Павел Леонов - SKETCHLINE

назад

1920 - 2011

Павел Леонов

описание

Русский художник-самоучка, один из ведущих представителей старшего поколения наивных художников. Автор более десяти персональных экспозиций, был высоко оценен на международной выставке Insita-1997 (Братислава, Словакия, Гран-при), на Интернациональном конкурсе наивного искусства «Gallerie pro art Kasper» (Швейцария, 2000, Гран-при). С успехом выставки проходили в США (галерея Сент-Этьен, Нью-Йорк) и Германии (музей Ш. Цандер), в Амстердаме (Hamer gallery) и Эдинбурге (Ziv gallery). Картины П. Леонова использовались в киноленте «Серафим Полубес и другие жители Земли». Фильмы о нем и его творчестве снимались в 1998 («Леонов и его жена Зина вышли на прогулку», призы фестивалей в Бельгии и Германии), в 1999 («Leonov», Netherlands), в 2001 («Леонов из Маховиц»).

Ключевые идеи:

— Картины Павла Леонова демонстрируют черты, присущие наиву, настолько очевидно, что могут быть рассмотрены как пример стиля. Художник использует принцип фризообразной композиции, повторяет значимые элементы, прибегая к самым простым их формам, порой обобщенным до уровня символа-иероглифа. Как в архаическом искусстве, через плоскостные детали он выражает и глубину видения, и силу переживания, и само сюжетное повествование. Это свойственно традициям не только Греции или Египта, но и народным промыслам, и ярморочным лубкам. Общие для наивного творчества качества приобретают у Леонова черты его индивидуального художественного сознания. Так в картинах возникает свойственный только этому автору, несколько герметичный внутренний мир.

— Спроецированная в будущее концепция Леонова (его «Золотой век») стоит на двух равновеликих столпах: наступление времени всеобщей справедливости и торжество «доброго» технического прогресса. При этом искусствоведы не усматривают здесь проекции так называемого коммунистического мифа, как можно предположить, зная годы формирования сознания художника. Золотой век живописца — это его идеи и его колористическая стихия с ее невероятной способностью превращать в драгоценности дешевые краски. Золотом становится охра, странные фиолетовые и зеленые оттенки на фигурах и на небе ощущаются жемчужными, а излюбленное сочетание желтого и черного оказывается праздничным. Обостренное интуитивное чувство цвета, находящееся, возможно, за горизонтом сознания самоучки, позволяет ему достигать гармонии смысла и красочной выразительности.

— В целом стиль Леонова характеризуется сочетанием малых и больших фигур. Разделение плоскости работы на отдельные кадры-квадратики, в каждом из которых рассказываются различные сюжеты, — одно из существенных достоинств мастера. Особое чувство ритма и умение расположить цветовые пятна в пространстве произведения так, чтобы вся поверхность была «схвачена», словно опоясана силовыми линиями и превращена в монолит, действует на зрителя как гипноз. Привлекает в этой связи и анимализм — мир животных включен автором в мир людей без видимой дистанции между ними, подчеркивая внимание к жизни «братьев меньших».

— Всей неординарной системе изображений соответствует своя леоновская мифология, в которой отчётливо выделены герои (сам Леонов, его Зина, Тургин), центровые и символически значимые события (прибытие на фронт или в столярный цех), а также боги. Точнее, богини-купальщицы, что своим нахождением вне времени и в вечном наслаждении и радости гарантируют полноту прошедшего или же грядущего золотого века.

Павел Леонов

Они повлияли

друзья

Ольга Дьяконицына

Ксения Георгиевна Богемская

художники

Михаил Александрович Рогинский

Он повлиял

течение

Абстрактное искусство

Примитивизм