Конструктивизм - искусство функциональности - SKETCHLINE

назад

1919 - 1932

Конструктивизм

описание

Конструктивное искусство — художественное направление в русском и мировом авангарде, соответствующее своему названию от латинского «construction», то есть построение. Конструктивисты стремились осмыслить и использовать формообразующие возможности новых механизмов и новой техники – к примеру, возможности фотографии. Также они исследовали эстетические возможности таких материалов, как металл, позже — пластик. Логичные, целесообразные конструкции, простота и подчеркнутый утилитаризм конструктивисты стремились противопоставить показной роскоши и украшательствам. Официально как самостоятельный стиль конструктивизм был в 1922 году обозначен в одноименной книге теоретика искусства и художника Алексея Гана. Конструктивное искусство распространилось в самых разных сферах художественного творчества: в книжном оформлении, театральных декорациях и костюмах, рекламе, архитектуре и прочем. Данное направление в разных странах имело ряд особенностей. Немецкий, венгерский и американский конструктивизм напрямую связаны с деятельностью школы Баухаус. Нидерландское объединение De Stijl развивало разновидность конструктивизма под названием неопластицизм. В Кельне работали так называемые прогрессисты – неформальная группировка фигуративных конструктивистов. В Польше стиль существовал в виде конкретного искусства (конкретизм, группа «Круг и Квадрат»).



Ключевые идеи:

1) Сторонники конструктивизма выдвигали задачи строительства окружающей среды, в числе прочего, и с помощью искусства, активно направляющего жизненные процессы к прогрессу.

2) Направление, ставшее в авангардном искусстве открытием, отличается узнаваемыми особенностями: геометричностью форм, монолитностью, четкостью, подчеркнутым лаконизмом.

3) Многих конструктивистов интересовала «истина материалов» — убеждение, что исходные материалы могут быть использованы только в соответствии со своими свойствами и возможностями.

4) Организация геометрических абстрактных элементов в произведениях представляет визуально устойчивые или динамические формы.

5) В работах конструктивистов при отсутствии традиционной перспективы преобладают простые, плоские символические цвета.

6) В плакатном конструктивистском искусстве обширное фоновое пространство вокруг изображения становится частью дизайна.



описание

Российский еврейского происхождения скульптор, художник, сценограф, теоретик искусства, работавший в разных странах Европы и долгое время – в США.Н. Габо - один из пионеров современной скульптуры. Вместо дерева, камня или бронзы он использовал новые промышленные материалы - акриловое стекло, пластмассы, нейлоновые нити. В его абстрактных пространственных построениях масса и объем – эти «краеугольные камни традиционной скульптуры» - оказались наполовину прозрачными, казались невесомыми даже при значительной массе. По-настоящему уникальной особенностью работы Габо является то, что он был вдохновлен не природой, а концепциями точных наук.Своими идеями о современной скульптуре Наум Габо как никто иной революционизировал общие представления о скульптуре и ее восприятии, заслужив место в каталоге «100 художников, от древней Греции до наших дней, которые сыграли значительную роль в развитии скульптуры, живописи и фотографии», изданном в США.Лидер мирового художественного авангарда, Н. Габо принадлежал и к группе российских конструктивистов (соратник Татлина, Малевича, Родченко), и к представителям немецкого Баухауза, а также был членом парижской группы «Абстракция», амстердамского «Стиля». Габо решительным образом повлиял на английскую новейшую скульптуру и был отмечен званием «Почётный рыцарь-командор ордена Британской империи». Кроме того, художник стал одним из первопроходцев в создании кинетического визуального искусства.

1890 - 1977

описание

Талантливая и оригинальная украинская художница, яркий и влиятельный представитель авангардной живописи и сценографии. Ее творческий путь отмечен постоянными новаторскими поисками, в результате которых она внесла существенный вклад в становление как украинского, так и русского живописного авангарда, декоративно-прикладного искусства и сценографии.Школа-студия, открытая Александрой Александровной в Киеве, заложила основы новых методов преподавания изобразительного искусства. Экстер участвовала в большинстве выставок, проходивших до 1925 года в столицах России, и Украины, экспонировалась в Германии, Франции. США.Была одной из первых художниц, получивших прижизненное признание, о чем свидетельствуют многочисленные статьи в периодических издания разных стран, в частности вышла на четырех языках иллюстрированная монография, написанная известным искусствоведом, влиятельным ценителем нового французского искусства Я. Тугендхольдом (1922 г., Берлин).

