Александра Александровна Экстер - SKETCHLINE

назад

1882 - 1949

Александра Александровна Экстер

описание

Талантливая и оригинальная украинская художница, яркий и влиятельный представитель авангардной живописи и сценографии. Ее творческий путь отмечен постоянными новаторскими поисками, в результате которых она внесла существенный вклад в становление как украинского, так и русского живописного авангарда, декоративно-прикладного искусства и сценографии.

Школа-студия, открытая Александрой Александровной в Киеве, заложила основы новых методов преподавания изобразительного искусства. Экстер участвовала в большинстве выставок, проходивших до 1925 года в столицах России, и Украины, экспонировалась в Германии, Франции. США.

Была одной из первых художниц, получивших прижизненное признание, о чем свидетельствуют многочисленные статьи в периодических издания разных стран, в частности вышла на четырех языках иллюстрированная монография, написанная известным искусствоведом, влиятельным ценителем нового французского искусства Я. Тугендхольдом (1922 г., Берлин).

Ключевые идеи творчества:

— Ранние работы 1910-х годов, а это в основном пейзажи и натюрморты, показывают, что художница пребывала под сильным влиянием французской новейшей живописи.

— Увлекшись кубизмом и футуризмом через личное знакомство с его представителями, Экстер создавала оригинальные композиции, используя нередко метод коллажа. Художница была убеждена, что кубизм — то направление в живописи, которому удалось совершить глобальный сдвиг в понимании композиции: утверждалась целостность плоскости картины — зонам предметным и зонам пространственным (фонам) придавалось одинаковое значение.

— В беспредметных композициях автора особенно ощутимо пристрастие к декоративизму и увлечение наивным искусством – Экстер была большой поклонницей творчества Анны Собачко и считала произведения народников неисчерпаемым источником вдохновения.

— В историческом прошлом художницу увлекало конструктивистско-геометрическое искусство этрусков — она ближе познакомилась с ним во время путешествий по Италии в 1910 и 1912 г.

— В прикладном искусстве художницы ее кубофутуризм нашел гармоничное место в новом театре — в частности, в создании полной сценографии для постановок А. Таирова (в частности, «Саломея», 1917). Необычные костюмы и не менее авангардные декорации художницы впечатляли своей особой трехмерностью, подчеркнутым пластицизмом, яркой звучностью цвета. Таиров, подчёркивая новаторство А. Экстер, писал, что уже в 1921 г. ею была изобретена вертикальная сцена. Она отменила декорацию-холст и заменила ее чистым светом – мощнейшим нематериальным оформлением постановки.

— Экстер была убеждена: в новейшем искусстве разобраться трудно, если не понимать современную поэзию: мелодика стихов подобна цвету в живописи. Сама она прекрасно знала литературу, дружила с Г. Аполлинером, Ахматовой и Лившицем, Кузминым и Гумилевым, Хлебниковым и Маяковским, создавала иллюстрации к Рембо и Сафо.

Александра Александровна Экстер

Они повлияли

течение

Конструктивизм

Супрематизм

Абстракционизм

Футуризм

Кубизм

друзья

Александр Богомазов

Робер Делоне

Соня Делоне

Давид Бурлюк

Казимир Малевич

Ольга Розанова

Любовь Попова

Роман Юлианович Сельский

Маргарита Ивановна Сельская-Райх

художники

Александр Александрович Мурашко

Александр Архипенко

Пабло Пикассо

Фернан Леже

Он повлиял

течение

Кубофутуризм

друзья

Александр Вениаминович Хвостенко-Хвостов

Вадим Георгиевич Меллер

Аристарх Лентулов

Арденго Соффичи

Ниссон Абрамович Шифрин

художники

Александр Григорьевич Тышлер

Климент Николаевич Редько

Анатолий Галактионович Петрицкий

Соломон Борисович Никритин

Павел Фёдорович Челищев

описание

Материалы: масло, холст. Размеры: 93 x 74 см. Местонахождение: Московский Музей Современного Искусства (Россия).

1932 - 1934

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург(Россия).

1919

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург (Россия).

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей Людвига, Кельн (Германия).

1917

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Слободской музейно-выставочный Розановский центр (Россия).

1915 - 1916

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург (Россия).

1914

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей (Россия).

1914

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея (Россия).

1914

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: национальный художественный музей, Киев (Украина).

1912

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Национальный художественный музей, Киев (Украина).

1910