Наум Габо (Неемия Беркович Певзнер) - SKETCHLINE

назад

1890 - 1977

Наум Габо (Неемия Беркович Певзнер)

описание

Российский еврейского происхождения скульптор, художник, сценограф, теоретик искусства, работавший в разных странах Европы и долгое время – в США.

Н. Габо — один из пионеров современной скульптуры. Вместо дерева, камня или бронзы он использовал новые промышленные материалы — акриловое стекло, пластмассы, нейлоновые нити. В его абстрактных пространственных построениях масса и объем – эти «краеугольные камни традиционной скульптуры» — оказались наполовину прозрачными, казались невесомыми даже при значительной массе. По-настоящему уникальной особенностью работы Габо является то, что он был вдохновлен не природой, а концепциями точных наук.

Своими идеями о современной скульптуре Наум Габо как никто иной революционизировал общие представления о скульптуре и ее восприятии, заслужив место в каталоге «100 художников, от древней Греции до наших дней, которые сыграли значительную роль в развитии скульптуры, живописи и фотографии», изданном в США.

Лидер мирового художественного авангарда, Н. Габо принадлежал и к группе российских конструктивистов (соратник Татлина, Малевича, Родченко), и к представителям немецкого Баухауза, а также был членом парижской группы «Абстракция», амстердамского «Стиля». Габо решительным образом повлиял на английскую новейшую скульптуру и был отмечен званием «Почётный рыцарь-командор ордена Британской империи». Кроме того, художник стал одним из первопроходцев в создании кинетического визуального искусства.

Ключевые идеи:

— В манифесте Н. Габо, написанном в соавторстве с братом А. Певзнером, суть творческого кредо выражена емко и точно: «Мы называем себя конструктивистами, потому что наши произведения больше не раскрашены, не смоделированы, а выстроены в пространстве с использованием этого пространства».

— Формирующими событиями для искусства Н. Габо были годы обучения на медицинском и инженерном факультетах учебных заведений Мюнхена, когда начинающий художник знакомился с научными, философскими и художественными теориями Эйнштейна, Бергсона, а также прочитал трактат Кандинского «О духовном в искусстве».

— Вдохновленной Пикассо, Габо увлекся геометрическими построениями во время первого пребывания в Париже. В отличие от кубистской скульптуры, его идеи обладали большей новизной: скульптор отказался высекать фигуры в массе, как это делал Пикассо, но использовал листы разных материалов для их создания. При этом он смело оставлял много свободного пространства. Немаловажными стали идеи конструктивистов круга Татлина и супрематистов круга Малевича.

— Скульптуры Габо инициируют связь между ощутимым и неосязаемым, являются упрощенными в визуальной реальности и имеют неограниченные возможности для интуитивного воображения. Художник предпочитал прозрачные и полупрозрачные, а не «глухие» формы, обыгрывал поэтику пустот и проемов, взаимодействующих с окружением.

— Он разработал системы созидания, которые использовались не только для его элегантно оформленных скульптур, но и для архитектуры. Также был новатором в применении самых разнообразных материалом, включая ранние пластмассы, леску, нейлон, листы Перспекса.

— Начав применять электродвигатели для «оживления» скульптур, Н. Габо стал одним из пионеров кинетического искусства. Идея движения тесно связана с ритмом его произведений, точность формы заставляет зрителя воображать, что он путешествует по скульптурам и вокруг них.

— Даже в самых маленьких работах новатора ощущается обширность пространства, грандиозность концепции и время как непрерывный рост – Наум Габо смог воплотить свою идею, что искусство должно быть активным в четырех измерениях, включая время.

Наум Габо (Неемия Беркович Певзнер)

Они повлияли

течение

Конструктивизм

Кинетическое искусство

Абстракционизм

друзья

Владимир Татлин

Александр Родченко

Казимир Малевич

Ласло Мохой-Надь

художники

Василий Кандинский

Пабло Пикассо

Александр Архипенко

Он повлиял

течение

Конструктивизм

друзья

Антуан Певзнер

художники

Пит Мондриан

Барбара Хепуорт

Бен Николсон

Джон Уэллс

Питер Ланьон

описание

Материалы: металл. Местонахождение: находится в Музее Hakone (Япония).

1976

описание

Материалы: сталь. Местонахождение: находится в саду больницы Святого Томаса, Лондон (Великобритания).

1975

описание

Материалы: пластик, нейлон. Местонахождение: Tate Gallery, Лондон (Великобритания).

1970 - 1971

описание

Материалы: камень. Местонахождение: Tate Gallery, Лондон (Великобритания).

1964 - 1965

описание

Материалы: оргстекло, нейлон, алюминий. Местонахождение: находится в Музее современного искусства Нью-Йорка (United States).

1952 - 1953

описание

Материалы: сталь, металлические трубы и проволока. Местонахождение: Coolsingel, City Centre, Rotterdam (Netherlands).

описание

Материалы: ацетат целлюлозы, оргстекло. Местонахождение: Tate Gallery, Лондон (Великобритания).

1941

описание

Материалы: металл, дерево, электромотор. Местонахождение: Tate Gallery, Лондон (Великобритания).

(1919–1920, replica 1985)

описание

Материалы: картон. Местонахождение: Tate Gallery, Лондон (Великобритания).

1917

описание

Материалы: сталь. Местонахождение: Tate Gallery, Лондон (Великобритания).