1882 - 1949

описание

Румынский живописец и скульптор еврейского происхождения, главный представитель авангарда этой страны в первой половине 20 столетия и в послевоенный период. Значительную часть творческой карьеры художник сделал во Франции. Хотя Виктор Браунер после его ранних постимпрессионистских и экспрессионистских опытов внес вклад в каждое авангардное движение, большая часть его творчества вписывается в концепцию сюрреализма.Активный в культурной жизни своей страны художник пытался развивать авангардистские движения – основал в Бухаресте издание журнала «75 НР», написал «Манифест пиктопоэзии», организовывал выставки дадаистов и сюрреалистов. Однако угроза попасть в застенки нацистов заставила художника поселиться во Франции.Браунер был активным и влиятельным участником объединения сюрреалистов, возглавляемого Андре Бретоном, но его творчество, считают специалисты, стояло особняком благодаря необузданной фантазии и, главное, серьезному увлечению эзотерическими идеями и аутентичным искусством разных народов мира. Это направление стало особенно выделять художника после того, как он потерял глаз – тот самый, который он изобразил выбитым на своем автопортрете за семь лет от самого события. Виктор Браунер был участником крупных сюрреалистических выставок, а в 1966 году (в год его смерти) был выбран для представления Франции на Венецианской биеннале. На Могильной плите кладбища Монмартр он завещал сделать надпись: «Живопись - это жизнь, настоящая жизнь, моя жизнь».

1903 - 1966

описание

Украинский художник еврейского происхождения, продолжительное вемя живший и работавший в России. Был мастером портрета, графиком-иллюстратором, скульптором и театральным художником. Крупный художник-авангардист, стоявший у истоков русского кубизма, член таких значимых творческих группировок, как "Мир искусства", "Союз молодежи", один из основателей "Еврейского общества поощрения художеств". Был удостоен в 1968 году звания заслуженного художника России.

1889 - 1970

описание

Немецкий представитель авангардизма – видный художник, скульптор, мастер монументальной росписи, а также хореограф, театральный оформитель и теоретик искусства. Около 10 лет работал в знаменитой художественно-промышленной школе Баухауз (Bauhaus, Веймар), разработав обучающий курс «Der Mensch» (Человек), который построил на синтезе приемов нескольких художественных дисциплин и разных стилей. Оскар Шлеммер внес значительный вклад в искусство сценографии, выполнив оформление и поставив хореографию для нескольких опер и балетов. Искусство художника было отнесено к списку «дегенеративного», ему было запрещено заниматься творчеством и преподавать в художественных школах.

1888 - 1943

описание

Немецкий художник, дизайнер, литератор и теоретик искусства, талантливый преподаватель, продолжительное время работавший в Америке. Имя Джозефа Альберса неразрывно связано с высшей художественной школой Баухаус в Веймаре, которая была известна своей авангардной направленностью. Бывший ученик этого заведения, Альберс стал в нем преподавателем и создал новую студию художественного стекла, а позже стал заместителем директора школы.В США, куда художник эмигрировал после того как Баухаус был расформирован нацистскими властями, он продолжил преподавательскую деятельность и сыграл важную роль в распространении эстетики конструктивизма, кубизма и абстрактного искусства среди американских художников. Его творчество послужило своеобразным мостом между европейскими авангардными тенденциями и новым современным искусством Америки.Наибольшую известность Альберсу принесла серия работ «Homage to the Square», которая включает в себя геометрические абстрактные картины и литографии, отличающиеся исключительно тонкой хроматической гармонией. Практически все картины в серии состоят из нескольких квадратов, находящихся внутри друг друга и окрашенных в приглушенные гармоничные цвета. Создавая свои работы, художник тщательно продумывал каждую деталь, тончайшие оттенки цвета и эффект от применения тех или иных комбинаций.В 1963 году художник разработал теорию о цветных пигментах, которую изложил в книге «Взаимодействие цвета».

