, большая часть его творчества вписывается в концепцию сюрреализма.Активный в культурной жизни своей страны художник пытался развивать авангардистские движения – основал в Бухаресте издание журнала «75 НР», написал «Манифест пиктопоэзии», организовывал выставки дадаистов и сюрреалистов. Однако угроза попасть в застенки нацистов заставила художника поселиться во Франции.Браунер был активным и влиятельным участником объединения сюрреалистов, возглавляемого Андре Бретоном, но его творчество, считают специалисты, стояло особняком благодаря необузданной фантазии и, главное, серьезному увлечению эзотерическими идеями и аутентичным искусством разных народов мира. Это направление стало особенно выделять художника после того, как он потерял глаз – тот самый, который он изобразил выбитым на своем автопортрете за семь лет от самого события. Виктор Браунер был участником крупных сюрреалистических выставок, а в 1966 году (в год его смерти) был выбран для представления Франции на Венецианской биеннале. На Могильной плите кладбища Монмартр он завещал сделать надпись: «Живопись - это жизнь, настоящая жизнь, моя жизнь».

1903 - 1966

описание

Украинский художник-самоучка, один из ярких самобытных народных живописцев, работавший в Украине и в Молдавии, член Союза мастеров народного творчества Украины и Молдавского благотворительного фонда украинских профессиональных художников и народных мастеров «Renastere-Возрождение». Автор более 600 картин, находящихся в Национальном Художественном Музее Украины, Музее народного искусства Украины, Музее народного быта и архитектуры Украины и др. В доме художника в Сокирянах основан музей; одна из улиц названа в его честь.

1936 - 2012

описание

Испанский художник-самоучка до того, как в 50-летнем возрасте занялся изобразительным искусством, был активным членом революционных движений. Работы художника с подачи П. Пикассо приобретали Пабло Неруда, Франсуа Миттеран и Дэвид Ротшильд , Грета Гарбо и Хелена Рубинштейн, его персональные выставки устраивали несколько галерей Европы. Он был участником значительных коллективных экспозиций в Базеле и Риме, Роттердаме и Рабате, Загребе и Белграде. Кроме европейских музеев (Париж, и др.), картины приобретали музеи США, Бразилии. Художник включен в Единый художественный рейтинг «10 000 Величайших художников мира XVIII–XXI вв».

1895 - 1972

описание

Мартин Йонаш - ведущая фигура наивной живописи Сербии, один из основателей Галереи наивного искусства на своей родине, в поселке Ковачице. За время своей долгой и плодотворной творческой карьеры, художник принимал участие в более чем 400 персональных и коллективных выставках и был активным популяризатором наивного искусства сельских жителей. Мартин Йонаш отмечен множеством престижных премий, как в Сербии, так и за рубежом. Он получил большое количество художественных наград, в том числе и золотую медаль на большой международной выставке рисунков в Италии в 1978 году, наряду с Сальвадором Дали. Творчество художника насыщенно глубокой народной философией и почтением к нелегкому труду простого сельского жителя.

1924 - 1996

описание

Украинская художница-самоучка, график, мастер декоративной живописи. Основываясь на народных традициях, Анна Собачко-Шостак вносила в них современное звучание и элементы сказочной фантастики. Художница стала Мастером народного искусства (звание с 1936 г.) и членом Cоюза художников CСCР с 1939 г. Её работы были высоко оценены за рубежом, в частности, Анри Матиссом.

1883 - 1965

описание

Живописец, график, иллюстратор, театральный декоратор, создатель школы примитивного искусства в поселке Хлебине. Вместе со своими соратниками Крсто Хегедушич основал независимую художественную группу под названием «Земля» в 1929 году. Эта группа боролась за социальную справедливость и равноправие в обществе, за что подвергалась преследованиям со стороны государства. Художник часто посещал поселок Хлебине, где прошло его детство, а в 1930 году начал преподавать живопись талантливым местным крестьянам Ивану Генераличу и Франьо Мразу. Это стало началом знаменитой Хлебинской школы наивного искусства, которая прославила работы хорватских художников-примитивистов на весь мир.

1901 - 1975

описание

Мансийский и первый ненецкий художник. Считается создателем «северного изобразительного искусства». Стал известен благодаря его другу и биографу Г. Гору. Признан очень искренним, нежным наивным художником, тонким колористом. За короткую творческую биографию - всего семь лет, включая четыре года студенчества в специально созданных для народных самодеятельных художников мастерских.

1910 - 1942

описание

Иван Васильевич Клюн (настоящая фамилия — Клюнков) - русский художник-авангардист, теоретик искусства, яркий представитель нескольких новейших течений, в том числе супрематизма – особого ответвления русского абстракционизма в первой половине XX столетия.Соратник и друг, а также последователь К. Малевича, остававшийся в его тени и даже несправедливо считавшийся «авангардистом второго ряда», был одним из мастеров, наиболее самобытных как в кубофутуризме, так и в супрематизме. Лучшие его работы, без сомнения, родственные геометрическим абстракциям автора «Черного квадрата», по живописи более свободны, богаты на игру света и тени, прихотливы по иррационализму форм, порой доводимых автором до сверхвыразительного минимума. Эти качества привлекли знатока и коллекционера Георгия Костаки, благодаря которому произведения мастера сохранились и впоследствии стали известны. Костаки, выезжая в Грецию, вынужден был подарить стране часть своего личного собрания – работы Клюна, таким образом, оказались в Третьяковке и других главных коллекция СССР.Иван Клюн был активным участником культурной жизни «футуристических» столиц России, экспонентом всех значимых авангардных выставок, членом-учредителем объединений «Московский салон», «Супремус», автором нескольких теоретических трактатов, участником более поздней группировки «Четыре искусства».

1873 - 1943

описание

Хорватский художник, один из величайших представителей наивного искусства ХХ века. Иван Генералич привлек внимание общественности своей персональной выставкой в Париже в 1953 году, благодаря чему во всем мире возродился интерес к самобытному искусству художников-самоучек, а творчество хорвата завоевало огромную популярность и приобрело тысячи поклонников. Генералич активно развивал художественную школу в Хлебине, которая сыграла важнейшую роль в хорватском искусстве, проводил выставки по всему миру, завоевывая награды и почести, был членом Союза хорватских художников и имел большое количество учеников. Художник стал легендой еще при жизни, а его работы является неотъемлемой частью хорватского и мирового искусства.

1914 - 1992

описание

Хорватский наивный художник, принадлежащий ко второму поколению художников-примитивистов Хлебинской школы. Иван Веченай был одним из последователей Ивана Генералича, который развил и приумножил художественную традицию Хлебине. Кроме живописи, художник интересовался устным народным творчеством, и пробовал себя в роли писателя. Он собирал старинные пословицы, загадки и легенды, а также издал сборник народных песен и составил словарь Голе, который уместил более 12 000 старинных слов. Из всех художников Хлебинской школы Веченай был ближе всего к творчеству народа, а его картины, наполненные фантазией и искренней верой, вошли во Всемирную энциклопедию наивного искусства. Огромное значение для сохранения народной культуры имеет этнографический музей, который И. Веченай организовал в своей усадьбе.

