Архивы Дадаизм - SKETCHLINE

назад

1916 - 1923

Дадаизм

описание

Время первой европейской волны — с 1916-го по 1922-ый год.

Синопсис:

Дадаизм, укороченно дада, — нигилистическое авангардистское движение, существовавшее в живописи и литературе. Оно зародилось в Швейцарии как отклик на ужасы и бедствия Первой мировой войны. Представители этого стиля самим названием подчеркивали преступность бессмысленного уничтожения человеческих жизней, к чему, по их мнению, вели рационализм и логика.

Толкований относительно происхождения термина множество. Это и двойное утверждение, привычное для русских, и лепет младенца (в некоторых областях Италии так называют мать), и французское просторечное название для игрушечной лошадки-качалки. По более романтичной версии, слово нашел в словаре поэт Тристан Тцара — один из главных основателей и теоретиков движения. В написанном им в 1918 году манифесте значится: «На языке негритянского племени Кру «дада» означает хвост священной коровы…» В любом случае первооткрыватели нового стиля имели ввиду нечто бессмысленное, что и стало самым удачным названием для нового творческого течения. Оно отражало интернациональность всего дадаистического творчества.

То, что первая группа дада была создана в Цюрихе в кабаре «Вольтер», имело особое символическое значение. Развлекательное заведение носило имя сатирика XVIII века, автора знаменитого произведения «Кандид», в котором высмеивалась глупость современного ему общества. Дадаистами издавался журнал, чтобы свои антивоенные и антиклассические идеи можно было нести в массы.

После окончания войны, когда дадаисты разъехались из Швейцарии по своим странам, география стиля сильно расширилась. К примеру, Р. Хюльзенбек основал Клуб Дада в Берлине, влиятельная группировка существовала в Кельне под предводительством М. Эрнста и Й. Т. Баргельда, а М. Дюшан экспортировал дада в Америку.

Позже французский дадаизм слился с сюрреализмом, а немецкий — с экспрессионизмом. Прямыми продолжателями идей и некоторых приемов дадаистов стали представители американского поп-арта, а следом за ними – художники-концептуалисты.

Ключевые художники:

Марсель Дюшан, Франсис Пикабиа (Франция, Америка);
Рауль Хаусман (Австрия); Сергей Шаршун (Россия, Франция); Марсель Янко (Румыния, Израиль); Курт Швиттерс, Ханс Арп, Макс Эрнст (Германия, Франция)

Ключевые идеи:

Фундаментальными ценностями дадаизма стали цинизм и отрицание стандартов. Именно иррациональность, доходящая до абсурда, и полное отсутствие эстетики демонстрировала разочарованность художников существующими порядками, которые привели к вооруженным конфликтам.

Представители дадаизма, фокусируясь на создании эстетически непривлекательных объектов, ставили целью перевернуть с ног на голову всю буржуазную мораль и культуру, тем самым выразить свое негативное отношение к ним. Привнесение художниками элемента случайности (какая-то часть, если не вся работа, выполнялась на воле случая) стало одной из форм отрицания традиционных канонов в искусстве, когда каждая композиция тщательно разрабатывалась и должна быть гармоничной и завершенной.

Дадаисты первыми стали использовать прием «реди-мейдов», включая в свои композиции промышленные изделия или их части. Иногда предметы быта брались целиком и выставлялись в качестве произведения искусства после минимального вмешательства автора. Это новшество подняло вопрос о художественной креативности и заставило задуматься о самом определении, что же может считаться искусством и каковы его цели.

Художники-дадаисты чаще отдавали предпочтение методу коллажа, а скульпторы брали «готовые объекты». Такому выбору, считают специалисты, есть разумное объяснение, поскольку коллаж — техника сама по себе не очень упорядоченная, даже анархическая. Скульпторы-дадаисты, выбирая в качестве объектов творчества ржавые велосипедные колеса, мятые консервные банки, разбитые бутылки и прочие вышедшие из употребления предметы обихода и объявляя их произведениями искусства, еще быстрее достигали цели шокировать зрителя.