1888 - 1976

описание

Литовский живописец, мастер прикладной графики, видный искусствовед, педагог, талантливый организатор. Как яркий представитель второй волны российского супрематизма и конструктивизма, художник активно пропагандировал идеи нового искусства, близкие к российскому супрематизму в стиле Малевича и конструктивизму в стиле Татлина, а также такие направления, как кубизм и футуризм.Художник был в 1923 году первым, кто широко и официально представил авангардное искусство литовским художникам и публике, организовав в Вильне «Новую художественную выставку». Процесс в этой стране был намного медленнее, и предпринятые Кайрюкштисом с его единомышленниками усилия по внедрению идей европейского авангарда значительно ускорили изменения в художественном искусстве Литвы.По приглашению Кайрюкштиса в «Новой выставке» участвовали польские конструктивисты из «The Bloc» - это позволило художникам Литвы стать членами этого варшавского объединения, а позднее войти в группу «Present Tense».Художник около 10 лет возглавлял отдел живописи в Вильнюсской академии искусств, организовал собственную студию, работал также в Каунасе. В результате активной педагогической деятельности подвиг целое поколение своих соотечественников к радикальному отходу от академизма.Как исследователь литовской модернистской эпохи, Витаутас Кайрюкштис опубликовал монографию о земляке художнике-аквалеристе К. Склерюсе, несколько статей о творчестве М. Чюрлениса и ряд статей по теории и истории изобразительного искусства.

1890 - 1961

описание

Русская художница, дизайнер и живописец, модельер и полиграфист, яркий представитель московского авангарда, в частности, конструктивизма, поэт, жена и соратница Александра Родченко. Выставлялась и печаталась под псевдонимом Варст. Как одна из пяти основных «амазонок русского авангарда» активно создавала новый мир через искусство.Будучи поэтом-футуристом, а не только художником, Варвара Степанова черпала вдохновение для своих первых картин в литературе, а свои поэтические тексты выпускала в рукописных вариантах, украшенных собственными коллажами и рисунками в разных современных стилях. Так она стала создателем нового творческого жанра, известного как «визуальная поэзия».Присоединившись к конструктивистскому течению, Степанова не отказалась от фигуративной станковой живописи и вследствие этого заняла особую очень индивидуальную нишу в этом движении.Наиболее известной Варвара Федоровна стала, создав полторы сотни рисунков для тканей, а также особые модели, названные «прозодеждой». В авангардном журнале «Новый ЛЕФ» она опубликовала статью, содержание которой сводилось к убеждению, что взамен декоративности костюмам и платьям надлежит быть удобными и функциональными. В таком же ключе Степанова работала как сценограф, предложив театру Мейерхольда совершенно новый функциональный подход к декорациям на сцене и костюмам актеров. В постановке пьесы А.В.Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина» Степанова была «конструктором», а С. Эйзенштейн - режиссёром-лаборантом (так значилось на афише). Опыт прикладной дизайнерской деятельности Степанова позже применила в работе в области книжного и журнального макетирования, оформила десятки фотоальбомов.Произведения В. Ф. Степановой находятся во многих ведущих музеях мира, среди которых Музей современного искусства в Нью-Йорке, Государственная Третьяковская галерея в Москве, Музей Тиссен-Борнемисса в Мадриде. Наиболее крупное собрание работ художницы хранится в отделе Личных коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина.

1894 - 1958

описание

Выдающийся аргентинский художник, живописец и карикатурист, мастер декорации, иллюстрации и мозаичной техники, последний период своей продолжительной творческой карьеры проведший в Париже. Был одним из самых влиятельных художников-авангардистов Аргентины в 20-ом столетии и прославился уникальным стилем, сочетавшим тенденции разных течений современного ему изобразительного искусства. Работы мастера приобретали галереи и музеи Европы, США и других стран. Однако большая часть произведений находятся в частных коллекциях, и ежегодно на художественных аукционах выставляются сотни произведений популярного художника.