1920 - 2013

описание

Известный хорватский художник, выходец из народа. Вместе с Иваном Генераличем и Мирко Вириусом он был учеником Крсто Хегедушича, основавшего школу наивного искусств в Хлебине, и одним из первых хорватских примитивистов. Франьо Мраз участвовал в экспозициях группы «Земля», а также во многих выставках примитивного искусства по всей Европе. В годы Второй мировой войны художник вел активную партизанскую деятельность и был советником в крупнейших антифашистских организациях. Получив профессиональное художественное образование, Мраз со временем возвращается к наивному стилю, открытость и непосредственность которого была ему наиболее близка.

1910 - 1981

описание

Французский живописец-самоучка, один из наиболее прославленных представителей наивного искусства (примитивизма). Начавший творческую карьеру после 40 лет художник был со временем признан всеми авангардными направлениями. Процесс развития искусства 20 века доказал, что, как и многие гении, великий Анри Руссо, прозванный Таможенником, свою эпоху намного опередил. Картины художника находятся в самых значимых музеях Франции, России, Великобритании, Германии, Чехии, Японии, Швейцарии и США.

1844 - 1910

описание

Украинская художница-самоучка, за пять лет расписавшая весь свой дом (семь помещений) с потолками, дверями, печью, все дворовые постройки, заборы, ворота. Работавшая в стиле наивного искусства уже пожилая художница справедливо поставлена в один ряд с такими украинскими самодеятельными художницами, как Мария Примаченко, Татьяна Пата, Екатерина Билокур, Анна Собачко-Шостак. При этом наивная живопись Полины Райко особенная, ближе стоит к аутсайдерскому искусству. О ее творчестве сняты сюжеты, в 2005 г. был выпущен на украинском и английском языках альбом-каталог росписей «Дорога в рай». Выставка фотографий настенной живописи наивной художницы с большим резонансом прошла в национальном центре народной культуры «Музей Ивана Гончара». Дом художницы в Олешках охраняется Законом Украины «Об охране культурного наследия».

1928 - 2004

описание

Сербская художница, знаменитая представительница наивного искусства Ковачицы. Зузана Халупова была одной из первых сельских женщин, которая вместо традиционной вышивки начала заниматься живописью и достигла в этом больших успехов. Вместе со своим земляком и наставником Мартином Йонашем, она стала основательницей Галереи наивного искусства Ковачицы, которая взята под охрану ЮНЕСКО и где и поныне выставляются работы талантливых художников-самоучек. Творчество Зузаны Халуповой было признано не только на ее родине, но и в Германии и Франции, ее картины печатались в известных журналах, посвященных изобразительному искусству. Почти все работы художницы раскрывают детскую тематику, она сотрудничала с благотворительным фондом ЮНИСЕФ и Красный Крест и создала несколько работ специально для этих организаций.

1925 - 2002

описание

Русская художница-самоучка, живописец и график. Одна из самых известных представителей наивного искусства, работающих в Москве. Картины Кати Медведевой вот уже 40 лет ценятся, активно выставляются на выставках, являются предметом коллекционирования, успешно продаются во всем мире. Произведения самодеятельного автора находятся в Государственном музее-заповеднике «Царицыно» и в Государственном Доме народного творчества (Москва), в Колодзей Арт Фаундейшн (Хайланд Парк, США), в десятках галерей современного искусства и в десятках частных коллекций России и Германии, Франции и США, Японии и др. По версии Союза художников России, художественный рейтинг Е.И. Медведевой позволяет ей быть номинированной для интернет-проекта «10000 лучших художников мира 18-21 вв.».

1937

описание

Русская украинского происхождения художница-самоучка, одна из самых видных и признанных в мире представительниц самодеятельного изобразительного искусства. Е. Волкова – первая из художников, работавших в стиле наивного искусства, чья прижизненная персональная выставка проходила в Государственной Третьяковской галерее (декабрь 2005 - январь 2006 гг.). По инициативе и усилиями Валентина Волкова, сына художницы, в Москве открыт её частный музей. Имя Елены Волковой внесено в английскую и американскую энциклопедии наивного искусства.

1915 - 2013

описание

Яркая и прославленная украинская представительница «народного примитива», Народный художник Украины. Известна также как иллюстратор многих детских книг. Знаковая фигура не только в модернистской украинской культуре, но и как мастер фэнтезийной живописи, признанный далеко за пределами страны. Произведения экспонировались по всему миру: в Париже и Монреале, Праге и Софии, Варшаве и др. Имя художницы золотыми буквами значится во Всемирной энциклопедии искусства. По решению ЮНЕСКО годом М. Примаченко был объявлен 2009. Из наследия в более чем 900 картин, Национальному художественному музею Украины принадлежит 650.

1909 - 1997

описание

Украинская художница-самоучка, график и мастер декоративной народной живописи, Народный художник Украины (1956), яркая представительница наивного искусства.Творчество сельской художницы относится к высоким достижениям культуры Украины в 20 веке, предмет исследования искусствоведов. В Яготинском историко-краеведческом музее организованы две экспозиции: живописное и графическое наследие Билокур; большой зал Государственного музея украинского народного декоративного искусства посвящен ее творениям. В 1980 г. вышел телеспектакль «Катерина Билокур», в 1983 композитор Л. Дичко создала одноименный балет, в 1986 снято документальное кино «Волшебный мир Белокур», в 1989 - художественная двухсерийная кинолента «Буйная», в 2009 - спектакль "Два цветка цвета индиго" поставил театр Франко. В 1990 г. учреждена ежегодная премия имени Е.В. Билокур, вручаемая в день Святой Екатерины.

1900 - 1961

описание

Польский и украинский (лемковский) художник-самоучка. Признан в мировом изобразительном искусстве как один из крупнейших наивных художников.Удивителен тот факт, что Никифор - незаконнорожденный и абсолютно одинокий, почти глухой и косноязычный, почти неграмотный нищий - проявил огромное упорство в достижении цели, поставленной себе. Он хотел стать «Матейко из Крыницы», еще не зная, что ироничное прозвище – это фамилия знаменитого художника. Он стал Никифором, которого и без фамилии знает весь художественный мир. Колоссальная трудоспособность и желание рисовать сделали возможным появление рекордного в истории изобразительного искусства количества созданных работ. И это не считая тех, что погибли в качестве растопки, предложенные в оплату за кусок хлеба, тех, что исчезли из сундука, когда Никифора арестовали по подозрению в шпионаже, тех частично неучтенных, что покупали еще мокрыми поклонники, приезжавшие в Крыницу к ставшему знаменитым уже пожилому и неизлечимо больному примитивисту.Оставленное наследие колоссально - насчитывается до 40 тысяч только сохранившихся работ. В настоящее время его работы экспонируют разные художественные собрания галерей и музеев, а также значительных частных коллекций. Большинство картин собрано в региональном музее г. Новая Сонча, в музее Никифора в Крынице (открыт в 1995). Самородок-художник - герой фильма «Мой Никифор» ( К. Краузе, 2004). Памятники лемку Никифору (Епифанию) Дровняку, которому на польской родине выдали документы с именем Никифор Крыницкий, установлены в Крынице и во Львове.

