Марсель Янко - SKETCHLINE

назад

1895 - 1984

Марсель Янко

описание

Израильский и румынский художник и архитектор, издатель и литератор, значимая фигура в мировом авангарде 20 века.

Родился в еврейской семье. Обучаясь в средней школе, брал параллельно частные уроки по игре на фортепиано и индивидуальные уроки по изобразительному искусству у румынского художника-экспрессиониста Иосифа Изера.

Был теоретиком дадаизма и одним из ведущих экспонентов конструктивизма в Восточной Европе, а также членом-учредителем нескольких творческих новаторских объединений художников в Румынии и Израиле. Марсель Янко стал организатором и устроителем деревни художников и скульпторов в Эйн-Ход вблизи Хайфы (Израиль), где и сейчас активно работает музей Янко-Дада и студии-мастерские. Является лауреатом нескольких престижных премий на исторической родине.

Ключевые идеи:

— Все творчество Марселя Янко исследователи делят на первый, европейский (в основном румынский) период и израильский, наступивший после 1941 года. Однако уже одно то, что музей, открытый за год до ухода художника из жизни назван «Янко Дада» свидетельствует о связи двух периодов, в каждом из которых по 30-40 лет активных поисков и воплощений.

— В молодые годы Янко легко «перескакивал» с платформы одного стиля на основы другого, однако приемы оставались усвоенными и использовались на протяжении 70 лет творческой карьеры. Он всегда использовал самые разные техники — живопись и рельеф, коллаж и гравюру, фресковую роспись.

— Создавая в 1920-х почти исключительно абстрактные вещи, художник базировался на конкретных формах , будь то человеческие фигуры, или пейзажи, или предметы для натюрмортов. В абстрактных работах специалисты видят влияние кубизма и экспрессионизма, а в некоторых фигуративных произведениях проявляется декоративность, самым ранним работам несвойственная, и даже признаки отвергаемого им сюрреализма.

— Обосновавшись на израильской земле, художник меняет палитру – она обретает жизнерадостную яркость, вытеснившую темные оттенки сочными и позитивными видами средиземноморских красот. Возврат из абстракции к фигуративному началу продиктован тематикой — Янко пишет героев времени: простых граждан, строителей и других работяг, солдат и людей, борющихся за мир и укрепляющих свою новую Родину. Сочетание элементов образных и деталей абстрактных указывает на глубокий интерес зрелого мастера к еврейской традиции интерпретации смыслов в символ. М. Янко повторял: «Я рисую в Каббале».

— Виллы, жилые дома и здания, построенные по проектам Янко, отличает элегантность линий, отсутствие украшений и простые геометрические формы. При взгляде на них невольно вспоминается абстрактная живопись их проектанта, в которой также царствует гармония формы и линии.

Марсель Янко

Они повлияли

течение

Футуризм

Фовизм

Экспрессионизм

друзья

Тристан Тцара

Жан Арп

художники

Иосиф Исер

Андре Дерен

Анри Матисс

Винсент ван Гог

Поль Сезанн

Он повлиял

течение

Абстрактный экспрессионизм

описание

Материалы: масло, холст.

описание

Материалы: масло, холст.

1930

описание

Материалы: масло, холст.

1930

описание

Материалы: бумага, доска, чернила и гуашь.

1919

описание

Материалы: бумага, доска, чернила и гуашь.

1919

описание

Местонахождение: Собрание Мейера, Нью-Йорк, США.

1916