1911 - 1915
Кубофутуризм — направление в искусстве русского и украинского авангарда, соединившее в себе наработки итальянских футуристов и французских кубистов. Художники данного стиля изображали предметы с помощью геометрических сегментов и представляли объекты в движении. Кубофутуристы имели тенденцию к исследованию широкого спектра выразительных цветов, и это отличало их работы от произведений парижских кубистов, которые часто использовали приглушенную почти монохромную палитру.
Первая выставка нового искусства «Звено», организованная братьями Бурлюками, прошла в нескольких городах Украины, в Санкт-Петербурге и Вильно, а в 1914 году новообразованная группа «Кольцо» устроила свою первую и (по причине начавшейся мировой войны) последнюю выставку, в которой принял участие уже 21 художник. Наиболее известна группировка кубофутуристов «Гилея», участники которой также назывались «будетлянами». Именно это объединение, возникшее в 1910 году в имении Чернянка Таврической губернии (ныне Херсонская область Украины), считается самой ранней и самой радикальной литературно-художественной группировкой данного стиля. Историки искусства определяют, что разрушение формы и времени, пропагандируемое и по-своему применяемое художниками-кубофтуристами, напрямую вело к абстрактным работам такого уникального стиля, как супрематизм, а в дальнейшем — к конструктивизму.
Ключевые художники:
Казимир Малевич, Давид Бурлюк, Иван Клюн, Александра Экстер, Наталья Гончарова, Надежда Удальцова, Любовь Попова, Ольга Розанова, Иван Пуни, Михаил Андриенко-Нечитайло, Вадим Меллер, Александр Богомазов.
Ключевые идеи:
Художники-кубофутуристы получили определенную свободу по-своему интерпретировать реальность благодаря уникальному соединению черт и приемов двух европейских разнонаправленных стилей. Кубизм, особенно в его аналитической стадии, хотя и раскладывал предметы и фигуры в целом, стремился к конструктивности, к архитектонике. Футуризм, напротив, предлагал чрезвычайную динамику, априори разрушающую конструкцию.
Предмет для кубофутуристов — не инертная материя: в своем пластическом объеме их образы, даже плоские цветовые фрагменты, наполнены разнообразным и глубоким динамизмом.
Художники данного стиля, особенно украинские, стремились насытить произведения красочностью, почерпнутой из народных промыслов (керамика, вышивка, ковры, писанки), где хранилась близость к таинствам стихий жизни. При этом не использовались прямые стилизации, но присутствовали ясность и ритмика звонко звучащих цветов.
Кубофутуристы предпочитали урбанистические сюжеты, некоторые из них трактовали тему города как места, где личность развивается, но может и разрушаться и даже погибать.
Представители этого стиля активно использовали надписи — как целые фразы, та и отдельные «рассыпанные» по композиции буквы и слоги.
описание
Русская художница-авангардист, живописец и график, сценограф, много лет работавшая в Париже. В истории русского искусства имя Н.С. Гончаровой теснейшим образом связывают с именем М. Ларионова - они проработали вместе 60 лет сначала в России, потом в Париже. Необыкновенно талантливые творцы, сотрудничая, помогали один другому утверждать индивидуальность. Называемая «амазонкой авангарда» художница, участница группировок «Бубновый валет» и «Синий всадник», а значит, футуристка и кубистка, была смелым новатором в живописи, блестящим декоратором и до сих пор восхищает ценителей искусства редчайшим многообразием мощного художественного дарования.То, что называют «русским стилем» в профессиональном изобразительном искусстве никогда не существовало до гончаровского «Петушка». Она, безусловно, наследуя традиции лубка, используя народные представления о религии, фольклор Египта, обожаемой ею Скифии, соединила все в единую гармоничную стилистику.
1881 - 1962
описание
Талантливая и оригинальная украинская художница, яркий и влиятельный представитель авангардной живописи и сценографии. Ее творческий путь отмечен постоянными новаторскими поисками, в результате которых она внесла существенный вклад в становление как украинского, так и русского живописного авангарда, декоративно-прикладного искусства и сценографии.Школа-студия, открытая Александрой Александровной в Киеве, заложила основы новых методов преподавания изобразительного искусства. Экстер участвовала в большинстве выставок, проходивших до 1925 года в столицах России, и Украины, экспонировалась в Германии, Франции. США.Была одной из первых художниц, получивших прижизненное признание, о чем свидетельствуют многочисленные статьи в периодических издания разных стран, в частности вышла на четырех языках иллюстрированная монография, написанная известным искусствоведом, влиятельным ценителем нового французского искусства Я. Тугендхольдом (1922 г., Берлин).