1895 - 1968

описание

Американский еврейского происхождения художник-самоучка, уроженец российской Польши. Писал ню, пейзажи, портреты, натюрморты, во множестве изображал животных, как диких, так и домашних. Пытаясь следовать академическим художественным условностям, пришел в итоге к нетрадиционному своему собственному стилю, полностью подпадающему под определение наивного искусства. За короткую творческую карьеру (начал писать в 65 лет, а прожил 74 года) создал 77 произведений. Из них большинство принадлежат коллекции нью-йоркского МоМА (аббревиатура от «Museum of Modern Art» - Музей современного искусства) и парижскому Национальному музею арт-модерн.

1872 - 1946

описание

Настоящее имя - Анна Мария Мозес, урождённая Робертсон. Американская художница-самородок, одна из первых и основных представителей живописного примитивизма в стране. Начав писать почти в 60 лет, художница стала экспонентом на сотнях выставок не только в США, но и по всей Европе. Было выпущено 16 млн. рождественских открыток бабушки Мозес. В 1949 г. президент Трумэн вручил художнице премию «За выдающиеся достижения в искусстве», она получила почетную докторскую степень в нескольких учебных заведениях США. Фабрики выпускали ткани и посуду с рисунками Мозес, о ней были сняты фильмы, самой продаваемой книгой по искусству стала монография «Бабушка Мозес: американский примитив» (автобиографические заметки, редакция О. Каллира, введение Л. Бромфилда). День рождения бабушки Мозес становится праздником в штате Нью-Йорк (прожила художница 101 год). В её честь назван кратер на Венере.

1860 - 1961

описание

Русский художник-самоучка, один из ведущих представителей старшего поколения наивных художников. Автор более десяти персональных экспозиций, был высоко оценен на международной выставке Insita-1997 (Братислава, Словакия, Гран-при), на Интернациональном конкурсе наивного искусства «Gallerie pro art Kasper» (Швейцария, 2000, Гран-при). С успехом выставки проходили в США (галерея Сент-Этьен, Нью-Йорк) и Германии (музей Ш. Цандер), в Амстердаме (Hamer gallery) и Эдинбурге (Ziv gallery). Картины П. Леонова использовались в киноленте «Серафим Полубес и другие жители Земли». Фильмы о нем и его творчестве снимались в 1998 («Леонов и его жена Зина вышли на прогулку», призы фестивалей в Бельгии и Германии), в 1999 («Leonov», Netherlands), в 2001 («Леонов из Маховиц»).

1920 - 2011

описание

Украинский художник-авангардист, живописец и дизайнер, активный и выдающийся участник различных новейших художественных течений и групп 1910-1920-х годов 20 столетия. Его в искусствоведении часто именуют «украинским Пикассо».

1894 - 1968

описание

Русский живописец и график, официально именовавший себя художником−исследователем. Был одним из признанных лидеров авангарда в своей стране, теоретик и основатель, а также практик и учитель «аналитического искусства» -реформирующего уникального течения, которое оказывало заметное влияние на художественные умонастроения многих творцов первой половины XX столетия.Филонов в авангардное движение привнес элементы научного познания и занимался объединением разных способов познания мира, опираясь на интуицию. По сути, художник, имевший феноменальные способности в абстрагированном мышлении, развивал символическое понимание живописи, призванной не только изображать объект, но и размышления о нем и о способе его передачи, то есть к символизму добавил саморефлексию.У Филонова было немало последователей и подражателей, но силы его оригинальной «сделанности» достичь было трудно. «Аналитическое искусство» Филонова, образовавшее символистскую ветвь в русском авангарде, стояло в оппозиции к конструктивизму и супрематизму и более всего приблизилось к сюрреалистическим мотивам европейского модернизма.Произведения мастера чрезвычайно востребованы на арт-рынке и постоянно экспонируются во всем мире. На выставке в парижском центре Ж. Помпиду в 1990 году обнаружились 8 похищенных из Русского музея работ, семь из которых в результате многолетних переговоров удалось вернуть.

1883 - 1941

описание

Грузинский художник-самоучка, яркий и всемирно известный представитель наива. Наибольшие собрания из почти 300 сохранившихся работ находятся в Грузии (Государственный музей искусств), в Государственном музее искусства народов Востока и в Третьяковской галерее (Москва). В селе Мирзаани в 1982 году открыт дом-музей художника. Ему посвящено несколько фильмов: «Арабески на тему Пиросмани» С. Параджанова (короткометражный,1985), «Любовь с акцентом» по сюжету «миллиона алых роз», 2011 г. и др.

1862 - 1918

описание

Альфред Уоллис — английский моряк и живописец-самоучка, яркий и самобытный представитель наивного искусства.Живописные произведения, посвященные изображению Корнуолла, востребованы и как самоценная культурная ценность с ее чистотой и выразительностью, и как возможность видеть знаменитую местность в ее блике начала 20 века. Дом Уоллиса в самом центре Сент-Ива принимает желающих ознакомиться с местом, где жил и творил прославившийся на склоне лет художник наивного стиля. Работающий как мини-отель коттедж полон копий его произведений, оригиналы которых находятся в престижной столичной галерее Тейт.

1855 - 1942

описание

Английский художник и декоратор, работавший по большей части в стиле примитивизма.Отец Джона Кристофера Вуда был врачом общей практики. Будущий художник обучался на кафедре архитектуры в Ливерпульском университете.Кристофер Вуд прожил очень короткую, но насыщенную творчеством жизнь, работая и выставляя свои произведения как во Франции, так и в Англии. Общаясь в богемных художественных кругах Парижа и Лондона, Вуд был единственным английским художником своего поколения, которого приняло европейское культурное общество и представители искусства. Он был участником общества английских художников «Семь и Пять» и разработал декорации для балета Дягилева «Ромео и Джульетта». Своеобразность манеры художника и близость к авангардным художественным течениям Европы делает Кристофера Вуда одним из наиболее интересных и значимых английских художников 20-х годов ХХ века.

1901 - 1930

описание

Украинский живописец и график, искусствовед и критик, теоретик искусства и мемуарист, долгое время живший и работавший во Франции.Был одним из 10 детей директора местного банка. По настоянию матери обучался в Черниговской семинарии, где познакомился с писателем М. Коцюбинским, с которым потом долго переписывался.Один из известных авангардистов, А. Грищенко был активным деятелем Парижской группы украинских художников, поддерживал постоянные связи с АНУМ во Львове (Ассоциация независимых украинских художников). Участник и с 1931 года член парижских Салонов, чьи работы представлены, кроме Франции и Украины, в национальных музеях современного искусства Копенгагена, Брюсселя, Мадрида, Осло, Бостона, Филадельфии, а также в Государственном русском музее и Третьяковской галерее (Россия). Особую ценность имеют теоретические исследования А.В. Грищенко в области искусства и книги воспоминаний.

