Ефим Голышев - SKETCHLINE

назад

1897 - 1970

Ефим Голышев

описание

Украинский художник-авангардист еврейского происхождения, а также скрипач и композитор, работавший в Германии, Бразилии, Франции.

Родился в богатой еврейской семье управляющего шахтами. Отец Ефима увлекался архитектурой и живописью, а также химией. Другом семьи был выдающийся художник В. Кандинский.

Как музыкант был одним из первых и признанных композиторов-додекафонистов. Как художник (это большая часть всей творческой карьеры) стоял у истоков берлинского дадаизма, был соавтором манифеста приверженцев Дада, участвовал в выставках. Работы раннего периода были уничтожены нацистами как «дегенеративное искусство».

Ключевые идеи:

— На открытии берлинского клуба Р. Хюльзенбек прочел Первый немецкий манифест Дада, написанный в соавторстве с Р. Хаусманом и Е. Голышевым. Призывы к «жестокой битве» против «экспрессионизма и неоклассической культуры» для Ефима Голышева не были лишь ярким лозунгом – он действительно находил для своего искусства – музыкального и изобразительного – чрезвычайно необыкновенные материалы и формы. Как писали очевидцы, он в «Антисимфонии» — музыкально-военной гильотине в трех частях — применил набор посуды и детские игрушки, добавив другие пластмассовые промышленные изделия. Экспериментировал, создавая ассамбляжи, с такими нехудожественными материалами, как куски от пачек сигарет, корки хлеба (знаменитый несохранившийся автопортрет), писал абстрактные картины акварелью, делал графические конструктивистские рисунки чернилами. Так что главную идею дадаизма — последовательное разрушение любой эстетики – Голышев не только декларировал, но и реализовал на практике.

— Немецкий дадаист и друг Ефима Рауль Хаусман с полным знанием событий утверждал, что Голышев «первым из всех делал ассамбляжи из невозможных материалов». Хаусману же принадлежит свидетельство о таланте Голышева в композиционном построении полотен и в их цветовых решениях — «алхимиком живописи» назвал его коллега.

— В поздний период (ранних работ сохранилось не больше десятка, 200 картин были секвестрованы нацистами и сожжены ), в 1960-е годы, Голышев писал работы, свидетельствующие о его приверженности дадаизму и абстракции. К примеру, «Двойное лицо» — одна из картин, характеризующихся абстрактно-геометрической композицией, где цвет и контраст являются неотъемлемыми элементами замысла. Лица «без лица» — пример символической (автор был гоним, его работы уничтожены) и сюрреалистической двойственности, для Голышева – вынужденной. И хотя участник движения Дада Гросс утверждал, что оно «было не идеологическим движением, а стихийной реакцией против „высокого искусства“, размышляющего над кубами и готикой», в творчестве Ефима Голышева этот стиль стал способом выражения его новаторских идей.

Ефим Голышев

Они повлияли

течение

Абстракционизм

друзья

Василий Кандинский

Олександр Архипенко

Он повлиял

течение

Абстракционизм

друзья

Василий Кандинский

Рауль Хаусман

описание

Материалы: холст, масло.