1882 - 1949
описание
Русский художник-авангардист, график-иллюстратор, выдающийся деятель театра и кино, литератор. Стиль творца в изобразительном искусстве раскрылся в гармоничном соединении модерна, кубизма и футуризма с приемами традиционной живописи.Из острохарактерных портретов художников и писателей, политических деятелей и артистов сложилась значительная галерея – уже в 1922 году в альбом «Портреты» было включено 80 картин, передающих облик ключевых фигур того времени: Ахматова и Мейерхольд, Пастернак и Маяковский, Ремизов и Горький, Замятин и Хлебников, Троцкий, Луначарский, Зиновьев и др. За портрет Ленина в 1924 г. удостоился первой премии – он воспроизводился на купюрах и марках.Невозможно переоценить новаторский вклад в сценографию как русских, так и французских театров. Анненков, работая со Станиславским, Мейерхольдом, Комиссаржевским, Балиевым, впервые выдвинул и воплощал идею беспредметных кинетически изменяющихся декораций. Как художник кино был отмечен «Оскаром».Под литературным псевдонимом Борис Темирязев создал драматические и прозаические произведения, публицистику и мемуары «Дневник моих встреч». Написав яркие и не всегда комплиментарные воспоминания о Блоке, Горьком, Маяковском, Замятине, Ахматовой, Пастернаке стал автором, запрещенным к публикации в СССР.
1889 - 1974
описание
Русская художница, одна из «амазонок» авангарда в России. Н. Удальцова большую часть карьеры занималась станковой живописью, а в поздний период творчества еще и графикой. Художница была активным членом и экспонентом группировок «Бубновый валет», «Мир искусства», «Супремус», «Московские живописцы», «13».Последовательно проходя этапы кубизма, кубофутуризма и супрематизма, логически следовавших к конструктивному изобразительному искусству, художница отошла от авангарда, так как ей был близка эстетика фигуративной живописи.Как преподаватель разработала новаторский курс «Объект в пространстве» для художественных свободных мастерских и Института художественной культуры, где начинала работать как ассистент Малевича. Художница посвятила педагогической деятельности более 10 лет – до обвинения в формализме и увольнения.Творчество Н.А. Удальцовой, художницы «революционной» эпохи, отличается как гармонией и цельностью композиций, так и смелостью экспериментов. Ее картины, имеющие бесспорное художественное и коллекционное значение, представлены в крупнейших музеях России и в частных собраниях.
1886 - 1961
описание
Русский художник, незаконнорожденный сын знаменитого пейзажиста-передвижника Алексея Саврасова. Алексей Моргунов находился в центре творческих событий и художественных идей русского авангарда в первые два с половиной десятилетия 20 века, но впоследствии от него полностью отошёл. Художник был активным членом-экспонентом «Московского товарищества художников», «Союза молодежи», «Бубнового валета», становился участником таких знаковых выставок, как «Трамвай В», «Магазин» (Петроград), «Московский салон», «Мир искусства», Пятая государственная выставка картин в Москве и др.Моргунов тесно дружил с Малевичем. Вместе они придумывали разного рода эпатажные акции футуристов. Он был завсегдатаем салона интеллектуалов у К. Крахта; увлекался теориями М. Ларионова и Н. Гончаровой, работая как в неопримитивистской, так и в кубофутуристической манерах. По стилистике раннего и позднего периодов ближе всего был к французскому фовизму. Как профессор живописи преподавал в Государственных свободных мастерских, входил в группу "Объективного анализа" в Институте художественной культуры. В последнее десятилетие творческой карьеры, отойдя от авангарда, создавал тематические картины, близкие к стилю и отвечающие духу соцреализма.