1883 - 1977

описание

Мартирос Сергеевич (Саркисович) Сарьян - российский и армянский живописец-пейзажист, график и театральный художник.Родился в армянской патриархальной семье. В 1897-1904 годах прошел курс обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.Активный участник выставок "Голубой розы", Союза русских художников, "Мира искусства", журнала "Золотое руно", объединения "Четыре искусства". Основатель Академии художеств в Армении имел звание академика, Народного художника СССР, Героя Социалистического Труда, награждался государственными премиями. Творчество и деятельность М. С. Сарьяна сыграли ведущую роль в становлении национальной армянской школы живописи. В Ереване был открыт Дом-музей Мартироса Сарьяна.«Природа создаёт человека, чтобы взглянув на себя его глазами, насладиться изумительной своей красотой», - так говорил художник о творчестве.

1880 - 1972

описание

Афроамериканский живописец-самоучка, один из самых первых и наиболее талантливых чернокожих художников стиля «наив» в своей стране.Гораций (или Хорас) Пиппин добился успеха в Америке (тогда – «стране для белых») и получил еще при жизни широкую известность. Он сумел свой талант развить и достичь мастерства таких высот, что картины ставятся в ряд с произведениями такого художника с мировым именем, как Таможенник Руссо (Франция). Работы высокоодаренного темнокожего живописца находятся во многих музеях США.

1888 - 1946

описание

Американский художник-самоучка ирландского происхождения.Стал первым представителем наивного искусства (американский аналог названия стиля - «искусство аутсайдеров»), еще при жизни признанным художественной элитой Америки, а затем стал известен и в мире. Кейн вошел в историю мирового изобразительного искусства мощным по силе воздействия на зрителя автопортретом и своими пейзажными картинами промышленного Питтсбурга. Произведения художника принадлежат нескольким крупным музеям Америки (к примеру, Метрополитен, Нью-Йорк). Высокая оценка его творчества профессиональными художниками сыграла особую роль в развитии американской живописи и проложила дорогу к признанию других самоучек.

1860 - 1934

описание

Канадский художник-самоучка индейского происхождения, основатель Woodland School (Вудлэндская или лесная школа).Самый оригинальный и известный художник своей страны. Норваль Мориссо стал первым, кто изобразил на полотнах древние мифы и легенды, передаваемые устной традицией племени оджибва (Ojibwa). Наивный художник считается создателем художественного стиля «Вудленда» («лесная земля»). В 1989 году стал единственным из канадских художников, приглашенных к участию в выставке «Волшебники Земли» в Парижском Музее современного искусства. Его персональные выставки наперебой устраивали знаменитые галереи США. Художник удостоен почетной степени в Королевской академии искусств своей страны и наивысшей гражданской чести – членства в Ордене Канады, а также получил высшую награду Ассамблеи первых наций -Орлиное перо. Его работы приобретают самые престижные музеи мира.

1932 - 2007

описание

Австрийский художник чешского происхождения, выдающийся представитель экспрессионизма.Родился в семье потомственного ювелира из Чехии. Детство и юность художника прошли в Вене, где он изначально обучался на химика, а в возрасте 19 лет поступил в Венскую Школу искусств и ремесел. Ученик Густава Климта, Оскар Кокошка был лидером австрийского модернизма, участником берлинской группы «Штурм» и многочисленных художественных выставок, профессором Дрезденской и Зальцбургской академии художеств. Он известен также как талантливый писатель и драматург, чьи произведения привлекали внимания своей смелостью и вызывали неоднозначную реакцию публики. Творчество Кокошки заложило основные черты, характерные в дальнейшем для экспрессионистской живописи и театра. В 1980 году Федеральным правительством Австрии была учреждена Премия Оскара Кокошки - одна из крупнейших австрийских наград в области современного искусства.

1886 - 1980

описание

Украинский художник, живописец и график, основатель монументального искусства Украины 20 столетия. Работал в стилях экспрессионизма, примитивизма и соцреализма.Учитель сельской школы, где учился юный Михаил, заметив талант парня, написал о нем в газету с целью найти наставника для начинающего художника. Художник из Львова Юлиан Панкевич взял Михаила под покровительство. Он учил его в своей мастерской, на полгода поехал с ним в Вену для ознакомления с музеями.Был лидером группы единомышленников, называемых в истории изобразительного искусства «бойчукистами». Член Научного общества им. Т. Шевченко, Ассоциации Революционного Искусства Украины, один из основателей Украинской Академии искусств. Относится к представителям Расстрелянного возрождения Украины.

1882 - 1937

описание

Русский художник, декоратор, график, один из ярких и активных основоположников русского авангарда в нескольких его направлениях. Работал в стилях позднего импрессионизма и фовизма, примитивизма и футуризма, лучизма, сюрреализма.Художник родился в семье военного фельдшера. Михаил с детства любил рисовать и часто возвращался в Тирасполь на летние этюды.М. Ларионов – изобретатель и теоретик стиля «лучизм», признанного в истории мировой культуры и являвшегося предтечей и составной частью беспредметного искусства, но существовавшего в основном в России. Яркий организаторский талант проявился в организации известных группировок «Бубновый валет», «Ослиный хвост». Как декоратор и создатель костюмов работал во многих постановках «Русских балетов» С. Дягилева.В Париже Ларионов проявился как график и как выдающийся театральный художник. Его эскизы к декорациям и костюмам стали самостоятельными произведениями и вошли в коллекции музеев и частных собраний, как «Дама с веером».Что бы не создавал Ларионов, его живое искусство обладает удивительной способностью не оставлять зрителя равнодушным.

1881 - 1964

описание

Польский художник, литературный критик, поэт и драматург, стремившийся сочетать наивность народного искусства с современными художественными течениями: дадаизмом и футуризмом. Родители будущего художника были помещиками и дали сыну хорошее образование. Титус окончил среднюю школу в городе Новы Сонч, а в 1902 году поступил на факультет живописи Академии изобразительных искусств в Кракове. Здесь его учителями были выдающиеся художники Ю. Мехоффер и С. Выспяньский. Получивший образование в Париже и учавствовавший в выставке Салона Независимых в 1911 году, Титус Чижевский оказал сильное влияние на развитие авангардного искусства Польши. Он был участником и одним из организаторов группы польских экспрессионистов, позже преобразованных в группу «Формисты», и редактировал журнал с одноименным названием. На протяжении нескольких лет работал в посольстве Польши в Париже, занимался преподавательской деятельностью, издавал научные труды в области искусства.

1885 - 1945

описание

Французская художница-самоучка, яркая и чрезвычайно самобытная представительница наива.Произведения Серафины становились частью выставок «чистого искусства» в 1920-х годах во Франции, а также были показаны во многих коллективных и персональных экспозициях в Швейцарии, Германии, США в 1945 г. Большая коллекция работ находится в музее А. Майоля (Париж). Статья о С. Луи входит в обширную энциклопедию «Наивное искусство» (1984 г., совместный проект Югославия-Англия). В 2008 во Франции был презентован фильм «Серафина», получивший 7 призов престижной премии «Сезар».

