Архивы Социалистический реализм - SKETCHLINE

назад

1932 - 1988

Социалистический реализм

описание

23 мая 1932 года председатель Оргкомитета СП СССР Иван Гронский впервые предложил термин «социалистический реализм» в «Литературной газете», для направления представителей авангардных течений на развитие советской культуры.

1934 – термин становится официальным после его употребления Максимом Горьким на Первом съезде советских писателей.

Соцреализм – направление в живописи, графике и скульптуре, возникшее в СССР, и поглотившее художественное пространство других социалистических стран, отображает эстетические и морально-нравственные грани социалистического общества.

Художник был обязан изображать вождя в работе и в быту, революционеров, быт красноармейцев и граждан, фабричных рабочих, крестьян и все, что связанно со словом «коммунизм» (ключевое «обязан»).  Художник не мог написать «яркую» картину или абстракцию, не мог написать картину с собственного отца, у которого из-за диабета не было ноги, или с голодного человека. В социалистическом мире не существовало инвалидов или голода, как художественных образов. Вас с легкостью могли бы обвинить в формализме или космополитизме, потому что кому-то могло бы показаться, что вы «смотрите» в сторону страны-недруга. Одно из наказаний за использование запрещенных художественных приёмов – расстрел. Например, украинский художник Михаил Бойчук был расстрелян 13 июля 1937 года в Киеве за свою художественную деятельность, позже его жена также была расстреляна.

Классический образ социалистической картины – счастливая пара с приподнятыми подбородками и немного неадекватными улыбками, смотрящая в далекое идеальное будущее советского мира. Это говорит о жестко выстроенной иерархии живописных жанров. Особо важное место занимает графика – плакаты и иллюстрации, часто содержащие агитационные лозунги, пропагандирующие идеалы коммунизма.

 

Ключевые идеи:

— «Искусство принадлежит народу.» Но почему народ не может свободно творить? Существует ли свобода?

— Основополагающие принципы социалистического реализма – идейность, конкретность, народность, монументальность. Живопись и графика рассматривались как средство агитации и пропаганды. Главным заказчиком искусства соцреализма было государство.

— «Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого – непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле…».

— Соцреализм был единым методом контроля творческих личностей и подъема народа на «трудовые подвиги», требующим от художника правдивости и исторической конкретности, строго понимания смысла совершающихся в стране событий.

— Соцреализму свойственна концепция изоляции искусства в противовес адекватному синтезу течений, их симбиозу и эклектизму за пределами социалистических стран.

 

Ключевые художники: Александр Дейнека, Русов Лев, Пётр Кончаловский, Сергей Осипов, Исаак Бродский, Александр Герасимов, Александр Самохвалов, Федор Решетников, Федор Шурпин.

 

Ключевые произведения:

Привет XVII съезду ВКП(б). 1934. Илья Машков.

Портрет В. И. Сталина. 1936. Павел Филонов.

Урок немцам. 1944. Кукрыниксы.

описание

Русский выдающийся скульптор и график, снискавший ещё до революции славу «русского Родена». Сергей Конёнков был мастером монументальных композиций, портретного и сюжетного жанров, виртуозно работал в дереве, используя приёмы народной резьбы. Как портретист оставил целую галерею изображений своих современников ( Ф. Шаляпин, М. Горький, С. Рахманинов, А. Довженко, К. Циолковский, В. Маяковский, С. Есенин), писателей-соотечественников (И. Тургенев, Ф. Достоевский, Л. Толстой, Салтыков-Щедрин). Известны выдающиеся памятники А. С. Пушкину, В. И. Сурикову и др.Сергей Тимофеевич более 20 лет жил и работал в Соединенных Штатах Америки, в основном – в Нью-Йорке. По заказу администрации Принстонского университета выполнил в 1935 году бюст великого учёного Альберта Эйнштейна, с которым был дружен, а позже – его изображение во весь рост.В годы войны скульптор был активным членом американского Комитета помощи России. По распоряжению Сталина в 1945 г. для Конёнкова и его работ был зафрахтован пароход.Скульптор, ставший действительным членом Академии художеств еще в дореволюционном 1916 году, после возвращения на родину стал академиком, Народным художником СССР, Героем Социалистического Труда, почётным гражданином города Смоленска, лауреатом государственных премий.Изваяния и рисунки мастера находятся в главных музеях России, в нескольких музеях и государственных учреждениях США и других стран мира. Постоянно экспонируются работы в мемориальном московском Доме-музее «Творческая мастерская С. Конёнкова», в музее скульптуры Смоленска, открытом по настоянию художника, подарившего родному городу большую коллекцию произведений.

