Степанова Варвара Федоровна - SKETCHLINE

назад

1894 - 1958

Степанова Варвара Федоровна

описание

Русская художница, дизайнер и живописец, модельер и полиграфист, яркий представитель московского авангарда, в частности, конструктивизма, поэт, жена и соратница Александра Родченко. Выставлялась и печаталась под псевдонимом Варст. Как одна из пяти основных «амазонок русского авангарда» активно создавала новый мир через искусство.

Будучи поэтом-футуристом, а не только художником, Варвара Степанова черпала вдохновение для своих первых картин в литературе, а свои поэтические тексты выпускала в рукописных вариантах, украшенных собственными коллажами и рисунками в разных современных стилях. Так она стала создателем нового творческого жанра, известного как «визуальная поэзия».

Присоединившись к конструктивистскому течению, Степанова не отказалась от фигуративной станковой живописи и вследствие этого заняла особую очень индивидуальную нишу в этом движении.

Наиболее известной Варвара Федоровна стала, создав полторы сотни рисунков для тканей, а также особые модели, названные «прозодеждой». В авангардном журнале «Новый ЛЕФ» она опубликовала статью, содержание которой сводилось к убеждению, что взамен декоративности костюмам и платьям надлежит быть удобными и функциональными.

В таком же ключе Степанова работала как сценограф, предложив театру Мейерхольда совершенно новый функциональный подход к декорациям на сцене и костюмам актеров. В постановке пьесы А.В.Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина» Степанова была «конструктором», а С. Эйзенштейн — режиссёром-лаборантом (так значилось на афише). Опыт прикладной дизайнерской деятельности Степанова позже применила в работе в области книжного и журнального макетирования, оформила десятки фотоальбомов.

Произведения В. Ф. Степановой находятся во многих ведущих музеях мира, среди которых Музей современного искусства в Нью-Йорке, Государственная Третьяковская галерея в Москве, Музей Тиссен-Борнемисса в Мадриде. Наиболее крупное собрание работ художницы хранится в отделе Личных коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Ключевые идеи:

— Три года проучившаяся в Казанской художественной школе Варвара Степанова встретила А. Родченко и восприняла его «символы новейшей творческой веры». Это определило отход от ранней графики в манере О. Бердсли к полуабстрактной и кубофутуристической живописи, а также переход от символистской поэзии к «заумным» стихам. Она вошла в авангардистский круг художников на пике их активности.

— В основе беспредметных творений Степановой очевидно наличие стилизованных фигуративных и предметных мотивов. Художница тяготела скорее к лексике геометрических форм, а не к философии этого художественного языка. Так, в цикле иллюстраций к творению Кручёных «Глы-Глы» она с помощью коллажей остроумно пародировала художественные системы своих знакомых художников – Малевича, Удальцовой, Клюна, Поповой, Розановой. Начала экспериментировать с фонетической заумной поэзией.

— В своих рукописных поэтических сборниках Степанова использовала прием отвлечённой графики в виде пятен, штрихов, мазков. Эти рисунки демонстрировались на выставках отдельными страницами, а их автор была признана создателем нового творческого жанра «визуальная поэзия».

— Конкретность природы ее творческого дарования предопределила сближение Степановой с конструктивистами, которые ушли и от традиционного, и от отвлеченного искусства в утилитарную плоскость реального производства вещей.

— Став апологетом «производственников», она сотрудничает с фабрикой ситцевых тканей (рисунки для клише), театром Мейерхольда (костюмы, мебель для сцены), рядом авангардистских («ЛЕФ», «Новый ЛЕФ» ) и профессиональных журналов.

Степанова Варвара Федоровна

Они повлияли

течение

Постимпрессионизм

Конструктивизм

Кубофутуризм

друзья

Александр Родченко

Любовь Попова

Ольга Розанова

художники

Константин Юон

Илья Машков

Владимир Татлин

Эль Лисицкий

Казимир Малевич

Он повлиял

течение

Конструктивизм

друзья

Александра Экстер

Василий Кандинский

художники

Иван Клюн

Александр Веснин

Надежда Удальцова

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Государственном Музее изобразительных искусств им. А. Пушкина, Москва (Россия).

1938

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Государственном Музее изобразительных искусств им. А. Пушкина, Москва (Россия).

1920

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Государственном Музее изобразительных искусств им. А. Пушкина, Москва (Россия).

1920

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Музее современного искусства, Нью-Йорк (США).

1921

описание

Материалы: масло, фанера. Местонахождение: находится в Государственном Музее изобразительных искусств им. А. Пушкина, Москва (Россия).

1921

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва (Россия).

1920

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Государственном областном художественном музее Иркутска (Россия).

1920

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Находится в Национальном музее Тиссен-Борнемиса, Мадрид (Испания).

1920

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Государственном Музее изобразительных искусств им. А. Пушкина, Москва (Россия).