1892 - 1971

описание

Английский художник, одна из выдающихся фигур британской авангардной живописи. Ученик знаменитой школы Слэйда, Дэвид Бомберг был одним из так называемых «мальчиков Уайтчепела», художников из восточного Лондона, многие из которых сделали важный вклад в изобразительное искусство Англии. Был членом «Лондонской группы» - объединения художников различных модернистских направлений. Бомберг выставлялся в Художественном клубе Новой Англии и был талантливым преподавателем, среди учеников которого много известных живописцев. Первая мировая война, в которой он принимал непосредственное участие, оказала глубокое влияние на творчество художника, в корне изменив его отношение к искусству. Несмотря на то, что работы Дэвида Бомберга считаются самыми яркими примерами английского авангардного направления вортицизм, он не причислял себя к этому движению, всегда оставаясь независимым в своем творческом стиле.

1890 - 1957

описание

Русский итальянского происхождения художник, много лет работавший во Франции. Ученик Репина и яркий представитель русского авангарда в раннем периоде творчества Жан Пуни в более длительный парижский период своей карьеры работал в манере фовизма, лирического примитивизма.Был организатором и спонсором таких авангардистских выставок, как «Трамвай В» и последней футуристическую выставку «0, 10». Написал в соавторстве с женой художницей Ксенией Богуславской манифест, декларирующий освобождение творчества от смыслового содержания. Вместе с Малевичем выступал с лекцией «Кубизм – футуризм – супрематизм» и стал членом- учредителем союза «Свобода искусству», сообщества «0, 10».Был профессором петроградских свободных художественных мастерских, сотрудничал с газетой «Искусство Коммуны», по приглашению М. Шагала преподавал в Витебскской Народной художественной школе.Эмигрировав в Германию, написал полемическую по содержанию книгу «Современное искусство», которая содержала не только пристрастный анализ, но и резкую критику беспредметничества.Став гражданином Франции, дважды удостаивался орденов Почетного легиона. Творчество Пуни разных периодов представлено во многих музеях мира – кроме России, это Франция, США, Великобритания и другие страны.

1892 - 1956

описание

Украинский художник-авангардист, живописец и дизайнер, активный и выдающийся участник различных новейших художественных течений и групп 1910-1920-х годов 20 столетия. Его в искусствоведении часто именуют «украинским Пикассо».

1894 - 1968

описание

Русская художница, график, дизайнер, сценограф, крупнейший мастер авангарда, короткая творческая карьера которой пришлась на революционную эпоху. Любовь Попова участвовала в практическом воплощении трех важнейших стилей – кубизма, супрематизма и конструктивизма, писала программы для студентов. Выставка «5 х 5 = 25» (Москва, 1921 год), организатором которой вместе с единомышленниками стала художница, была реконструирована лондонской галереей Тейт в 2009 году как важнейшая для понимания развития русского авангарда. В честь Л. С. Поповой в 2012 г. был назван один из кратеров Меркурия.

1889 - 1924

описание

Украинский художник и график, дизайнер и сценограф, значительное время работавший в Москве. В. Татлин - родоначальник художественного конструктивизма и крупнейший представитель новаторского движения в искусстве 20 ст. Символом этого направления является «Башня Татлина», разработанная новатором в 1919 г. Вынесенные наружу несущие конструкции - важнейший символ мирового авангарда, а весь облик здания, которое должно было стать самым высоким на тот момент в мире, является своеобразной визитной карточкой всего конструктивизма. Основным функциональным пространством конференц-башни были три стеклянных блока - куб, цилиндр, конус, которые вращались, отмеряя оборотами соответственно год, месяц, день. Не реализованная как здание, конструкция уже столетие поражает воображение: начав свою мировую славу с Международной выставки в Париже 1925 года, она воспроизводилась сотни раз и в самых различных вариациях (к примеру, в 1979-ом в Центре Жоржа Помпиду).В. Татлин, как лидер русского пластического авангарда, вдохновлял многих художников, которые работали в его мастерской, продвигая беспредметное искусство в жизнь. Он также был профессором в Киевском и Московских высших художественных учебных заведениях, где вел такие новаторские курсы, как театральное, кино- и фотоискусство.«Контррельефы» художника, на время отказавшегося от станковой живописи, открыли эру конструктивизма несколько раньше, чем появился супрематизм Малевича, с которым Татлина связывала дружба-вражда, и раньше, чем стала практиковаться плоскостная геометрическая живопись.Художник сотрудничал с режиссером «Березиля» Лесем Курбасом, был одним из основателей украинского детского театра.