1884 - 1935
описание
Украинский художник и поэт, издатель, критик, работавший в России, Японии, Америке. Один из основоположников русско-украинского авангарда, традиционно именуемый «отцом русского футуризма». Был инициатором революционных идей, объединявших многие знаковые фигуры (Лентулов и Экстер, Богомазов и Пальмов, поэты Маяковский и Каменский, Кручёных и Хлебников, Асеев и Гуро), а также создателем группы «Гилея» - первого литературно-художественного союза футуристов. Он состоял в членах-организаторах новаторских групп «Венок Стефанос», «Бубновый валет», был членом московского «Союза молодёжи», мюнхенского «Синего всадника».Художник стал первым в Башкортостане мастером, который создал образы коренного населения, первым перенес авангард на землю Японии.Музей художника создан в Бруклине (Нью-Йорк, США), американская Международная Академия Зауми вручает ежегодно премию «Международная отметина им. Д. Бурлюка».
1882 - 1967
описание
Украинский художник, крупный представитель и один из ведущих теоретиков украинского художественного авангарда начала 20 столетия. Александру Богомазову обычно сопутствует эпитет «украинский Пикассо», но сам он свою работу в статье «Живопись и Элементы» трактовал как кубофутуризм, уделяя большое внимание ритмической составляющей работы.В искусствоведении мастер мирового уровня характеризуется как самый последовательный из кубофутуристов, наиболее гармонично объединивший в своих работах идеи итальянского футуризма со стилистикой французского кубизма и орфизма. К тому же именно он теоретически обосновал синтез этих направлений.Богомазов был видным деятелем культуры, реформировавшим систему художественного образования страны. Как талантливый педагог он много лет преподавал в разных школах искусств, в Институте пластических искусств (переименован в 1924 году в Киевский художественный институт).Имя Александра Богомазова было из истории искусства вычеркнуто на 30 с лишним лет по причине усиленной борьбы с формализмом. Внимание к «арестованному» наследию возобновилось только в 1960-е гг. Картины выдающегося авангардиста экспонируют европейские и американские галереи и музеи.
1880 - 1930
описание
Российский художник и мастер фотографии, значительный деятель русского авангарда, ближайший помощник и последователь Казимира Малевича в период расцвета кубофутуризма и функционирования официально не зарегистрированного сообщества авангардистов «Супремус».Следование автору знаменитого «Черного квадрата» сказывалось не только на художественных работах Михаила Менькова, но и в его декларативных заявлениях, которые он публиковал в виде листовок перед значимыми выставками авангардистов. Был экспонентом выставок «Бубнового валета» и первых послереволюционных масштабных выставок.М. И. Меньков дал примеры русско-украинского кубофутуризма и супрематизма, а также цветописи в изобразительном искусстве. За чрезвычайно короткую творческую карьеру из-за ранней смерти в 40-летнем возрасте оставил не слишком обширное наследие в виде картин и теоретических трудов. Живописные произведения, отправленные им из Ялты, где он проходил лечение, были утеряны по дороге в Москву. Часть работ были уничтожены в 1930-е годы как «формалистские» - сохранились те, что были «сосланы» в областные музеи. К тому же художник много времени посвящал фотографии – благодаря этой его работе был задокументирован ряд авангардных выставок, проходивших в Москве и Петрограде.Творчество М. И. Менькова было представлено на выставке «Auf der Suche nach 0,10 - die letzte futuristische Ausstellung der Malerei», проходившей в швейцарском Базиле в 2015-2016 году в честь столетия петроградской «Последней футуристической выставки ноль десять».
1885 - 1926
описание
Русский художник, теоретик искусства, а также музыкант и композитор, написавший футуристическую оперу «Победа над Солнцем». Михаил Матюшин, как один из ярких лидеров русского авангарда, активно развивавшегося в первой половине 20 столетия, изучал взаимосвязь цвета и форм. Результатом исследований и сделанных выводов стал уникальный справочник «Закономерность изменяемости цветовых сочетаний», переиздаваемый и в настоящее время. Трактат дополнялся таблицами, впервые в изобразительном искусстве представлявшими цветовую гармонизацию. В ее основе лежит открытый Матюшиным и его сподвижниками принцип сцепляющего цвета.Художник, тесно друживший с футуристическими группировками, вместе с женой художницей и поэтом Е. Гуро организовал издательство «Журавль», благодаря которому увидели свет книги Крученых, Бурлюка, Хлебникова, Маяковского и другие. Интенсивная научно-исследовательская работа автора теории «расширенного смотрения» неразрывно связывалась с педагогической практикой – у М. Матюшина в мастерской пространственного реализма, в группе «Зоревед», а позже - в петроградском отделе органической культуры Государственного художественного института было много учеников и последователей.В Санкт-Петербурге в доме Матюшина и Гуро работает Музей петербургского авангарда, который имеет богатейшую постоянную экспозицию, включающую работы Павла Филонова, Казимира Малевича, Владимира Татлина. Часть творческого наследия Михаила Матюшина хранится в Русском музее и Третьяковской галерее, в Московском музее Органической культуры, в музее г. Амстердама.