1864 - 1942

описание

Французский художник-самоучка, прозванный Садовником по роду занятий, но больше из-за любви к натюрмортам с цветами. Он писал также пейзажи, исторические, мифологические сюжетные полотна, портреты.Начав карьеру живописца в возрасте 46 лет, А. Бошан за 40 лет создал около 3000 картин. Выставки произведений проходили по многим странам Европы, в США и Японии. Он - единственный из французский художников-любителей удостоен звания кавалера Почетного легиона за творческую деятельность и военную службу. Большие коллекции работ находятся в крупных музеях Франции, Германии.

1873 - 1958

описание

Французский художник-самоучка, крупный и прославленный представитель наивного искусства.Работал в самых разных жанрах – пейзаж, натюрморт, портрет, но особенно прославился картинами с цирковыми сценами. Выставки Камиля Бомбуа проходили по всему миру, его многочисленные картины в основном находятся в частных коллекциях и имеют чрезвычайно высокую цену на аукционах.

1883 - 1970

описание

Американский живописец, талантливый акварелист, один из первых художников в Соединенных Штатах, который стал использовать в своей живописи раздельные области цвета, характерные для постимпрессионизма.Родился в семье торговца. В 1868 году семья переехала в Бостон, где прошло детство художника.Морис Прендергаст проводил жизнь в постоянных путешествиях между Европой и Америкой, каждый раз привозя из Парижа новые веяния в живописи и новые знакомства. Он первым из американцев осмыслил значение творчества Поля Сезанна для развития мировой живописи и приложил немало усилий, чтоб познакомить соотечественников с его произведениями. Художник был членом группы американских художников «Восемь», и участвовал с ними знаменитой выставке «Армори Шоу» в 1913 году. Семь акварелей, которые были на ней показаны, представили Прендергаста как центральную фигуру в американской живописи, вероятно, величайшую из его поколения.

1858 - 1924

описание

Израильский и румынский художник и архитектор, издатель и литератор, значимая фигура в мировом авангарде 20 века.Родился в еврейской семье. Обучаясь в средней школе, брал параллельно частные уроки по игре на фортепиано и индивидуальные уроки по изобразительному искусству у румынского художника-экспрессиониста Иосифа Изера.Был теоретиком дадаизма и одним из ведущих экспонентов конструктивизма в Восточной Европе, а также членом-учредителем нескольких творческих новаторских объединений художников в Румынии и Израиле. Марсель Янко стал организатором и устроителем деревни художников и скульпторов в Эйн-Ход вблизи Хайфы (Израиль), где и сейчас активно работает музей Янко-Дада и студии-мастерские. Является лауреатом нескольких престижных премий на исторической родине.

1895 - 1984

описание

Американский художник немецкого происхождения, выдающийся график и карикатурист, фотограф, талантливый преподаватель.Родился в семье музыкантов из Германии. С ранних лет демонстрировал музыкальные способности, и родители видели в нем успешного музыканта. После переезда семьи в Германию в 1887 году, Лайонель предпочел музыке изобразительное искусство. Он посещал художественную школу в Гамбурге, а в 1889-1892 годах был студентом в Художественной академии в Берлине. Уже в студенческие годы художник начал сотрудничать с изданием «Юмористические страницы», где размещал свои карикатуры.Лайонель Фейнингер прославился в США как автор остроумных карикатур и забавных комиксов, которые печатались в еженедельных журналах, но истинное признание приобрел на исторической родине – в Германии, где прошли наиболее плодотворные его годы. Фейнингер тесно сотрудничал с членами мюнхенского объединения «Синий всадник» и активно участвовал в совместных выставках экспрессионистов. Он был одним из основателей группы «Четверо синих», которая, к сожалению, просуществовала очень недолго. Жизнь художника связана с Веймарским «Баухаузом»: здесь он преподавал гравюру и живопись, иллюстрировал дидактические издания и оформил художественную галерею заведения. Творчество художника отмечено собственным ярким стилем, основанном на смеси кубизма, футуризма и экспрессионизма с легкой ноткой романтики в сюжетах и образах.

1871 - 1956

описание

Французский живописец, график и дизайнер, яркий представитель фовизма и кубизма.Рауль родился в многодетной семье. Его отец и братья увлекались музыкой и театром.Художник известен своими легкими и радостными полотнами, изображающими отдых и праздники. Кроме живописи, Рауль Дюфи занимался иллюстрацией и графикой и проявил себя как талантливый дизайнер тканей, который был очень востребованным и диктовал моду всему Парижу.Художник был удостоен Ордена Почетного легиона, его персональные выставки проходили в Париже, Праге, Цюрихе, Брюсселе, Нью-Йорке. Он получал много крупных заказов, в том числе и огромное настенное полотно, посвященное истории возникновения электричества для Парижской международной выставки 1937 года.

1877 - 1953

описание

Французский художник, скульптор, мастер монументального декоративного искусства, один из грандов изобразительного искусства начала ХХ века.Отец будущего художника занимался скотоводством, и умер, когда Фернану было всего несколько лет. Леже получил начальное образование в церковной школе в Теншебре, а после учился на архитектора в Канне.Фернан Леже сыграл важную роль в формировании и распространении кубизма и заложил основы для таких авангардных течений, как неопластицизм и конструктивизм. Художник активно сотрудничал с группой кубистов «Золотое сечение», участвовал в выставках «Салона Независимых», «Осеннего салона», авангардного объединения «Стиль», основанного Мондрианом в Нидерландах и российского «Бубнового валета». Его интерес к возможности синтеза искусств привел к разработке и реализации нескольких архитектурных и дизайнерских проектов. Художник также ярко проявил себя в сфере прикладного творчества, сценографии, кино, книжной графике. Совместно с Озанфаном основал Свободную художественную школу, а позже и Современную художественную академию. С 1940 г. художник проживал в США, где преподавал в Йельском университете и в колледже Миллса в Калифорнии и многого добился в продвижения современных художественных тенденций в стране.

1881 - 1955

описание

Выдающийся российский живописец и рисовальщик, работавший в жанрах портрета, бытовой и сюжетной картины, театральной декорации.Родился в семье рано умершего (Борису не было двух лет) профессора духовной семинарии. Четверых детей на небольшую пенсию растила мать, дававшая уроки музыки и шившая. Окончив церковно-приходскую школу, учился в гимназии, где пристрастился к рисунку. Когда в 1887 году в Астрахани открылась XV выставка художников-передвижников, Борис, рассматривая с замиранием сердца картины, решил стать художником. Мать, несмотря на бедность, поддержала стремление сына.Был академиком живописи, входил во все прогрессивные сообщества Петербурга, создававшиеся в начале 20 ст., но при этом стоял от них особняком в силу своего уникального дарования. Автопортрет художника занял место в престижной флорентийской галерее Уффици, а в Астрахани открыт его Дом-музей. Востребованность искусства Кустодиева не уменьшается – в 2012 г. картина «Извозчик» из коллекции П. Капицы продана за 4,4 млн. ф. стерлингов.