1885 - 1953

описание

Выдающийся украинский живописец-авангардист и график, выдающийся художник театра, мастер книжной иллюстрации. Время обучения и первых 10 лет творческой карьеры Анатолия Петрицкого совпали с концом эпохи свободы творчества, недолго длившейся после революции. Художник успел впитать эту свободу и поработать в нескольких авангардных направлениях.Творчество А. Петрицкого было очень многогранным: он работал, сочетая европейский модерн, украино-российский кубофутуризм и московский конструктивизм с богатством народной украинской культуры, и как станковист, и как художник-декоратор театра, и как иллюстратор и плакатист.Для художника, оказавшегося создателем немалого количества портретов «врагов народа» (к примеру, расстрелянных Л. Курбаса и М. Семенко) было в буквальном смысле жизненно важным «преодолеть» в себе авангардиста. Обладая успешным и уже немалым к середине 1930-ых годов опытом работы в театре и проявив лояльность к властям, А. Петрицкий сумел сделать карьеру сценографа и работал как художник в лучших театрах Москвы, Киева, Харькова. Его заслуги отмечались высшими государственными премиями и наградами. Он был заслуженным деятелем искусств Украины, в 1944 году стал Народным художником СССР. О значимости искусства Анатолия Петрицкого свидетельствуют международные выставки – такие, как «Перекрёстки: авангард на Украине» (2006, Чикаго)Более 600 театральных работ Анатолия Петрицкого принадлежат собраниям Музеев театрального, музыкального и киноискусства Киева и Москвы. Отдельные сохранившиеся станковые произведения экспонируются в Национальном художественном музее Украины.В честь художника названа улица в Киеве.

1895 - 1964

описание

Российский художник-авангардист – живописец, график, мастер художественной фотографии, плакатист, фотограф-новатор, скульптор, художник кино. Александра Родченко по праву именуют родоначальником рекламы и дизайна в СССР.Родченко, наряду с В. Татлиным, - один из идеологов конструктивизма. Он был приверженцем направления, когда форма в искусстве сливается с его утилитарной функцией. Поиски в области конструктивистской практики разделяла его жена художник-дизайнер Варвара Степанова, многие проекты Родченко в течение 40 лет выполнял в сотрудничестве с ней.Александр Родченко оставил целое наследие плакатной продукции, а также книжной графики, иллюстрируя Маяковского и Крученых, Хлебникова и др. авангардных мастеров слова. Очень высоко ценятся во всем мире фотоработы мастера, его идеи в создании инсталляций и в конструировании малых архитектурных форм. Кинематограф привлекал художника как новое техническое искусство. Сотрудничая с авангардным кино, Родченко создал плакаты для ленты «Броненосец Потёмкин» С. Эйзенштейна, позже работал декоратором и художником-постановщиком в фильме «Ваша знакомая» Л. Кулешова.Позиционируя себя после 1921 года не как художника-созидателя, а художника-конструктора, Александр Родченко живо откликался на призывы к украшению городов, созданием афиш, устройству выставок и мастерских. Будучи профессором государственных свободных мастерских, он фактически организовал работу одного из первых в СССР дизайнерских студий-факультетов.Как художник и фотограф Александр Родченко представлен в крупных музеях России, Европы, а его работа «Черное на черном» находится в постоянной экспозиции в нью-йоркском музее современного искусства.

1891 - 1956

описание

Израильский и румынский художник и архитектор, издатель и литератор, значимая фигура в мировом авангарде 20 века.Родился в еврейской семье. Обучаясь в средней школе, брал параллельно частные уроки по игре на фортепиано и индивидуальные уроки по изобразительному искусству у румынского художника-экспрессиониста Иосифа Изера.Был теоретиком дадаизма и одним из ведущих экспонентов конструктивизма в Восточной Европе, а также членом-учредителем нескольких творческих новаторских объединений художников в Румынии и Израиле. Марсель Янко стал организатором и устроителем деревни художников и скульпторов в Эйн-Ход вблизи Хайфы (Израиль), где и сейчас активно работает музей Янко-Дада и студии-мастерские. Является лауреатом нескольких престижных премий на исторической родине.