1861 - 1934
описание
Иван Васильевич Клюн (настоящая фамилия — Клюнков) - русский художник-авангардист, теоретик искусства, яркий представитель нескольких новейших течений, в том числе супрематизма – особого ответвления русского абстракционизма в первой половине XX столетия.Соратник и друг, а также последователь К. Малевича, остававшийся в его тени и даже несправедливо считавшийся «авангардистом второго ряда», был одним из мастеров, наиболее самобытных как в кубофутуризме, так и в супрематизме. Лучшие его работы, без сомнения, родственные геометрическим абстракциям автора «Черного квадрата», по живописи более свободны, богаты на игру света и тени, прихотливы по иррационализму форм, порой доводимых автором до сверхвыразительного минимума. Эти качества привлекли знатока и коллекционера Георгия Костаки, благодаря которому произведения мастера сохранились и впоследствии стали известны. Костаки, выезжая в Грецию, вынужден был подарить стране часть своего личного собрания – работы Клюна, таким образом, оказались в Третьяковке и других главных коллекция СССР.Иван Клюн был активным участником культурной жизни «футуристических» столиц России, экспонентом всех значимых авангардных выставок, членом-учредителем объединений «Московский салон», «Супремус», автором нескольких теоретических трактатов, участником более поздней группировки «Четыре искусства».
1873 - 1943
описание
Шведский художник и писатель, один из первых модернистов в стране. Гёста Адриан-Нильссон, подписывающий свои работы аббревиатурой GAN, был всесторонне одаренной личностью. Он писал полотна в различных авангардных направлениях, был активным участником немецкой прогрессивной группы «Der Sturm» («Шторм», Берлин), создавал талантливые иллюстрации к произведениям современников, а также писал свои собственные стихи, поэмы и детские сказки. Большой поклонник Оскара Уайльда в юности, Адриан-Нильссон восхищался декадентским движением конца ХІХ века, но уже в начале следующего столетия присоединился к немецким экспрессионистам, итальянским футуристам, а позже и к французским кубистам, внеся немалый вклад в распространение этих течений у себя на родине.
1884 - 1965
описание
Крупнейший русский художник, живописец и сценограф.Один из родоначальников русского авангарда Аристарх Лентулов в истории изобразительного искусства аттестуется как смелый экспериментатор и «солнечный» художник. Был членом группы «Бубновый валет» и одним из первых работал на стыке фигуративной и бессубъектной живописи, самым первым выбрал ориентировкой в живописи цвет. Был организатором и председателем Общества Московских художников, профессором нескольких учебных заведений.
1882 - 1943
описание
Выдающийся украинский живописец-авангардист и график, выдающийся художник театра, мастер книжной иллюстрации. Время обучения и первых 10 лет творческой карьеры Анатолия Петрицкого совпали с концом эпохи свободы творчества, недолго длившейся после революции. Художник успел впитать эту свободу и поработать в нескольких авангардных направлениях.Творчество А. Петрицкого было очень многогранным: он работал, сочетая европейский модерн, украино-российский кубофутуризм и московский конструктивизм с богатством народной украинской культуры, и как станковист, и как художник-декоратор театра, и как иллюстратор и плакатист.Для художника, оказавшегося создателем немалого количества портретов «врагов народа» (к примеру, расстрелянных Л. Курбаса и М. Семенко) было в буквальном смысле жизненно важным «преодолеть» в себе авангардиста. Обладая успешным и уже немалым к середине 1930-ых годов опытом работы в театре и проявив лояльность к властям, А. Петрицкий сумел сделать карьеру сценографа и работал как художник в лучших театрах Москвы, Киева, Харькова. Его заслуги отмечались высшими государственными премиями и наградами. Он был заслуженным деятелем искусств Украины, в 1944 году стал Народным художником СССР. О значимости искусства Анатолия Петрицкого свидетельствуют международные выставки – такие, как «Перекрёстки: авангард на Украине» (2006, Чикаго)Более 600 театральных работ Анатолия Петрицкого принадлежат собраниям Музеев театрального, музыкального и киноискусства Киева и Москвы. Отдельные сохранившиеся станковые произведения экспонируются в Национальном художественном музее Украины.В честь художника названа улица в Киеве.