описание

Испанский (каталонский) живописец и скульптор, чье творчество оказало огромное влияние на целое поколение художников-модернистов. Произведения Жоана Миро относятся к самым ранним сюрреалистическим работам. Они послужили основой для дальнейшего формирования и развития стиля, пользующегося чрезвычайной популярностью и по сей день.Жоан Миро пробовал себя в различных модернистских и авангардистских течениях европейской живописи, но никогда не останавливался на одном из них окончательно, постоянно совершенствуя и обогащая свой художественный метод, экспериментируя с разными техниками и способами живописи. Результатом этих опытов стал собственный живописный язык мастера, основанный на сюрреальном мироощущении. Именно это позволило художнику переосмыслить основные принципы изобразительного искусства в соответствии с собственным оригинальным видением окружающей действительности.Уникальный мир Жоана Миро полон неповторимых образов и символов. Они представлены в виде чистых пластических знаков, расположенных в пустом пространстве, но не являются полностью абстрактными, а скорее напоминают наивное искусство или рисунки детей. Картины Миро состоят из геометрических, правильных или неправильных фигур, танца извилистых линий и мелких деталей, имеющих мистическое значение и создающих непередаваемую атмосферу каждой работы.

1893 - 1983

описание

Итальянский художник, выдающийся представитель второй волны футуристического направления в живописи, один из первых сюрреалистов в стране. Энрико Прамполини был необычайно одаренным человеком, проявившим свой талант во многих отраслях искусства. Современникам он был известен как театральный сценограф и дизайнер, а также архитектор, написавший несколько фундаментальных трудов в этом направлении. Вместе с Джерардо Доттори художник работал в стиле аэроживописи, создавая работы, построенные на ощущении полета, особенностях воздушной перспективы и скорости.Прамполини был одним из авторов «Манифеста механического искусства», который провозглашал господство машин в мире будущего и тесную связь новых технологий с живописью. Художник считал, что современное творчество должно основываться на использовании механических элементов из мира промышленности. В своих работах он воспевает слаженность и ритм, присущий работе механизмов.Искусство художника развивалось в тесном контакте с авангардными течениями Европы. Прамполини был близко знаком с парижскими кубистами, а также принимал активное участие в работе немецкого движения Баухаус. Являясь сторонником абстрактно-геометрического построения композиции, что характерно для итальянского футуризма, Прамполини постепенно переходит к полной абстракции, включающей элементы сюрреализма.

1894 - 1956

описание

Итальянский живописец и график, представитель футуризма и метафизической живописи. Творчески активный художник и теоретик живописи, Карло Карра был одним из самых известных деятелей искусства в Италии в первые десятилетия XX столетия и влиятельным членом футуристического движения.Стиль художника несколько раз кардинально менялся за его продолжительную карьеру. Он пережил несколько последовательных периодов: раннего неоимпрессионизма и символизма, футуризма, кубизма, метафизики и неоклассической живописи.Наиболее значительный вклад художник внес в движение футуризма. В своих работах он талантливо сочетал оригинальные приемы кубизма с динамизмом и смелым новаторством футуристической идеологии. Полотна Карра футуристического периода заполняют безудержно яркие и энергичные образы, хаотичное движение и бурные эмоции.Во время войны он встретился с Джорджо де Кирико, с которым основал стиль, известный как метафизическая живопись. С этого времени он писал натюрморты и интерьеры, наполненные зловещей пустотой и таинственной тишиной. В конце 1920-х годов художник полностью отказался от авангардного искусства и отстаивал консервативную эстетику движения Новеченто.

1881 - 1966

описание

Румынский живописец и скульптор еврейского происхождения, главный представитель авангарда этой страны в первой половине 20 столетия и в послевоенный период. Значительную часть творческой карьеры художник сделал во Франции. Хотя Виктор Браунер после его ранних постимпрессионистских и экспрессионистских опытов внес вклад в каждое авангардное движение, большая часть его творчества вписывается в концепцию сюрреализма.Активный в культурной жизни своей страны художник пытался развивать авангардистские движения – основал в Бухаресте издание журнала «75 НР», написал «Манифест пиктопоэзии», организовывал выставки дадаистов и сюрреалистов. Однако угроза попасть в застенки нацистов заставила художника поселиться во Франции.Браунер был активным и влиятельным участником объединения сюрреалистов, возглавляемого Андре Бретоном, но его творчество, считают специалисты, стояло особняком благодаря необузданной фантазии и, главное, серьезному увлечению эзотерическими идеями и аутентичным искусством разных народов мира. Это направление стало особенно выделять художника после того, как он потерял глаз – тот самый, который он изобразил выбитым на своем автопортрете за семь лет от самого события. Виктор Браунер был участником крупных сюрреалистических выставок, а в 1966 году (в год его смерти) был выбран для представления Франции на Венецианской биеннале. На Могильной плите кладбища Монмартр он завещал сделать надпись: «Живопись - это жизнь, настоящая жизнь, моя жизнь».

