Наталия Сергеевна Гончарова - SKETCHLINE

назад

1881 - 1962

Наталия Сергеевна Гончарова

описание

Русская художница-авангардист, живописец и график, сценограф, много лет работавшая в Париже. В истории русского искусства имя Н.С. Гончаровой теснейшим образом связывают с именем М. Ларионова — они проработали вместе 60 лет сначала в России, потом в Париже. Необыкновенно талантливые творцы, сотрудничая, помогали один другому утверждать индивидуальность.

Называемая «амазонкой авангарда» художница, участница группировок «Бубновый валет» и «Синий всадник», а значит, футуристка и кубистка, была смелым новатором в живописи, блестящим декоратором и до сих пор восхищает ценителей искусства редчайшим многообразием мощного художественного дарования.

То, что называют «русским стилем» в профессиональном изобразительном искусстве никогда не существовало до гончаровского «Петушка». Она, безусловно, наследуя традиции лубка, используя народные представления о религии, фольклор Египта, обожаемой ею Скифии, соединила все в единую гармоничную стилистику.

Ключевые идеи:

— Художница на протяжении всей карьеры стремилась создавать образы доступными, а свой художественный язык делать понятным. Она увлекалась лубком и примитивизмом, всеми видами народного творчества. В статьях и высказываниях Н. Гончарова призывала «жить в традиции», как это делают мастера из народа.

— Испытав влияния кубизма и футуризма, написав немало полотен в стиле лучизма, изобретенного Ларионовым, Гончарова стояла у истоков русского неопримитивизма, который ее эстетическим взглядам был более всего родственен. Красочно-выразительные произведения мастера — непревзойденный пример творческого переосмысления традиций, которое явило художественному миру одно из течений декоративного абстракционизма.

— В оформлении книг Н. Гончарова была одной из первых в среде художников Европы, кто начал использовать технику коллажа. Уже в 1912 на обложки сборника «Мир с конца» она наклеивала вырезанный из тисненой золотой бумаги цветок, и каждый экземпляр книги получил эксклюзивный вариант этого элемента.

— Гончарова видела особую ценность в объединении в живописи художественных, патриотических и религиозных сюжетов. До нее ни один из российских мастеров не отходил от традиций в культовых образах настолько, чтобы можно было назвать их творения современными принципиально новыми интерпретациями. Художница, синтезируя образы христианские и языческие, положила начало возрождению стиля, близкого древней иконописи – об этом писал архимандрит Александро-Невской лавры, высоко ценивший работы Гончаровой.

— Поздние работы Натальи Сергеевны критики называли «песнопениями» — столько в них архаичных приемов и фольклорных мотивов. О серии работ «Испанки» рецензент написал, что «это не женщины, это – соборы».

Наталия Сергеевна Гончарова

Они повлияли

течение

Экспрессионизм

Фовизм

Кубизм

Модерн

Примитивизм

Футуризм

друзья

Михаил Ларионов

Александр Бенуа

Давид Бурлюк

Илья Машков

художники

Константин Коровин

Поль Гоген

Поль Сезанн

Пабло Пикассо

Фернан Леже

Паоло Трубецкой

Сергей Михайлович Волнухин

Он повлиял

течение

Футуризм

друзья

Аристарх Лентулов

Роберт Рафаилович Фальк

Александр Куприн

Петр Кончаловский

Николай Милиоти

художники

Сергей Шаршун

Кирилл Зданевич

Всеволод Максимович

Михаил Ле Дантю

Казимир Малевич

Валентина Ходасевич

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Национальный центр искусства и культуры Ж. Помпиду, Париж (Франция).

1950

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1920

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей современного искусства, Нью-Йорк (США).

1913

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва (Россия).

1911

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Галерея Тейт Модерн, Лондон (Великобритания).

1913

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва (Россия).

1912

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург (Россия).

1913

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва (Россия).

1911

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Галерея Тейт Модерн, Лондон (Великобритания).

1908

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва (Россия).

1907