Тивадар Чонтвари - SKETCHLINE

назад

1853 - 1919

Тивадар Чонтвари

описание

Венгерский художник-самоучка словацко-русинского происхождения, творчество которого в изобразительном искусстве в равной мере относят к стилю примитивизма и экспрессионизма.

Тивадар Костка Чонтвари родился в семье уважаемого аптекаря. Когда мальчику было 12 лет, семья переехала в село Среднее (сейчас — территория Закарпатья, Украина). Тивадара отдали в обучение в город Унгвар (сейчас Ужгород) в коммерческую школу (изучал право и фармакологию). После окончания работал, как и отец, аптекарем.

Значительную часть своей жизни провел в Ужгороде (современная Украина). Работал в живописи и в графике, запечатлевая то, что видел в своих многочисленных путешествиях. Был патриотом национального венгерского искусства и опирался на традиции народа. Картины Тивадара Чонтвари – в основном это сюжетные полотна и портреты – являются востребованными по сей день и очень высоко ценятся на аукционах. Самой большой коллекцией располагает Венгерская национальная художественная галерея (127 полотен) и Музей художника в городе Печ. В Ужгороде установлены два памятника художнику, в том числе мини-скульптура (2016 г.).

Ключевые идеи:

— Вся его жизнь и все творчество Тивадара Костки-Чонтвари были подчинены единственной цели – сформировать свой «поток бытия» таким, чтобы возвеличить искусство своей страны.

— Жизненную работу-призвание художника можно поделить на сегменты, в которых хронологически расположатся разные этапы и жанры произведений. В первый период войдут учебные рисунки, имеющие свою ценность, портреты. Далее — живописные работы начала 1900-х годов, важнейшие из которых «Источник Марии в Назарете» и другие иерусалимские сюжеты, Баальбек — «самая большая солнечная карта мира», виды Татр. В последний период появляются виды моря и водопадов, но главное – ливанские кедры и метафорический «Одинокий кедр».

— Художник очень много ездил, словно искал истину для своего искусства, свой, как он записывал «солнечный город». Так на полотнах возникал древний и вроде бы умерший город, но на его руинах уже возникает новый, появлялись набережные Италии (серия «Неаполь»), культовые места Иерусалима и Греции.

— Художник заявлял (а это он делал часто и безапелляционно): «Я убежден — Исконное и Поэтическое меня не покинут, ибо моя душа живет и восторгается мельчайшими частичками природы». Всю свою жизнь аптекарь доказывал: голос свыше, позвавший его на новую стезю, не был случайным и не солгал.Наиболее характерными для Чонтвари цветами были бирюзовый и желтый в сопоставлении с обязательно присутствующим чем-то темным – будь то гора или берег моря, или ствол дерева. В выборе цветов — и реальность, и некая недосказанность замысла.

— Портреты художника в рамки основного творчества не укладываются (они относятся в основном к раннему периоду). В этом жанре художник всегда представлялся как наивист. Хотя видны и талант рисовальщика, и профессиональная техника, которой он обладал, и уверенность руки, но от моделей исходит странное ощущение. В последующих произведениях Чонтвари – яркий, жизнеутверждающий мастер, а в портретах, причем без исключения – ощущение безысходности, грусти.

— В основном он выбирал образы целенаправленно — это пожилые и замкнутые в себе люди. Исключение — довольно молодой натурщик Вертмюллер, но тоже с лицом скорбным. Когда работа была завершена, портретируемый воскликнул: «17 лет позирую, но так нарисовать меня не удавалось еще никому!» Чонтвари, без сомнения, умел передать сходство модели.

— В последнее десятилетие художник обратился к аллегории. Изумительная по красоте живописи и глубокая по замыслу картина «Одинокий кедр» — метафора его, Чонтвара, самозабвенного служения цели. Дерево, как и он сам, никому не мешает, но не зависит ни от кого. Художник пояснял замысел: таков путь венгров, которые, живя в окружении иных, остаются сами по себе, поэтому и развиваться обязаны сами. Себя он считал не только художником, но еще и философом, и психологом, и политиком, и даже проповедником. Он был сам себе во всех ипостасях, оставаясь одиноким, как этот кедр на скале.

Тивадар Чонтвари

Они повлияли

течение

Символизм

художники

Михай Мункачи

Густав Фридрих Келети

Шимон Холлоши

Фридрих Коллморген

Он повлиял

течение

Экспрессионизм

Сюрреализм

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей Т. Чонтвари , Петч, Венгрия.

1907

описание

Материалы: масло, холст. Размеры: 200 x 192 см. Местонахождение: Национальная художественная галерея Венгрии, Будапешт.

1907

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Национальная художественная галерея, Венгерия, Будапешт.

1905

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей Т. Чонтвари, Петч, Венгрия.

1903

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1902

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей Отто Хермана, Мишкольц, Венгрия.

1902

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Национальная художественная галерея Венгрии, Будапешт.

1896

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей Т. Чонтвари, Петч, Венгрия.

1894