назад

1878 - 1935

Казимир Малевич

описание

Казимир Малевич был пионером геометрического абстрактного искусства, создателем авангардного супрематического движения и кубо-футуризма.

Малевич создал свою первую картину в возрасте 16 лет. Она называлась «Лунная ночь». В своих полотнах он пытался объединить принципы кубизма, футуризма и экспрессионизма. Он также интересовался воздушной фотографией и авиацией, что привело его к абстракциям, вдохновленным воздушными пейзажами.

Именно он создал «Черный квадрат», знаменитую картину, ставшей иконой абстракционизма.

Малевич был членом-экспонентом «Союза молодежи», объединения «Бубновый валет» (избирался его председателем), группы «Ослиный хвост», основателем группы «Супремус», которая, хотя и просуществовала недолго, дала высокие образцы абстрактной живописи и продолжает влиять не только на российское и украинское, но и на мировое искусство.

В автобиографических заметках, написанных на украинском языке, Малевич выступил как творец, имеющий тесные духовные связи с народными традициями Украины. Новаторским был его проект творческого сотрудничества членов супрематической группы и артели народных мастериц в селе Вербовка под Киевом. Малевич остро реагировал на голод в Украине, о чем свидетельствуют рисунки с изображением трагедии народа.

Одной из особенностей техники живописи Малевича было наложение красок с целью получения особых видов цветных пятен. Эта особенность позволяет специалистам по искусству отличать подделки от настоящих картин.

Попавший вместе с коллегами из Киевского художественного института Кричевским и Бойчуком под сталинскую «чистку», художник был вынужден уехать в Ленинград, где был арестован и подвергался дознаниям «с пристрастием». Много документов конфисковано и уничтожено.

Наследие художника сохранилось благодаря его пониманию ситуации – в 1927 г. он вывез архив и картины за границу.

Ключевые идеи:

— Согласно Малевичу, искусство уже отошло от необходимости простого отражения природы и копирования ее естественных форм. Неважно, насколько мы стремимся сохранить красоту природы, мы не сможем этого сделать, потому что природа всегда меняет свою форму.

— Малевич сказал, что цель художника — работать одновременно с мировыми изобретениями, не игнорируя достижения науки и техники и принимать активное участие в создании современного мира.

— В концепции мастера красота чувств, изображаемых художником, — это требование к современному искусству.

— Малевич отработал свой творческий путь, впитывая новое и экспериментируя практически во всех стилях бурного на изобретения времени – начал с живописи в манере и духе передвижников, быстро перешел к импрессионизму, от него — к мистическому символизму, а далее отдал дань постимпрессионистическому примитиву.

— Позже пытался совместить принципы кубизма, футуризма и экспрессионизма. Декоративно-эмоциональные картины свидетельствовали об увлечении Гогеном и фовистами с учетом тенденций русского «сезаннизма» и внимания к лубочному наиву.

— Взявшись за разоблачение академических стереотипов, проявил яркий темперамент художника-полемиста и критика. В работах начала 1910-х годов, становившихся все более задорно-новаторскими и полуабстрактными, разрабатывал метод «заумного реализма» и алогичного гротеска («Англичанин в Москве», «Авиатор» и др.)

— Сценографическая работа над бурлеском-трагикомедией о крушении прежнего и зарождении нового миров («Победа над Солнцем», тексты Крученых и Хлебников) натолкнула на мысль о Черном квадрате как апокалиптическом занавесе после ухода всего старого. Одновременно он должен символизировать строительство будущего, которое увенчает предыдущие поиски авангарда. Так возникла, по одной из версий, идея супрематизма (supremus – лат. «высший»)

— Художник проанализировал язык современной абстрактной живописи, состоящий из геометрических форм. Он пришел к выводу, что новая сложность современного художественного пути — сознательное утверждение абстрактных геометрических средств, что важно для развития современных эстетических форм красоты.

— Стремясь наметить и воплотить универсальный художественно-педагогический метод, Малевич решительно переоформлял взаимоотношения не только «человек и природа», «творец и его искусство», но и дилемму «художник-учитель и его воспитанник». Он изложил свои принципы в главном труде «Мир как беспредметность».

— Он утверждал: «Тот, кто чувствует живопись, чувствует предмет изображения меньше. Тот, кто думает об объекте, использует воображение в меньшей степени».

ПРОЙТИ ТЕСТ




Казимир Малевич

Они повлияли

течение

Экспрессионизм

Кубизм

Футуризм

друзья

Ольга Розанова

Любовь Попова

Александра Экстер

Марк Шагал

Ласло Мохой-Надь

Вадим Меллер

Павел Филонов

Михаил Матюшин

Алексей Кручёных

Иван Клюн

Алексей Моргунов

Вера Пестель

Мстислав Юркевич

художники

Василий Кандинский

Пабло Пикассо

Аристарх Лентулов

Николай Пимоненко

Илья Машков

Александр Куприн

Он повлиял

друзья

Ольга Розанова

Любовь Попова

Александра Экстер

Марк Шагал

Ласло Мохой-Надь

Вадим Меллер

Павел Филонов

Надежда Андреевна Удальцова

художники

Иван Пуни

Джозеф Альберс

Эд Рейнхардт

Насрин Мохаммеди

Эль Лисицкий

Абрам Маневич

Владимир Баранов-Россинэ

Лазарь Хидекель

Илья Чашник

Нина Коган

описание

Ближайшей аналогией к супрематизму, считают специалисты, являются геометрические росписи подольских хат, узоры на плахтах и на писанках.

1915

описание

Вглядываясь пристально-изучающе в самого себя, художник пробует новые способы передачи изображения. Вместо обычных техник и приемов передачи света и тени он применяет пятна разных чистых цветов и их оттенков.

1910 - 1911

описание

братившись к теме майского цветения, традиционной для стиля, он мастерски передаёт состояние радости и наступившего тепла, используя разнообразие оттенков и неожиданных рефлексов, возникающих на ярком солнце.

1904

описание

Самая дорогая картина художника. Продана аукционе Sotheby’s в Нью-Йорк, 3 ноября 2008 года за $60 миллионов.

1916

описание

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Размер: 98.5×80 см

1930

описание

Холст, масло Мыстецкий арсенал, Киев

1916

описание

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Размер: 140×91 см

1932

описание

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Размер: 73×66 см

1933

описание

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Размер: 99×79 см

1932

описание

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Размер: 98.5×79 см

1930

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Краснодарский художественный музей.

1931

описание

Материалы: масло, холст. Размеры: 79,4 x 79,4 см. Местонахождение: Музей современного искусства, Нью-Йорк.

1918

описание

Материал: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1916

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

1915

описание

Материалы: масло, холст. Размеры: 53 x 53 см. Местонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург.

1915

описание

Материалы: масло, холст. Размеры: 79,6 x 79,5 см. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея.

1915

описание

Материалы: масло, холст. Размеры: 62 x 49,5 см. Местонахождение: Российский государственный музей, Санкт-Петербург.

1914

описание

Материалы: масло, холст. Размеры: 79,53 x 79,53 см. Местонахождение: Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, Коннектикут, США.

1912