Серафина Луи - SKETCHLINE

назад

1864 - 1942

Серафина Луи

описание

Французская художница-самоучка, яркая и чрезвычайно самобытная представительница наива.

Произведения Серафины становились частью выставок «чистого искусства» в 1920-х годах во Франции, а также были показаны во многих коллективных и персональных экспозициях в Швейцарии, Германии, США в 1945 г. Большая коллекция работ находится в музее А. Майоля (Париж). Статья о С. Луи входит в обширную энциклопедию «Наивное искусство» (1984 г., совместный проект Югославия-Англия). В 2008 во Франции был презентован фильм «Серафина», получивший 7 призов престижной премии «Сезар».

Ключевые идеи:

— Произведения Серафины Луи, известной как Сарафина из Санлиса, написаны на темы природы: деревья и плоды, цветочные композиции-панно и букеты. Художница-самоучка и очень набожная сельская жительница поясняла: «Я делаю все это для Девы Марии, мои натюрморты — это дары Бога и Святой Матери, я вижу их, когда сплю. Так является мне Бог, и это все — плоды рая. Вот как я это вижу».

— Повторяющиеся декоративные элементы, заполняющее все полотно от края до края, полные цвета и света, вполне справедливо интерпретировать как отражение психического состояния, близкого к экстазу, а порой равного ему. Ярко-лучистый колорит картин передает состояние восторга. Причем не раскрывавшая никому секрета своей палитры художница создавала праздничную гамму не профессиональными художественными красками, а на основе бытовой белой краски фирмы «Риполин», что было установлено только после экспертной оценки холстов. Став более состоятельной, она использовала лак.

— У Серафины было особенное композиционное видение. Почти все ее произведения содержат в нижней своей четверти иной порядок расположения объектов. Фрукты, листья, цветы продолжают внизу ярко процветать, но прочие элементы – трава, более темные листья, корни — подсознательно приглашают к земному и даже подземному миру, где все укоренено или упокоено.

— В сюжетах картин особенно часто присутствует дерево. Это или райское дерево, или древо познания, или древо самой жизни. Мотив, относящийся в народной изобразительной культуре к одному из самых архаических, у Серафины подан как одухотворенно-красочное, движущее ветвями и листьями живое существо. Ее деревья с основательно-мощным стволом и пышной кроной занимают всю поверхность основы. К реальным листьям и ветвям она дорисовывает отростки, перья или цветы, напоминающие глаза.

— В поздний период, когда в результате полного обнищания и разрушенных надежд на признание и славу у художницы все сильнее проявляются черты душевной болезни, картины становятся почти абстрактными, а сама живопись более мучительной и менее точной.

— Луи подписывала свои произведения, выцарапывая имя ножом. Появлявшаяся при этом контрастная основа давала ощущение, что она подписала работу, прежде чем стала ее рисовать.

Серафина Луи

Они повлияли

друзья

Вильгельм Удэ

Чарльз Александр Халло

художники

Камиль Бомбуа

Он повлиял

течение

Примитивизм

художники

Ото Бихальжи-Мерин

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей современного искусства г. Лилля, Франция.

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей современного искусства г. Лилля, Франция.

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция Дианы Верни.

1930

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1928 - 1930

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Частная коллекция Дианы Верни.

1928 - 1930

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Париж.

1929

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей искусства и археологии г. Сенлиса, Франция.

1928

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей А. Майоля, Париж.

1925

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция Дианы Верни.

1920