1903 - 1966

описание

Чешская художница - живописец, литограф, график, мастер книжной иллюстрации. Самая яркая и значимая представительница поэтизма и сюрреализма в Чехии Мария Черминова уже в раннем возрасте взяла псевдоним Тойен. Его истоки могут быть трактованы как от французского «Citoyen» - гражданин, так и от чешского словосочетания, означающего «это он». В обоих случаях новое имя не давало гендерной идентичность. Мария, пытавшаяся разрушать стереотипы, стала культовой фигурой и в Чехии, и в Париже, где ее поддержал, в частности, Андре Бретон - ведущая фигура в сюрреалистическом движении.Тойен - творец оригинальный и самодостаточный. Она воспринимала сюрреализм как движущую силу воображения, а также социального и политического прогресса. Художница стала одним из организаторов сюрреалистического объединения в Праге. Многие ее картины со второй половины 1930-х годов также имели сильный политический и антивоенный подтекст.Враждебная к буржуазному конформизму, Тойен оспаривала ценности, основанные на тоталитаризме. Художница после нацистской оккупации покинула Прагу, считая неприемлемым для творца навязанный стране коммунистический режим.В Париже она участвовала в деятельности сюрреалистической группы А. Бретона. Хотя жизнь и работы Тойен внесли большой вклад в развитие феминистского искусства, сама она никогда не вступала в дискуссии, не говорила открыто о феминизме или о своей сексуальной ориентации. Тем не менее, эксперты считают ее пионером свободного женского искусства.

1902 - 1980

описание

Шведский художник и писатель, один из первых модернистов в стране. Гёста Адриан-Нильссон, подписывающий свои работы аббревиатурой GAN, был всесторонне одаренной личностью. Он писал полотна в различных авангардных направлениях, был активным участником немецкой прогрессивной группы «Der Sturm» («Шторм», Берлин), создавал талантливые иллюстрации к произведениям современников, а также писал свои собственные стихи, поэмы и детские сказки. Большой поклонник Оскара Уайльда в юности, Адриан-Нильссон восхищался декадентским движением конца ХІХ века, но уже в начале следующего столетия присоединился к немецким экспрессионистам, итальянским футуристам, а позже и к французским кубистам, внеся немалый вклад в распространение этих течений у себя на родине.

1884 - 1965

описание

Американский и французский художник еврейского происхождения, фотограф, режиссер, публицист, известнейший представитель течений кубизм и дадаизм, сыгравший важную роль в развитии и распространении этих и других новейших направлений на американском континенте.Имя художника при рождении – Эммануэль Радницкий. Он был старшим сыном еврейских эмигрантов из Ковенской губернии.Вместе с М. Дюшаном и Ф. Пикабиа он был основателем версии течения «Дадаизм» в Нью-Йорке, и популяризовал современную европейскую живопись среди художников Америки. Ман Рэй обрел известность благодаря искусству современной фотографии и коллажа, в которых на то время ему не было равных. Художник также использовал «готовые предметы» для создания объемных композиций, наиболее известным из которых стал «Подарок» 1924 года. Ман Рэй проявил себя как всесторонне одаренная личность, внеся немалый вклад в авангардное искусство США и Европы.