1878 - 1927

описание

Выдающийся венгерский художник еврейского происхождения, один из самых известных представителей венгерского авангарда первой половины 20-го столетия. Он родился в еврейской семье рабочего класса. Используя эстетику и приемы целого ряда современных движений, Бела Кадар создал мощные образы, основанные на мадьярской (венгерской) культуре и легендах. Художник был членом популярной берлинской художественной группировки «Der Sturm», его произведения экспонировались в Европе и Америке, закупались национальным музеем Венгрии и остаются востребованными в мире по сей день.Излюбленными были сюжеты с присутствием скачущих лошадей, игрушечных лошадок или статуэток, появлявшихся в городских и интерьерных картинах, в портретах и пейзажах. Другой часто воспроизводимый художником мотив – музыка. Его обнаженные женщины изображались с гитарами и другими инструментами в самых неожиданных ракурсах. Картины мастера с сюжетами, написанными в легкой манере, стали широко известными - они дарили зрителю эстетическое удовольствие и легко вписались в любой интерьер. Сегодня его картины находятся во многих частных и общественных коллекциях по всему миру, включая Венгерскую национальную галерею в Будапеште.

1877 - 1956

описание

Венгерский художник-самоучка словацко-русинского происхождения, творчество которого в изобразительном искусстве в равной мере относят к стилю примитивизма и экспрессионизма.Тивадар Костка Чонтвари родился в семье уважаемого аптекаря. Когда мальчику было 12 лет, семья переехала в село Среднее (сейчас - территория Закарпатья, Украина). Тивадара отдали в обучение в город Унгвар (сейчас Ужгород) в коммерческую школу (изучал право и фармакологию). После окончания работал, как и отец, аптекарем.Значительную часть своей жизни провел в Ужгороде (современная Украина). Работал в живописи и в графике, запечатлевая то, что видел в своих многочисленных путешествиях. Был патриотом национального венгерского искусства и опирался на традиции народа. Картины Тивадара Чонтвари – в основном это сюжетные полотна и портреты – являются востребованными по сей день и очень высоко ценятся на аукционах. Самой большой коллекцией располагает Венгерская национальная художественная галерея (127 полотен) и Музей художника в городе Печ. В Ужгороде установлены два памятника художнику, в том числе мини-скульптура (2016 г.).

1853 - 1919

описание

Выдающийся мексиканский живописец, муралист, а также политический деятель левого толка. Родился в Гуанахуато (северо-запад Мексики) в знатной и зажиточной испанской семье. Мать была еврейкой из числа конверсо (обращена в католицизм). Брат, близнец Диего, умер в двухлетнем возрасте. Рисовать мальчик начал с трехлетнего возраста, и родители активно его поощряли. Самый влиятельный мексиканский художник 20 столетия значительные периоды своей карьеры работал во Франции и США. Его творчество послужило основой концепции общественного искусства в Америке, став значительной частью Федеральной программы развития национального искусства в 1930-1940-х годах. Д. Ривера широко известен в мире как художник-монументалист и как муж художницы Фриды Кало. Хотя главным его наследием, без сомнения, являются росписи, в творческой карьере был довольно продолжительный и заметный кубистический период, когда было создано около 200 полотен.

1886 - 1957

описание

Мексиканская художница, наиболее прославившаяся необычными автопортретами, а также своим человеческим стоицизмом и способностью к творческому эпатажу. Живопись стала для Фриды Кало способом изучать вопросы самоидентичности и существования после того, как 19-летняя девушка восстанавливалась после тяжелой аварии. В результате Кало, не имевшая систематического художественного образования, но обладавшая природным талантом и смелостью самовыражения, стала одним из первых художников мексиканского авангарда и ярким представителем европейского сюрреализма.Ф. Кало не только вступила в уже существующий поток новейших тенденций в изобразительном искусстве, но также расширила его границы для женщин-художниц. Новые и четко сформулированные средства для обсуждения самых сложных аспектов женской идентичности в ее искусстве столь же значительны, как и мотивы самоидентификации через мексиканскую национальную культуру, прежде всего - через творчество народов доколумбовой Америки.Художница обычно использует визуальную символику физической боли в попытке лучше понять эмоциональные страдания. До работ Кало язык потери, страданий и смерти был относительно хорошо исследован некоторыми художниками-мужчинами (А. Дюрер, Ф. Гойя, Э. Мунк), но женщина пример такого искусства на мировом уровне дала впервые. Ф. Кало стала первым мексиканским художником, произведение которого было приобретено парижским Лувром. В родительском доме Кало открыт один из самых популярных музеев мира.

1907 - 1954

описание

Баския был известен как граффити-художник и очень успешный нео-экспрессионист. Он является автором серии сумасшедших картин.С детства художник умел говорить по-английски, по-французски и по-испански. Мальчик читал стихи символистов, мифы и исторические книги. Он заинтересовался искусством в раннем возрасте, а также мечтал стать карикатуристом.

1960 - 1988

описание

Немецкий художник, скульптор, график и поэт. Один из ключевых фигур дадаизма и сюрреализма.Отец Эрнста был учителем в школе для глухих детей и художником-любителем. Именно поэтому под его руководством Макс начал рисовать в раннем возрасте. С самого детства он был очень впечатлительным и любил ходить в лес с отцом. В 1906 году родилась младшая сестра Эрнста. В тот же день умер его любимый попугай. Время этих двух событий поразило подростка, поскольку он решил, что его маленькая сестра забрала жизнь у птицы. С тех пор художник неоднократно изображал людей в виде птиц.

1891 - 1976

описание

Испанский художник, график, скульптор, режиссер и писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма. Автор работы «Постоянство памяти», одной из самых известных картин XX века.Дали начал рисовать в возрасте 4 лет. Он создал свою первую серьезную работу в возрасте 10 лет. Это был небольшой импрессионистский пейзаж, нарисованный на деревянной доске масляными красками. С тех пор Дали целыми днями сидел в маленькой специально выделенной комнате и рисовал картины. «Я хотел, чтобы мне выделили помещение прачечной под крышей нашего дома. Мне его выделили - и я превратил его в собственную мастерскую, украсив так, как хотел», - вспоминал он позже. Более того, он любил анализировать произведения известных художников. Он написал и опубликовал очерки о работах Веласкеса, Гойи, Эль Греко, Микеланджело и Леонардо да Винчи.

1904 - 1989

описание

Российская авангардная художница, работавшая в стилях супрематизм, неопримитивизм и кубофутуризм. Она создала «Зеленую линию», один из шедевров беспредметной живописи двадцатого века.В своих ранних работах художница использовала декоративные и яркие контрасты (например, в «Красном доме»). В дизайне футуристических книг она умело сочетала «хитрость женщины» с «ужасами кубизма».После революции художница принимала активное участие в реорганизации искусства. В поздний период творчества Розанова разработала свой собственный метод рисования, который был основан на декоративном эффекте живописи, ее цветовом аспекте.Поэт Бенедикт Лившиц писал, что Ольга Розанова была «человеком, который твердо знал, чего хочет в искусстве, и чей путь к цели был очень особенным, в отличие от других».

