Борис Кустодиев - SKETCHLINE

назад

1878 - 1927

Борис Кустодиев

описание

Выдающийся российский живописец и рисовальщик, работавший в жанрах портрета, бытовой и сюжетной картины, театральной декорации.

Родился в семье рано умершего (Борису не было двух лет) профессора духовной семинарии. Четверых детей на небольшую пенсию растила мать, дававшая уроки музыки и шившая. Окончив церковно-приходскую школу, учился в гимназии, где пристрастился к рисунку. Когда в 1887 году в Астрахани открылась XV выставка художников-передвижников, Борис, рассматривая с замиранием сердца картины, решил стать художником. Мать, несмотря на бедность, поддержала стремление сына.

Был академиком живописи, входил во все прогрессивные сообщества Петербурга, создававшиеся в начале 20 ст., но при этом стоял от них особняком в силу своего уникального дарования. Автопортрет художника занял место в престижной флорентийской галерее Уффици, а в Астрахани открыт его Дом-музей. Востребованность искусства Кустодиева не уменьшается – в 2012 г. картина «Извозчик» из коллекции П. Капицы продана за 4,4 млн. ф. стерлингов.

Ключевые идеи:

— «Он (Кустодиев) — художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, внимательно изучающий природу», — говорил о своем ученике И. Репин. Сам художник утверждал, что «радость и бодрость, любовь к жизни, любовь к своему, русскому» — это сюжеты его картин.

— Наиболее сильно особенности его таланта раскрылись в полотнах, где он создавал собирательно-обобщенные образы, будь то женская красота или изображение уклада жизни провинции. Гротесковая манера подачи сюжета или портретного изображения складывалась у художника постепенно. Некоторая доля иронии, присутствующая в раннем импрессионистском портрете Билибина, особенно очевидна в портрете Шаляпина. Великий и большой (в прямом смысле) певец изображен с доброй иронией: легко читается его бахвальство, самолюбование.

— Излюбленные персонажи – купцы, а особенно купчихи, прославившие художника, дали искусству пример модерна, гармонично слитого с лубком. Пышущие здоровьем дамы полусвета пьют чай, примеряют наряды, ходят за покупками, ждут в жарко натопленной комнате домового и выглядят необыкновенно осязаемо, как и вещи, что их окружают. При этом весь мир картины (к примеру, спелый разрезанный арбуз, румяный кекс, фрукты, большой самовар, фарфор) подан не иллюзорно, но специально упрощенно, как это делают на вывесках. Так, по мнению мастера, сквозь гиперболическую форму выступают типические черты России. Та же позиция и при изображении балаганов, гуляний, ярмарок. Наиболее типичный праздник – Масленница, и она написана много раз и всегда вызывает чувство радости. Кустодиеву важно выявить вихрь эмоций, и в этом ему помогает мчащаяся тройка. Вся динамика строится на приемах декорационного и театрального искусства: есть контраст в игре света и тени, есть «кулисы», задний план, декоративность всего колорита.

— Художник умел быть нежно-влюбленным, когда писал свою жену и детей, глубоко проницательным, когда создавал иллюстрации к прозе русских классиков, монументальным при создании панно. Многогранность творчества не означала разбросанность, но подтверждала бесконечное жизнелюбие Б. Кустодиева.

Борис Кустодиев

Они повлияли

течение

Реализм

Импрессионизм

художники

Питер Брейгель

Илья Репин

Власов Алексеевич

Василий Савинский

Рене Менар

Он повлиял

течение

Модерн

друзья

Марк Шагал

Александр Бенуа

Георгий Нарбут

Константин Сомов

художники

Александр Мурашко

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1922

описание

Материалы: масло, холст. Размеры: 120 x 120 см. Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1918

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1918

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1916

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1915

описание

Материалы: картон, темпера, гуашь. Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия.

1912

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Киевский государственный музей русского искусства, Украина.

1912

описание

Материалы: темпера, бумага, картон. Размеры: 66,5 x 88,5 см. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1906

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1901