1890 - 1976

описание

Американский и французский художник еврейского происхождения, фотограф, режиссер, публицист, известнейший представитель течений кубизм и дадаизм, сыгравший важную роль в развитии и распространении этих и других новейших направлений на американском континенте.Имя художника при рождении – Эммануэль Радницкий. Он был старшим сыном еврейских эмигрантов из Ковенской губернии.Вместе с М. Дюшаном и Ф. Пикабиа он был основателем версии течения «Дадаизм» в Нью-Йорке, и популяризовал современную европейскую живопись среди художников Америки. Ман Рэй обрел известность благодаря искусству современной фотографии и коллажа, в которых на то время ему не было равных. Художник также использовал «готовые предметы» для создания объемных композиций, наиболее известным из которых стал «Подарок» 1924 года. Ман Рэй проявил себя как всесторонне одаренная личность, внеся немалый вклад в авангардное искусство США и Европы.

1890 - 1976

описание

Польский художник, литературный критик, поэт и драматург, стремившийся сочетать наивность народного искусства с современными художественными течениями: дадаизмом и футуризмом. Родители будущего художника были помещиками и дали сыну хорошее образование. Титус окончил среднюю школу в городе Новы Сонч, а в 1902 году поступил на факультет живописи Академии изобразительных искусств в Кракове. Здесь его учителями были выдающиеся художники Ю. Мехоффер и С. Выспяньский. Получивший образование в Париже и учавствовавший в выставке Салона Независимых в 1911 году, Титус Чижевский оказал сильное влияние на развитие авангардного искусства Польши. Он был участником и одним из организаторов группы польских экспрессионистов, позже преобразованных в группу «Формисты», и редактировал журнал с одноименным названием. На протяжении нескольких лет работал в посольстве Польши в Париже, занимался преподавательской деятельностью, издавал научные труды в области искусства.

1885 - 1945

описание

Украинский художник-авангардист еврейского происхождения, а также скрипач и композитор, работавший в Германии, Бразилии, Франции.Родился в богатой еврейской семье управляющего шахтами. Отец Ефима увлекался архитектурой и живописью, а также химией. Другом семьи был выдающийся художник В. Кандинский.Как музыкант был одним из первых и признанных композиторов-додекафонистов. Как художник (это большая часть всей творческой карьеры) стоял у истоков берлинского дадаизма, был соавтором манифеста приверженцев Дада, участвовал в выставках. Работы раннего периода были уничтожены нацистами как «дегенеративное искусство».

1897 - 1970

описание

Анри-Роберт-Марсель Дюшан - французский и американский художник, теоретик искусства, один из основателей художественных течений дадаизм и сюрреализм.Родился в состоятельной семье. Его мать, братья и сестра занимались живописью, и Марсель рос в творческой атмосфере, что способствовало раннему проявлению его таланта. Вслед за старшими братьями он начал рисовать в стиле импрессионизм, представляя довольно интересные работы уже в 14 лет.Марсель Дюшан, несмотря на небольшое количество произведений, был одной из наиболее влиятельных фигур изобразительного искусства после Первой мировой войны, гением и бунтарем, который раздвинул рамки живописи за пределы принятого и дозволенного. Художник является автором метода «готовый вещей» (ready-made), впервые использовав идею создания арт-объектов из самых обычных предметов, таких как велосипедное колесо и даже писсуар. Неординарное и порой эпатажное творчество Дюшана открыло широкие возможности для дальнейшего развития авангардного искусства во всем мире.В конце карьеры художник отошел от живописных работ, предпочитая использовать для своих произведений уже готовые предметы, как он их называл «ready-made», или создавая объемные коллажи. Помимо художественного творчества, Марсель Дюшан снимался в кино, писал статьи и занимался шахматами, в которых он был профессионалом. Благодаря своему разностороннему и неординарному таланту он оставил яркий след в искусстве начала ХХ века и заложил фундамент для возникновения совершено новых методов и направлений в живописи.

1887 - 1968

описание

Израильский и румынский художник и архитектор, издатель и литератор, значимая фигура в мировом авангарде 20 века.Родился в еврейской семье. Обучаясь в средней школе, брал параллельно частные уроки по игре на фортепиано и индивидуальные уроки по изобразительному искусству у румынского художника-экспрессиониста Иосифа Изера.Был теоретиком дадаизма и одним из ведущих экспонентов конструктивизма в Восточной Европе, а также членом-учредителем нескольких творческих новаторских объединений художников в Румынии и Израиле. Марсель Янко стал организатором и устроителем деревни художников и скульпторов в Эйн-Ход вблизи Хайфы (Израиль), где и сейчас активно работает музей Янко-Дада и студии-мастерские. Является лауреатом нескольких престижных премий на исторической родине.