1886 - 1918

описание

Казимир Малевич был пионером геометрического абстрактного искусства, создателем авангардного супрематического движения и кубо-футуризма.Малевич создал свою первую картину в возрасте 16 лет. Она называлась «Лунная ночь». В своих полотнах он пытался объединить принципы кубизма, футуризма и экспрессионизма. Он также интересовался воздушной фотографией и авиацией, что привело его к абстракциям, вдохновленным воздушными пейзажами.

1878 - 1935

описание

Пабло Пикассо был испанским и французским художником, скульптором, графиком, театральным художником, керамистом и дизайнером. Он основал кубизм (вместе с Жоржем Браком и Хуаном Грисом), в котором трехмерное тело в оригинальной манере было нарисовано как серия наложенных друг на друга плоскостей. Известно также, что его картины занимают первое место в «популярности» среди грабителей.

1881 - 1973

описание

Лазарь Маркович Лисицкий - российский художник еврейского происхождения, яркий представитель авангарда первой трети 20 ст. Эль Лисицкого справедливо относят к «пионерам» в экспозиционном дизайне. Его знаменитые проуны (сокращение от «проекты утверждения нового») покоряли Европу - в Берлине была создана «Комната Проунов», а принципы, разработанные Лисицким, использовали для оформления выставок такие художники, как В. Татлин, П. Мондриан и др.Чрезвычайно значительна роль Лисицкого в наведении в 1920-ых годах действенных мостов между западным авангардом и русским постреволюционным искусством. Сотрудничая со многими художественными журналами, издававшимися в Берлине и Амстердаме, Лисицкий повлиял на развитие международного графического дизайна XX ст. и на целое поколение европейских художников. Лисицкий считал, что художник - агент социальных перемен, который ищет и внедряет новый выразительный язык через плакаты с ярким визуальным эффектом, легко понимаемый всеми социальными слоями во всех странах мира. Пропагандистская сторона многих работ не затмевает того, что художник привнес в использование форм, сплошных цветов, в их организацию в пространстве произведения. Его творческая концепция развивала направление, когда совокупностью работы является уникальный стиль, вмещающий живопись, архитектуру, скульптуру.Художник был активным деятелем еврейского национального культурного возрождения, организатором и участником выставок, иллюстратором еврейской литературы. Ценным вкладом стало опубликованное в 1923 году в Берлине эссе «Воспоминания о могилевской синагоге» — единственная теоретическая работа Лисицкого, посвящённая еврейскому декоративному искусству.

1890 - 1941

описание

Материалы: бумага, гуашь. Местонахождение: частная коллекция.

1933

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Национальном художественном музее Украины (Киев).

1926

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Национальной галерее искусства (Вашингтон, США).

1922

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1917

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Художественный институт Чикаго (США).

1938

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Centre Pompidou - Musée National d'Art Moderne (Париж, Франция).

1930

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в галерее Тейт Модерн, Лондон (Великобритания).

1919 - 1921

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Музее Хепворт Уэйкфилд (Великобритания).

1915

описание

Материалы: масло, песочная доска. Местонахождение: находится в National Portrait Gallery, London (Великобритания).

1929

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва (Россия).

1933

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург (Россия).

1920

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва (Россия).

1911

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва (Россия).

1912

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва (Россия).

1911

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Галерея Тейт Модерн, Лондон (Великобритания).

1908

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург (Россия).

1916

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Муниципальном музее в Брюгге (Бельгия).

1925

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Музее изобразительного искусства в Остенде (Бельгия).

1923

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Museum of Fine Arts, Ghent (Belgium).

1926

описание

1968

описание

1987

описание

1979

описание

1980

описание

Собрание Г.С. Гора.

описание

Собрание Б.И. Бурсова.

описание

Собрание В.А. Каверина.

описание

Собрание И.С. Соколова-Микитова.

описание

Собрание Е.Я. Саяновой.

описание

Собрание Е.Я. Саяновой.

описание

1969

описание

1959

описание

1956

описание

1936

описание

Материалы: масло, холст. Размеры: 116 x 90 см. Местонахождение: Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

1910

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия.

1908

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей д'Орсэ, Париж.

1907

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.

1897

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей д'Орсэ, Париж.

1894

описание

Материалы: бумага, пастель. Местонахождение: находится в собрании А.Б. Стерлигова, Москва (Россия).

1964

описание

Материалы: бумага, акварель. Местонахождение: находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург (Россия).

1942

описание

Материалы: бумага, акварель, белила. Местонахождение: находится в Государственном музее истории Санкт-Петербурга (Россия).

1931 - 1932

описание

описание

описание

описание

описание

описание

описание

1989

описание

1992

описание

24 января 2006

описание

10 ноября 2005

описание

14 октября 2005

описание

14 октября 2005

описание

28 сентября 2005

описание

27 сентября 2005

описание

Частная коллекция В. Волкова, Москва.

описание

Частная коллекция В. Волкова, Москва.

1988

описание

Местонахождение: Московский музей современного искусства.

1983

описание

Местонахождение: Московский музей современного искусства.

1982 - 1984

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Центр Помпиду, Париж (Франция).

1931

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Коллекции Центра Ж. Помпиду, Париж (Франция).

1923 - 1924

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Королевский музей изящных искусств, Антверпен, Бельгия.

1891

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей Энсора, Остенде, Бельгия.

1888 - 1889

описание

Материалы: Бумага, гуашь. Местонахождение: Национальный художественный музей Украины, Киев.

1983

описание

Материалы: Бумага, гуашь. Местонахождение: ГМДУИ, Киев.

1978

описание

Материалы: Бумага, гуашь. Местонахождение: Национальный художественный музей Украины, Киев.

1978

описание

Материалы: Бумага, гуашь. Местонахождение: Национальный художественный музей Украины, Киев.

1972

описание

Материалы: Бумага, гуашь. Местонахождение: Национальный художественный музей Украины, Киев.

1961

описание

Материалы: Бумага, гуашь. Местонахождение: Национальный художественный музей Украины, Киев.

1947

описание

Материалы: Бумага, гуашь. Местонахождение: Национальный музей Т. Шевченко, Киев.

1940

описание

Материалы: бумага, гуашь. Местонахождение: Государственный музей декоративного украинского искусства (ГМДУИ), Киев.

1936

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Дом-музей Е.В. Билокур в Богдановке, филиал Яготинского исторического музея, Киевская область.

1955

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Яготинская картинная галерея, Киевская область.

1950

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: НМУНДИ, Киев.

1942

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: НМУНДИ, Киев.

1941

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Яготинская картинная галерея, Киевская область.

1920

описание

Материалы: карандаш, бумага. Местонахождение: частная коллекция.

описание

Материалы: карандаш, бумага. Местонахождение: Краковский этнографический музей, Польша.

1956

описание

Материалы: карандаш, бумага. Местонахождение: частная коллекция В. Лесича, США.