1895 - 1984

описание

Французский художник, скульптор, мастер монументального декоративного искусства, один из грандов изобразительного искусства начала ХХ века.Отец будущего художника занимался скотоводством, и умер, когда Фернану было всего несколько лет. Леже получил начальное образование в церковной школе в Теншебре, а после учился на архитектора в Канне.Фернан Леже сыграл важную роль в формировании и распространении кубизма и заложил основы для таких авангардных течений, как неопластицизм и конструктивизм. Художник активно сотрудничал с группой кубистов «Золотое сечение», участвовал в выставках «Салона Независимых», «Осеннего салона», авангардного объединения «Стиль», основанного Мондрианом в Нидерландах и российского «Бубнового валета». Его интерес к возможности синтеза искусств привел к разработке и реализации нескольких архитектурных и дизайнерских проектов. Художник также ярко проявил себя в сфере прикладного творчества, сценографии, кино, книжной графике. Совместно с Озанфаном основал Свободную художественную школу, а позже и Современную художественную академию. С 1940 г. художник проживал в США, где преподавал в Йельском университете и в колледже Миллса в Калифорнии и многого добился в продвижения современных художественных тенденций в стране.

1881 - 1955

описание

Выдающийся венгерский художник еврейского происхождения, один из самых известных представителей венгерского авангарда первой половины 20-го столетия. Он родился в еврейской семье рабочего класса. Используя эстетику и приемы целого ряда современных движений, Бела Кадар создал мощные образы, основанные на мадьярской (венгерской) культуре и легендах. Художник был членом популярной берлинской художественной группировки «Der Sturm», его произведения экспонировались в Европе и Америке, закупались национальным музеем Венгрии и остаются востребованными в мире по сей день.Излюбленными были сюжеты с присутствием скачущих лошадей, игрушечных лошадок или статуэток, появлявшихся в городских и интерьерных картинах, в портретах и пейзажах. Другой часто воспроизводимый художником мотив – музыка. Его обнаженные женщины изображались с гитарами и другими инструментами в самых неожиданных ракурсах. Картины мастера с сюжетами, написанными в легкой манере, стали широко известными - они дарили зрителю эстетическое удовольствие и легко вписались в любой интерьер. Сегодня его картины находятся во многих частных и общественных коллекциях по всему миру, включая Венгерскую национальную галерею в Будапеште.

1877 - 1956

описание

Чарльз Эдуард Жаннере-Гри, более известный как Ле Корбюзье, был французским архитектором, пионером архитектурного модернизма и функционализма, представителем международной архитектуры, художником и дизайнером. Он - один из основателей Пуризма.Жаннере создал свой первый архитектурный проект в возрасте 17 лет под руководством профессионального архитектора. Это был жилой дом для гравера Луи Фаллета. Как только строительство было завершено, Жаннерет совершил первую познавательную поездку в Италию и Австро-Венгрию. В Италии, Австрии и Франции он создал несколько новых проектов для местных зданий. «Я предпочитаю рисование общению. Рисование происходит быстрее и оставляет меньше места для лжи», - сказал он.

1887 - 1965

описание

Голландский художник, который занимался живописью, писал прозу, поэзию и занимался архитектурой. Основатель и лидер «De Stijl» («Стиль»), голландского художественного движения, также известного как неопластицизм. Как поэт он выступал под псевдонимом И. К. Бонсет, как философ - под псевдонимом Альдо Камини.Дусбург был по профессии архитектором. Он учился живописи самостоятельно. Художник создавал свои работы после долгих и тщательных вычислений, используя математические формулы. Согласно теории «Стиля», композиции были построены в соответствии с пропорциональными соотношениями между геометрическими фрагментами, входящими в их состав.

1883 - 1931

описание

Казимир Малевич был пионером геометрического абстрактного искусства, создателем авангардного супрематического движения и кубо-футуризма.Малевич создал свою первую картину в возрасте 16 лет. Она называлась «Лунная ночь». В своих полотнах он пытался объединить принципы кубизма, футуризма и экспрессионизма. Он также интересовался воздушной фотографией и авиацией, что привело его к абстракциям, вдохновленным воздушными пейзажами.