1895 - 1984

описание

Австрийский художник, поэт и писатель, лидер Берлинского дадаизма.Родился в семье художников. Первые навыки рисования получил от своего отца. В 1900 году, в возрасте четырнадцати лет, Хаусман переехал со своей семьей в Берлин, где обучался живописи в Ателье Артура Лю-Функа.Рауль Хаусман был ключевой фигурой среди авангардных художников Германии, знаменитый своими фотомонтажами и оригинальными работами в технике коллаж, которые он использовал для сатиры и политического протеста. Художник создавал также объемные композиции, наиболее известной из которых стала «Механическая голова» или «Дух нашего времени». Помимо этого, Хаусман изобрел оптико-поэтическое стихотворение, написал большое количество критических статей, был редактором журнала «Der Dada» и разработал с единомышленниками манифест Берлинского дадаизма. Он по праву считается одним из самых оригинальных художников своего времени, чьи революционные идеи оказали непосредственное воздействие на европейское авангардное искусство.

1886 - 1971

описание

Французский и американский художник, дизайнер, график-иллюстратор, поэт и публицист, имевший кубинское подданство.Отец художника был кубинским атташе, а мать француженкой. Финансово обеспеченный Пикабиа учился у Фернанда Кормона и других известных преподавателей в Школе прикладного искусства. После окончания учебы художник работал в студии Кормона со своими одноклассниками Жоржем Браком и Мари Лоуренчин в течение следующих четырех лет.Франсис Пикабиа получил известность как эксцентричный художник, не подчиняющийся никаким правилам и стилистическим догмам в своем творчестве. Его называли «Папа Дада», так как он был крупнейшей фигурой движения дадаистов в Соединенных Штатах и во Франции, и редактором авангардного журнала «391», где печатались работы художников этого направления. Вместе со своим другом и соратником Марселем Дюшаном Пикабиа оказал большое влияние на современное искусство, в частности, на сюрреализм и концептуализм. Главные галереи современного искусства в мире и до сих пор активно приобретают картины мастера.

1879 - 1953

описание

Немецкий художник, график, автор эмоционально напряженных, экспрессионистских по характеру, шокирующих картин.Родился в семье рабочего Франца Дикса и швеи Полины. Мать привила сыну любовь к музыке и поэзии.Один из основателей дадаизма был наиболее влиятельным творцом в формировании образа Веймарской Республики 1920-х годов, его работы являются ключевыми в движении «Neue Sachlichkeit» («Новая объективность» или «Новая вещественность»). Является одним из фундаторов и участников объединения «Дрезденский сецессион» (1919 г.). В полотнах Отто Дикса явственны пацифистские, социальные, а в поздних работах - библейские мотивы. Художник был участником двух мировых войн.

1891 - 1869

описание

Выдающийся немецкий художник, скульптор, дизайнер и поэт.Его отец - немец из Киля, мать родом из Эльзаса. Беспокойный характер, склонность к переездам, по словам Арпа, была предопределена – он называл себя Жаном, когда говорил по-французски, и Хансом, когда переходил на немецкий.Был членом-учредителем и участником многих авангардистских группировок в Цюрихе, Мюнхене, Берлине, Кёльне, Париже. Кавалер главных Орденов Франции в области культуры, лауреат многих престижных премий. Крупная коллекция произведений представлена в Музее нового и современного искусства в Страсбурге, стоящем на площади им. Х. Арпа. Имя художника носит культурный центр в Кламаре, улица в Париже. Фонд Арпа в Бонне в 2004 г. получил статус национального музея.

1886 - 1966

описание

Немецкий художник, скульптор, график и поэт. Один из ключевых фигур дадаизма и сюрреализма.Отец Эрнста был учителем в школе для глухих детей и художником-любителем. Именно поэтому под его руководством Макс начал рисовать в раннем возрасте. С самого детства он был очень впечатлительным и любил ходить в лес с отцом. В 1906 году родилась младшая сестра Эрнста. В тот же день умер его любимый попугай. Время этих двух событий поразило подростка, поскольку он решил, что его маленькая сестра забрала жизнь у птицы. С тех пор художник неоднократно изображал людей в виде птиц.