1874 - 1971

описание

Русский скульптор-монументалист, мастер портретного жанра в мраморе и бронзе, профессор, автор теоретических трудов по монументальному искусству.Характер природного дарования позволил Вучетичу стать одним из самых выдающихся представителей «советского классицизма», чьи работы известны во многих странах мира. Он неоднократно удостаивался Гран-при международных выставок, его заслуги оценены шестью государственными премиями СССР, а также премией имени Дж. Неру.Скульптор награждался медалями и орденами (в том числе как участник Великой Отечественной войны), был Вице-президентом Академии художеств, стал Героем Социалистического Труда и Народным художником СССР. В своих работах Евгений Вучетич запечатлел наиболее значимые события в истории своей страны, образы его произведений символизируют военный и трудовой героизм народа. Такая тематика обусловила драматизм творений, всегда, тем не менее, носивших жизнеутверждающий характер.Наиболее значительными по масштабу являются скульптурные ансамбли в Берлинском Трептов-парке и на Волгоградском Мамаевом кургане. Скульптура «Родина-мать зовет» была вписана как самая высокая нерелигиозная статуя в мире в Книгу Рекордов Гиннеса.

1908 - 1974

описание

Русский скульптор-монументалист, мастер портретного жанра, а также автор новаторской бытовой пластики - ваз, бокалов, статуэток из стекла.Скульптор, получившая образование и навыки у видных российских и парижских мастеров, тяготела к монументальному жанру и вводила в скульптуры некоторые приемы кубизма и футуризма. Прославилась впечатляющими монументами, главный из которых – «Рабочий и колхозница», за который автор удостоилась Гран-При на Международной выставке в Париже. Побеждала также на Венецианской биеннале.В разные годы художница была член художественных объединений «Монолит», «Четыре искусства», Общества русских скульпторов, «Бригада восьми», стала академиком и Народным художником СССР.В наследии ваятеля насчитываются десятки портретов героев войны, ученых, артистов, в которых реалистично и эмоционально запечатлен облик выдающихся людей. Вера Игнатьевна пять раз удостаивалась Государственной премии СССР за отдельные произведения, награждалась орденами и медалями не только своей страны. Она преподавала на скульптурных факультетах нескольких учебных заведений, была автором теоретических статей по монументальной скульптуре. Музей Веры Мухиной открыт в Феодосии, где она жила долгое время, в её честь назван кратер на Венере.

1889 - 1953

описание

Выдающийся художник (живописец и график), теоретик искусства, талантливый педагог, видный деятель культурного процесса первой четверти 20 столетия. Уроженец России Виктор Пальмов справедливо считается классиком украинского авангарда. Художник разработал собственную теорию «цветистости» и был автором ряда статей по проблемам теории новой живописи, печатавшихся в журнале "Новая генерация". Работы мастера попали в число «арестованных» и были в одном ряду с полотнами А. Богомазова, Д. Бурлюка, А. Экстер, «бойчукистов» запрещены к показу в галереях и музеях.

1888 - 1929

описание

Русский живописец, мастер пейзажа, теоретик искусства и художественный критик, театральный художник. Творческая карьера, как и личная жизнь художника были счастливыми. Он был успешен с ученических лет, его ценили и после революции, удостаивали разных почестей (премий, орденов, званий), он избежал всех гонений, накатывавших на страну волнами. Однако приспособленцем никогда не был – писал в своей манере и в основном на «свои» темы - пейзажи, архитектура, гораздо меньше уделяя внимания сюжетной и портретной живописи.Стиль Константина Юона, близкий к реализму и умеренному импрессионизму, приобретал некий окрас то символизма, то примитивизма, но всегда оставался живым и неподдельным.Огромное наследие мастера составляет коллекции главных российских музеев и галерей, присутствует в собраниях почти всех областных и бывших республиканских музеях пост-советской территории.