1878 - 1935

описание

Выдающийся румынский художник немецко-еврейского происхождения, талантливый сценический дизайнер, один из ведущих представителей авангардного движения в своей стране. Художник работал в кубистском, экспрессионистском, конструктивистском и современном стилях. Он был основателем и редактором нескольких периодических изданий. Макс Герман Макси руководил созданной им школой для исключенных из официальной академии еврейских художников, а также еврейским театром. В 1920-х годах, когда в Румынии началась волна художественных новаций, Максимилиан Герман возглавлял тех, кто восстал против общества, лишившего их права на полное гражданство. Он исследовал новейшие стили искусства, объединил провокационные современные движения, организовал работу новых учебных заведений и издавал журналы. После войны художник был назначен директором Румынского художественного музея и профессором Института изящных искусств имени Николая Григореску. Он внес большой вклад в становление и развитие культуры Румынии.

1895 - 1971

описание

Лазарь Маркович Лисицкий - российский художник еврейского происхождения, яркий представитель авангарда первой трети 20 ст. Эль Лисицкого справедливо относят к «пионерам» в экспозиционном дизайне. Его знаменитые проуны (сокращение от «проекты утверждения нового») покоряли Европу - в Берлине была создана «Комната Проунов», а принципы, разработанные Лисицким, использовали для оформления выставок такие художники, как В. Татлин, П. Мондриан и др.Чрезвычайно значительна роль Лисицкого в наведении в 1920-ых годах действенных мостов между западным авангардом и русским постреволюционным искусством. Сотрудничая со многими художественными журналами, издававшимися в Берлине и Амстердаме, Лисицкий повлиял на развитие международного графического дизайна XX ст. и на целое поколение европейских художников. Лисицкий считал, что художник - агент социальных перемен, который ищет и внедряет новый выразительный язык через плакаты с ярким визуальным эффектом, легко понимаемый всеми социальными слоями во всех странах мира. Пропагандистская сторона многих работ не затмевает того, что художник привнес в использование форм, сплошных цветов, в их организацию в пространстве произведения. Его творческая концепция развивала направление, когда совокупностью работы является уникальный стиль, вмещающий живопись, архитектуру, скульптуру.Художник был активным деятелем еврейского национального культурного возрождения, организатором и участником выставок, иллюстратором еврейской литературы. Ценным вкладом стало опубликованное в 1923 году в Берлине эссе «Воспоминания о могилевской синагоге» — единственная теоретическая работа Лисицкого, посвящённая еврейскому декоративному искусству.

1890 - 1941

описание

Башня находится на территории завода «Красный гвоздильщик», который изначально был построен иностранным купцом Ф. А. Шопеном как чугунолитейный завод.

1930 - 1931

описание

Масштабный проект под названием «Дворец Коммунизма» не был реализован в реальной жизни, как и многие другие замыслы Якова Чернихова. Он представляет собой чистую архитектурную фантазию, похожую больше не на чертеж будущего здания, а на рисунок, изображающий идеальную гармонию формы и  пространства.

ок. 1930

описание

Яков Чернихов преимущественно работал над архитектурными проектами, которые имели практическое применение, но многие его работы являются просто рисунками, фантазиями на тему городской архитектуры прошлого и будущего. Данная работа относится именно к этой категории, и вызывает у зрителей непосредственные ассоциации с творчеством другого известного архитектора-фантазера Джованни Баттиста Пиранези, который создавал многочисленные красочные проекты, не всегда предназначенные для реального воплощения в жизнь.

1929 - 1933

описание

Цикл «Конструкция архитектурных и машинных форм», куда входит данная композиция, отражает увлечение Чернихова промышленной архитектурой после окончания им Академии художеств в 1925 году. Его стремление включить в повседневную реальность самое современное техническое оснащение в полной мере выражало дух раннего советского авангарда, когда различные машины и механизмы уверенно вошли в жизнь каждого человека.

1927 - 1931

описание

Рисунок демонстрирует основные особенности архитектурных композиций Якова Чернихова: асимметрию, динамичность и тщательную проработку каждой детали. Многие рисунки архитектора служили иллюстрациями для его теоретических трудов, и не предназначались для воплощения в реальные условия.

1925 - 1930

описание

Скульптура из прозрачного плексигласа состоит из геометрических плоскостей, врезанных отверстиями и прорезями друг в друга. Плоскости текут биоморфными изгибами, сдвигаются, чтобы обернуть самих себя.

