Иван Васильевич Клюн - SKETCHLINE

назад

1873 - 1943

Иван Васильевич Клюн

описание

Иван Васильевич Клюн (настоящая фамилия — Клюнков) — русский художник-авангардист, теоретик искусства, яркий представитель нескольких новейших течений, в том числе супрематизма – особого ответвления русского абстракционизма в первой половине XX столетия.

Соратник и друг, а также последователь К. Малевича, остававшийся в его тени и даже несправедливо считавшийся «авангардистом второго ряда», был одним из мастеров, наиболее самобытных как в кубофутуризме, так и в супрематизме. Лучшие его работы, без сомнения, родственные геометрическим абстракциям автора «Черного квадрата», по живописи более свободны, богаты на игру света и тени, прихотливы по иррационализму форм, порой доводимых автором до сверхвыразительного минимума.

Эти качества привлекли знатока и коллекционера Георгия Костаки, благодаря которому произведения мастера сохранились и впоследствии стали известны. Костаки, выезжая в Грецию, вынужден был подарить стране часть своего личного собрания – работы Клюна, таким образом, оказались в Третьяковке и других главных коллекция СССР.

Иван Клюн был активным участником культурной жизни «футуристических» столиц России, экспонентом всех значимых авангардных выставок, членом-учредителем объединений «Московский салон», «Супремус», автором нескольких теоретических трактатов, участником более поздней группировки «Четыре искусства».

Ключевые идеи:

— В годы учебы Клюнкова художественные его предпочтения были традиционными. Ивана очень привлекало творчество передвижников, он создавал реалистические пейзажи, а также работал под воздействием М. Врубеля и В. Борисова-Мусатова в стилях символизма, отчасти – модерна.

— Тесная дружба с Малевичем привела художника сначала к постимпрессионизму и кубизму, а затем и к другим авангардным стилям – он стал соавтором Манифеста супрематизма и несколько лет следовал его принципам, правда, делая упор на поиск цветовых решений. Манифест супрематизма, изданный в каталоге к открытию выставки «0,10» 1915 г. провозглашал незапятнанное искусство, которое свободно от наносных чувств и в котором нет содержания, но есть безупречная форма.

— Дальнейшая работа с цветом, все больше привлекавшая внимание художника, привела к изменениям живописной манеры — Клюн изображал геометрические простые формы размытыми, без абрисов-контуров, создавая впечатление вибрации.

— Новая волна увлечения французским искусством (вторая половина 1920-х) вовлекла Ивана в копирование из разных изданий Пикассо, Брака, Гриса, но особенно впечатлял пуризм (purus — «чистый») А. Озанфана с его поисками эстетической ясности и точности, задекларированными в манифесте «После кубизма». Этот свой новейший стиль Клюн называл «конструктивный реализм».

— Поиски в решении проблем цвета обусловили отход от супрематизма и разрыв с теориями и практикой Малевича, который резко критиковал друга. Клюн писал Казимиру: «если живопись умерла, припечатанная «Черным квадратом», то краски не умерли». Он полагал, что новое искусство должно быть искусством цвета и что настало время «выбираться из пустыни беспредметности».

Иван Васильевич Клюн

Они повлияли

течение

Постимпрессионизм

Символизм

Модерн

Кубофутуризм

Супрематизм

Абстракционизм

Пуризм

друзья

Казимир Малевич

Ольга Розанова

художники

Илья Машков

Михаил Врубель

Пабло Пикассо

Владимир Татлин

Озанфан Амеде

Рерберг Фёдор Иванович

Виктор Борисов-Мусатов

Николай Дмитриевич Милиоти

Он повлиял

течение

Супрематизм

Абстрактный экспрессионизм

друзья

Александра Экстер

художники

Аристарх Лентулов

Лев Александрович Бруни

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1929

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Государственная Третьяковская галерея. Москва (Россия).

1922

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Государственная Третьяковская галерея. Москва (Россия).

1921

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Государственная Третьяковская галерея, Москва (Россия).

1916

описание

Материалы: дерево, масло, железо, проволока. Местонахождение: находится в Государственная Третьяковская галерея, Москва (Россия).

1915

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (Россия).

1914

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Ростовско-Ярославском Музее-заповеднике (Россия).

1914

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Астраханский художественный музей имени Б. М. Кустодиева (Россия).

1914

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Государственная Третьяковская галерея. Москва (Россия).

1911

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (Россия).

1911