1895 - 1964
описание
Французский живописец и график, талантливый преподаватель, искусствовед и литератор.Проявившийся с ранних лет талант способствовал поступлению в Академию изящных искусств в родном городе. Здесь Метценже учился основам академического искусства у талантливого, хотя и не очень известного портретиста Ипполита Туртона. Однако уже очень скоро он начал проявлять интерес к различным авангардным течениям в живописи, в частности к неоимпрессионизму.Жан Метценже был ведущим теоретиком кубизма, который стал известен благодаря трактату под названием «О кубизме», написанному в сотрудничестве с Альбером Глезом. В 1912 году художник был среди основателей группы «Золотое сечение» - ответвления Парижской школы, которая состояла из ведущих кубистских художников и других последователей абстрактного искусства. Первый показ этой группы на выставке «Салона Независимых» в 1911 году вызвал большой резонанс в обществе. Благодаря статьям по искусству, преподавательской деятельности, и яркому индивидуальному стилю Жан Метценже стал одной из важных фигур абстрактной живописи начала ХХ века, и внес большой вклад в ее распространение по всей Европе и в США.
1883 - 1956
описание
Российская авангардная художница, работавшая в стилях супрематизм, неопримитивизм и кубофутуризм. Она создала «Зеленую линию», один из шедевров беспредметной живописи двадцатого века.В своих ранних работах художница использовала декоративные и яркие контрасты (например, в «Красном доме»). В дизайне футуристических книг она умело сочетала «хитрость женщины» с «ужасами кубизма».После революции художница принимала активное участие в реорганизации искусства. В поздний период творчества Розанова разработала свой собственный метод рисования, который был основан на декоративном эффекте живописи, ее цветовом аспекте.Поэт Бенедикт Лившиц писал, что Ольга Розанова была «человеком, который твердо знал, чего хочет в искусстве, и чей путь к цели был очень особенным, в отличие от других».
1886 - 1918
описание
Казимир Малевич был пионером геометрического абстрактного искусства, создателем авангардного супрематического движения и кубо-футуризма.Малевич создал свою первую картину в возрасте 16 лет. Она называлась «Лунная ночь». В своих полотнах он пытался объединить принципы кубизма, футуризма и экспрессионизма. Он также интересовался воздушной фотографией и авиацией, что привело его к абстракциям, вдохновленным воздушными пейзажами.
1878 - 1935
описание
Лазарь Маркович Лисицкий - российский художник еврейского происхождения, яркий представитель авангарда первой трети 20 ст. Эль Лисицкого справедливо относят к «пионерам» в экспозиционном дизайне. Его знаменитые проуны (сокращение от «проекты утверждения нового») покоряли Европу - в Берлине была создана «Комната Проунов», а принципы, разработанные Лисицким, использовали для оформления выставок такие художники, как В. Татлин, П. Мондриан и др.Чрезвычайно значительна роль Лисицкого в наведении в 1920-ых годах действенных мостов между западным авангардом и русским постреволюционным искусством. Сотрудничая со многими художественными журналами, издававшимися в Берлине и Амстердаме, Лисицкий повлиял на развитие международного графического дизайна XX ст. и на целое поколение европейских художников. Лисицкий считал, что художник - агент социальных перемен, который ищет и внедряет новый выразительный язык через плакаты с ярким визуальным эффектом, легко понимаемый всеми социальными слоями во всех странах мира. Пропагандистская сторона многих работ не затмевает того, что художник привнес в использование форм, сплошных цветов, в их организацию в пространстве произведения. Его творческая концепция развивала направление, когда совокупностью работы является уникальный стиль, вмещающий живопись, архитектуру, скульптуру.Художник был активным деятелем еврейского национального культурного возрождения, организатором и участником выставок, иллюстратором еврейской литературы. Ценным вкладом стало опубликованное в 1923 году в Берлине эссе «Воспоминания о могилевской синагоге» — единственная теоретическая работа Лисицкого, посвящённая еврейскому декоративному искусству.
1890 - 1941