1946

описание

Проект агитационной установки Густава Клуциса – малая архитектурная форма в стиле конструктивизма. Художник активно участвовал в разработке различных проектов для праздничной Москвы.

1922

описание

По композиционному решению данная работа, выполненная в стиле конструктивизма, относится к серии «Динамика города». Здесь более условно обозначен земной шар и полностью отсутствуют элементы коллажа.

1921

описание

Материалы: масло, фанера. Местонахождение: находится в Государственном Музее изобразительных искусств им. А. Пушкина, Москва (Россия).

1921

описание

Проун 1 C (1919) Где: в Музее Тиссена-Борнемисы, Мадрид, (Испания) Материалы: Панель, масло.

1919

описание

Два квадрата: супрематическая сказка в шести конструкциях (1920) Где: Находится в Музее современного искусства, Нью-Йорк (США) Материалы: Картон, акварель, карандаш.

1920

описание

Announcer (Ansager) from Figurines (1920-1921) Где: в Музее современного искусства, Нью-Йорк (США) Материалы: Литография.

1920 - 1921

описание

Путешественник по всем векам. Фигурина (1920-1921) Где: в Государственной Третьяковской галерее, Москва (Россия) Материалы: Бумага, гуашь, тушь, карандаш, лак, серебрин.

1920 - 1921

описание

Teyashim (Four billy goats) (1919) by Ben Zion Raskin Где: в Музее современного искусства Нью-Йорка (США) Материалы: Бумага, масло, тушь.

описание

Клином красным бей белых (1920) Где: Оттиск 1966 года находится в Музее Ван Аббе, Эйндховен (Нидерланды) Материалы: Бумага, литография.

1920

описание

Proun 19D (1920-1921) Где: в Музее современного искусства Нью-Йорка (США) Материалы: Фанера, масло, лак, карандаш, цветная и наждачная бумага, фольга.

1920 - 1921

описание

Study for a proun (1919-1920) Где: Национальный музей современного искусства Центр Помпиду, Париж (Франция) Материалы: Картон, гуашь, свинцовый карандаш.

1919 - 1920

описание

Новый человек (1923) Где: в частной коллекции. Материалы: Картон, масло, тушь, гуашь.

1923

описание

Proun R.V. (1923) Где: Национальный музей современного искусства Центр Помпиду, Париж (Франция) Материалы: Картон, гуашь, графит.

1923

описание

Памятник III Коммунистического интернационала. Реализовать памятник планировали в Санкт-Петербург (Петрограде-Ленинграде), после Октябрьской революции. Однако, из за недостатка финансовой поддержки, проект был отклонен.

1919

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в собственности семьи художника (Франция).

1914 - 1915

описание

Материалы: дерево, масло, картон, цинк. Местонахождение: находится в Галерее Тейт Модерн, Лондон (Великобритания).

1915 - 1916

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Коллекции Центра Ж. Помпиду, Париж (Франция).

1915

описание

Материалы: краска, дерево, песок, рельеф, коллаж из фотографий. Местонахождение: находится в частной коллекции (США).

1935 - 1936

описание

Материалы: гуашь, бумага. Местонахождение: находится в Государственном музее украинского изобразительного искусства (Киев).

1929

описание

Материалы: дерево, лак. Местонахождение: находится в коллекции Фонда Сеперот (Лихтенштейн).

1924 - 1925

описание

Материалы: дерево, латунь, лак, краска. Местонахождение: находится в Музее современного искусства, Нью-Йорк (США).

1924

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1919

описание

Материалы:дерево, картон, масло, жесть. Местонахождение: не установлено.

1915

описание

Материалы: древесина, медь, проволока. Местонахождение: находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург (Россия).

1914 - 1915

описание

Материалы: тушь, гуашь, бумага. Местонахождение: находится в Музее театрального, музыкального и киноискусства Украины (Киев).

1922

описание

Материалы: бумага, акварель, аппликация. Местонахождение: находится в Музее театрального, музыкального и киноискусства Украины (Киев).

1920

описание

Материалы: бумага, коллаж. Местонахождение: частная коллекция.

1920

описание

Материалы: масло, цементная плита. Местонахождение: Музей Крёллера-Мюллера.

1916

Биография – Янв 8, 2019

Биография – Янв 8, 2019