1940

описание

Материалы: карандаш, бумага. Местонахождение: Художественный музей г. Крыница-Здруй, Польша.

1920 - 1925

описание

Местонахождение: Staathiche Kunsthalle, Баден-Баден, Германия.

1943

описание

Местонахождение: коллекция Сидни и Харриет Дженис, Нью-Йорк.

1942

описание

Местонахождение: Нью-Йоркский музей современного искусства.

1941

описание

Местонахождение: Нью-Йоркский музей современного искусства.

1941

описание

Местонахождение: Нью-Йоркский музей современного искусства.

1940

описание

Местонахождение: Бруклинский музей, Нью-Йорк.

1939

описание

Местонахождение: Нью-Йоркский музей современного искусства.

1939

описание

Местонахождение: Нью-Йоркский музей современного искусства.

1937 - 1939

описание

Местонахождение: Художественный музей Беннингтона, Вермонт, США.

1940

описание

Местонахождение: Сигнахский краеведческий музей, Кахетия, Грузия.

описание

Местонахождение: Центр изобразительных искусств имени М.Т. Абрахама, Женева.

1916

описание

Местонахождение: Государственный музей изобразительных искусств Грузии, Тбилиси.

1915

описание

Местонахождение: Государственный музей искусства народов Востока, Москва.

1910

описание

Местонахождение: Государственный музей изобразительных искусств Грузии, Тбилиси.

1909

описание

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1909

описание

Местонахождение: Государственный музей изобразительных искусств Грузии, Тбилиси.

1900

описание

Местонахождение: Государственный музей изобразительных искусств Грузии, Тбилиси.

1900

описание

Местонахождение: Государственный музей изобразительных искусств Грузии, Тбилиси.

1900

описание

Местонахождение: Государственный музей изобразительных искусств Грузии, Тбилиси.

1905

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Национальном художественном музее, Киев (Украина).

1961

описание

Местонахождение: Галерея Тейт, Лондон.

описание

Местонахождение: Галерея Тейт, Лондон.

1938 - 1939

описание

Местонахождение: Галерея Тейт, Лондон.

1935

описание

Местонахождение: Галерея Тейт, Лондон.

1934

описание

Местонахождение: Галерея Тейт, Лондон.

1928

описание

Местонахождение: Галерея Тейт, Лондон.

1928

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в собственности семьи Лисициан (Россия).

1970

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Тбилисском Национальном музее искусств им. Ш. Амиранашвили (Грузия).

1967

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия (Россия).

1958

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Ярославском Государственном художественном Музее (Россия).

1931

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Государственном музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, Нукус (Узбекистан).

1927

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Шотландская национальная галерея современного искусства, Эдинбург, Шотландия.

1930

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Галерея Тейт, Лондон, Англия.

1930

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Галерея Тейт, Лондон, Англия.

1929

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Галерея Тейт, Лондон, Англия.

1929

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Кембридж, Англия.

1929

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Галерея Тейт, Лондон, Англия.

1928

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Кембридж, Англия.

1927

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1924

описание

Материалы: масло, холст.

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственный музей искусств народов Востока, Москва.

1937

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1921

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1919

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Частная коллекция Манашеровых, Москва.

1917

описание

Материалы: акварель. Местонахождение: частная коллекция.

1902

описание

Местонахождение: Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США.

1944

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Коллекция Филлипса, Вашингтон, США.

1943

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Пенсильванская Академия изобразительных искусств, Филадельфия.

1942

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей и сад скульптур Хиршхорна, Вашингтон.

1941

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1935

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей искусств Карнеги, Питтсбург, Пенсильвания.

1933 - 1934

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Институт Мансон-Уильямс-Проктор, Ютика, Нью-Йорк.

1933

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Галерея американского искусства Addison, Андовер, США.

1932

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США.

1932

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.

1933

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Детройтский институт искусств, США.

1930

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.

1929

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1928

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.

1928

описание

Местонахождение: Национальная галерея Канады, Оттава.

1976

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Национальный художественный музей Украины, Киев.

1922 - 1923

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Львовская галерея искусств, Украина.

1910

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Россия.

1912

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Галерея Тейт, Лондон.

1911

описание

Материалы: масло, темпера, бумага. Местонахождение: Художественный музей Базеля, Швейцария.

1906

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей современного искусства г. Лилля, Франция.

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей современного искусства г. Лилля, Франция.

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция Дианы Верни.

1930

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1928 - 1930

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Частная коллекция Дианы Верни.

1928 - 1930

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Париж.

1929

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей искусства и археологии г. Сенлиса, Франция.

1928

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей А. Майоля, Париж.

1925

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция Дианы Верни.

1920

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1939

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1933

описание

Материалы: масло, холст.

1929

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Коллекция Ш. Зандер, музей Беннигхайм, Германия.

1926

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1935

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1927

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1925

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1928

описание

Материалы: гуашь, акварель, бумага. Размеры: 50 x 66 см. Местонахождение: Частная коллекция, Нью-Йорк, США.

1930

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1928

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Частная коллекция, Женева, Швейцария.

1927

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Париж, Городской музей современного искусства.

1925

описание

Материалы: масло, холст. Размеры: 129 x 110 см. Местонахождение: Собрание Джимбел, Нью-Йорк, США.

1923

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей искусств, Гавр, Франция.

1907

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей современного искусства Андре Мальро, Гавр.

1905

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

1951

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

1950

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Институт искусства, Чикаго, США.

1941

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду, Париж.

1935 - 1939

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция, Женева, Швейцария.

1915

описание

Материалы: масло, дерево. Размеры: 23,2 x 30,5 см. Местонахождение: Находится в Музее искусств округа Лос-Анджелеса (США).

описание

Материалы: масло, холст. Размеры: 43 x 33 см. Местонахождение: Находится в Коллекция Долорес Олмедо, Мехико (Мексика).

1944

описание

Материалы: масло, холст. Размеры: 63,5 x 49,5 см. Местонахождение: Находится в Коллекция Николаса Мурая, Центр Гарри Рэнсом, Техасс (США).

1940

описание

Материалы: масло, холст. Размеры: 40 x 28 см. Находится в Музее современного искусства, Нью-Йорк (США)

1940

описание

Материалы: масло, холст. Размеры: 173,5 x 173 см. Местонахождение: Музей современного искусства, Мехико (Мексика).

1939

описание

Материалы: масло, холст. Размеры: 28,5 x 20,7 см. Местонахождение: Находится в Musée National d'Art Moderne de Paris (Франция).

1938

описание

Материалы: масло, доска. Размеры: 40 x 28 см. Местонахождение: Находится в Музее современного искусства, Нью-Йорк (США).

1937

описание

Материалы: масло, темпера, метал. Размеры: 30,5 x 34,5 см. Местонахождение: Музей современного искусства, Нью-Йорк (США).

1936

описание

Материалы: масло, холст. Размеры: 100 x 79 см. Местонахождение: Музей современного искусства Сан-Франциско (США).

1931