1875 - 1958

описание

Русский художник, незаконнорожденный сын знаменитого пейзажиста-передвижника Алексея Саврасова. Алексей Моргунов находился в центре творческих событий и художественных идей русского авангарда в первые два с половиной десятилетия 20 века, но впоследствии от него полностью отошёл. Художник был активным членом-экспонентом «Московского товарищества художников», «Союза молодежи», «Бубнового валета», становился участником таких знаковых выставок, как «Трамвай В», «Магазин» (Петроград), «Московский салон», «Мир искусства», Пятая государственная выставка картин в Москве и др.Моргунов тесно дружил с Малевичем. Вместе они придумывали разного рода эпатажные акции футуристов. Он был завсегдатаем салона интеллектуалов у К. Крахта; увлекался теориями М. Ларионова и Н. Гончаровой, работая как в неопримитивистской, так и в кубофутуристической манерах. По стилистике раннего и позднего периодов ближе всего был к французскому фовизму. Как профессор живописи преподавал в Государственных свободных мастерских, входил в группу "Объективного анализа" в Институте художественной культуры. В последнее десятилетие творческой карьеры, отойдя от авангарда, создавал тематические картины, близкие к стилю и отвечающие духу соцреализма.

1884 - 1935

описание

Выдающийся украинский художник Александр Осмеркин был участником художественной группы «Бубновый валет», многих других объединений и групп, работал профессором живописи в нескольких высших художественных учебных заведениях, был руководителем персональной мастерской. В 1940-х гг. он попал под определение «формалист» и «пропагандист западного искусства», был уволен из Академии. Ему было запрещено исполнять заказы, выставлять и продавать свои работы. Признавая заслуги и талант мастера, выпускники его мастерской проводили выставку «Памяти учителя». На родине художника в городе Кропивницком работает художественно-мемориальный музей, открытый в особняке, где проходили детские годы А. А. Осмёркина; присуждается премия его имени.

1892 - 1953

описание

Грузинский художник, график и мастер сценографии, а также историк искусства, изобретатель и педагог. Давид Какабадзе был новатором не только в области изобразительного искусства, но и в кинематографии, запатентовавшим пленочный аппарат для объемной съемки. Его художественное творчество отмечено любовью к различным европейским новейшим течениям и характеризуется как приверженностью к национальным темам и традициям, так и самобытной интерпретацией авангардных живописных тенденций 20 столетия. Художник оставил богатое художественное наследие. Самая большая коллекция картин принадлежит национальным музеям и галереям Грузии.

1889 - 1952

описание

Украинский художник-авангардист, живописец и дизайнер, активный и выдающийся участник различных новейших художественных течений и групп 1910-1920-х годов 20 столетия. Его в искусствоведении часто именуют «украинским Пикассо».

1894 - 1968

описание

Русский живописец и график, официально именовавший себя художником−исследователем. Был одним из признанных лидеров авангарда в своей стране, теоретик и основатель, а также практик и учитель «аналитического искусства» -реформирующего уникального течения, которое оказывало заметное влияние на художественные умонастроения многих творцов первой половины XX столетия.Филонов в авангардное движение привнес элементы научного познания и занимался объединением разных способов познания мира, опираясь на интуицию. По сути, художник, имевший феноменальные способности в абстрагированном мышлении, развивал символическое понимание живописи, призванной не только изображать объект, но и размышления о нем и о способе его передачи, то есть к символизму добавил саморефлексию.У Филонова было немало последователей и подражателей, но силы его оригинальной «сделанности» достичь было трудно. «Аналитическое искусство» Филонова, образовавшее символистскую ветвь в русском авангарде, стояло в оппозиции к конструктивизму и супрематизму и более всего приблизилось к сюрреалистическим мотивам европейского модернизма.Произведения мастера чрезвычайно востребованы на арт-рынке и постоянно экспонируются во всем мире. На выставке в парижском центре Ж. Помпиду в 1990 году обнаружились 8 похищенных из Русского музея работ, семь из которых в результате многолетних переговоров удалось вернуть.

1883 - 1941

описание

Фёдор Григорьевич Кричевский - выдающийся украинский живописец, педагог и активный общественный деятель, первый ректор Украинской академии художеств, много лет был профессором Киевского художественного института, удостоился звания «Заслуженный деятель искусств Украины» (1940).Родился в семье крещёного еврея, земского фельдшера. Был одним из восьми детей и рос в украинском небольшом селе Малая Ворожба (Харьковщина) на реке Псёл. Одарённость Федора, как и его старшего брата Василия, будущего выдающегося архитектора и художника, проявилась рано — рисовал углём, вышивал самостоятельно придуманные композиции, лепил из глины. В 1890-х годах талантливого парня приметил граф В. Капнист, в имении которого Федор познакомился с живописью, мог читать книги из богатой библиотеки, начал копировать из альбомов и с оригиналов художественных произведений.Образцом украинского модернизма стал монументальный триптих Кричевского «Жизнь» (1925-1927), экспонировавшийся в Европе и США. Учениками профессора Кричевского считает себя целая плеяда видных украинских художников (киевская школа). Основные работы художника находятся в постоянной экспозиции Национального художественного музея Украины.