1891 - 1976

описание

Испанский художник, график, скульптор, режиссер и писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма. Автор работы «Постоянство памяти», одной из самых известных картин XX века.Дали начал рисовать в возрасте 4 лет. Он создал свою первую серьезную работу в возрасте 10 лет. Это был небольшой импрессионистский пейзаж, нарисованный на деревянной доске масляными красками. С тех пор Дали целыми днями сидел в маленькой специально выделенной комнате и рисовал картины. «Я хотел, чтобы мне выделили помещение прачечной под крышей нашего дома. Мне его выделили - и я превратил его в собственную мастерскую, украсив так, как хотел», - вспоминал он позже. Более того, он любил анализировать произведения известных художников. Он написал и опубликовал очерки о работах Веласкеса, Гойи, Эль Греко, Микеланджело и Леонардо да Винчи.

1904 - 1989

описание

Голландский художник, который занимался живописью, писал прозу, поэзию и занимался архитектурой. Основатель и лидер «De Stijl» («Стиль»), голландского художественного движения, также известного как неопластицизм. Как поэт он выступал под псевдонимом И. К. Бонсет, как философ - под псевдонимом Альдо Камини.Дусбург был по профессии архитектором. Он учился живописи самостоятельно. Художник создавал свои работы после долгих и тщательных вычислений, используя математические формулы. Согласно теории «Стиля», композиции были построены в соответствии с пропорциональными соотношениями между геометрическими фрагментами, входящими в их состав.

1883 - 1931

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Музее изобразительного искусства Галаца (Румыния).

1925

описание

Материалы: энкаустика на холсте, веревка, дерево, металл. Местонахождение: находится в собрании художника.

1999

описание

Материалы: масло, газета, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1964

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1962

описание

Материалы: бронза, эмаль Местонахождение: частная коллекция.

1960

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1959

описание

Материалы: энкаутика, бумага, холст, уголь. Местонахождение: находится в Музее Метрополитен, Нью-Йорк, США.

1955

описание

Материалы: бумага, энкаустика, гипс, холст, дерево. Местонахождение: находится в Музее современного искусства, Нью-Йорк, США.

1955

описание

Материалы: коллаж, энкаустика, масло, ткань, фанера. Местонахождение: находится в Музее современного искусства, Нью-Йорк, США.

1954 - 1955

описание

Материалы: коллаж. Местонахождение: находится в Галерее Тейт (Лондон, Великобритания).

1938

описание

Материалы: акварель и чернила на бумаге, наклеенной на картон. Местонахождение: находится в Музее изобразительного искусства (Филадельфия, США).

1954

описание

Местонахождение: Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес, США.

1924

описание

Местонахождение: Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.

1922

описание

Местонахождение: Национальная галерея Австралии, Канберра.

описание

Материалы: холст, масло.

описание

Материалы: карандаш, “ready-made”. Местонахождение: Музей искусств Филадельфии, США.

1919

описание

Материалы: бумага, доска, чернила и гуашь.

1919

описание

Материалы: бумага, доска, чернила и гуашь.

1919

описание

Печать.

1930

описание

Материалы: гравюра на дереве.

описание

Материалы: бумага, литография. Местонахождение: Музей искусства XX века, Вена, Австрия.

1919

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

описание

Материалы: масло, холст. Местолнахождение: Национальная галерея государственных музеев Берлина, Германия.

1920

описание

Материалы: ксилография, дерево. Размеры: 37 x 47 см. Местонахождение: Израильский музей.

1966

описание

Местонахождение: Музей современного искусства Центр Помпиду, Париж.

1925

описание

Материалы: дерево, ксилография. Местонахождение: Национальная галерея искусств, Нью-Йорк, США.

1922

описание

Материалы: коллаж. Местонахождение: частная коллекция.

1914

описание

Материалы: масло, холст. Размеры: 100 x 81 см. Местонахождение:Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж.

1923

описание

Материалы: масло, холст. Размеры: 125,4 x 107,9 см. Местонахождение: Галерея Тейт, Лондон.

1921