1879 - 1947

описание

Мартирос Сергеевич (Саркисович) Сарьян - российский и армянский живописец-пейзажист, график и театральный художник.Родился в армянской патриархальной семье. В 1897-1904 годах прошел курс обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.Активный участник выставок "Голубой розы", Союза русских художников, "Мира искусства", журнала "Золотое руно", объединения "Четыре искусства". Основатель Академии художеств в Армении имел звание академика, Народного художника СССР, Героя Социалистического Труда, награждался государственными премиями. Творчество и деятельность М. С. Сарьяна сыграли ведущую роль в становлении национальной армянской школы живописи. В Ереване был открыт Дом-музей Мартироса Сарьяна.«Природа создаёт человека, чтобы взглянув на себя его глазами, насладиться изумительной своей красотой», - так говорил художник о творчестве.

1880 - 1972

описание

Украинский художник, живописец и график, основатель монументального искусства Украины 20 столетия. Работал в стилях экспрессионизма, примитивизма и соцреализма.Учитель сельской школы, где учился юный Михаил, заметив талант парня, написал о нем в газету с целью найти наставника для начинающего художника. Художник из Львова Юлиан Панкевич взял Михаила под покровительство. Он учил его в своей мастерской, на полгода поехал с ним в Вену для ознакомления с музеями.Был лидером группы единомышленников, называемых в истории изобразительного искусства «бойчукистами». Член Научного общества им. Т. Шевченко, Ассоциации Революционного Искусства Украины, один из основателей Украинской Академии искусств. Относится к представителям Расстрелянного возрождения Украины.

1882 - 1937

описание

Русский и советский живописец, график и книжный иллюстратор, мастер театральной декорации и сценического костюма.Родился в семье потомственного дворянина, литератора, переводчика и издателя Петра Петровича Кончаловского. В 1890-х гг. учился в Харьковской художественной школе, в вечерних классах Императорского Строгановского художественно-промышленного училища. Затем учился в частной академии Жюлиана в Париже.Пётр Петрович Кончаловский был одним из основателей и активных участников художественного объединения «Бубновый валет» и с 1911 его председателем. Также был членом прогрессивных художественных объединений «Союз молодёжи» (с 1911), «Мир искусства» (с перерывами до 1922), «Бытие» (в 1926-1927). Был академиком и действительным членом Академии Художеств страны, лауреатом престижных премий.

1876 - 1956

описание

Румынский художник-импрессионист (пейзаж, портрет, натюрморт) и мастер монументальной росписи, создатель румынской школы живописи в начале 20 века.Родился в семье майора Думитру Лукьяна, проживавшего после отставки в уезде Ботошани, селение Штефэнешти.Ш. Лукьян стал одним из инициаторов в организации Общества «Иляна» (Ileana) по распространению художественного вкуса в Румынии и был его активным участником. Одновременно общество выпускало журнал с одноимённым названием, для которого художник писал искусствоведческие статьи. Ш. Лукьян был удостоен высокой награды – медалью Бене Мерети (Medalia Bene Merenti) 1-го класса (1909 г.).В 1981 году о жизни Ш. Лукьяна был снят художественный фильм.

1868 - 1916

описание

Польский художник, выдающийся живописец и график Войцех Вейс – одна из ключевых фигур польского модернизма.Войцех начал учиться на художника во Львове. Затем получил образование в Академии изящных искусств в Кракове, вначале как вольный слушатель.Художника признавали и ценили при жизни, он был членом Венского Сецессиона и Общества польских художников «Искусство», профессором и ректором краковской Академии изящных искусств. Мастер имел огромное влияние на развитие польской культуры рубежа ХIХ-ХХ столетий. Несмотря на все звания и награды, Войцех Вейс находился в постоянном творческом поиске, экспериментируя с самыми различными техниками и направлениями в живописи. Художник обогатил польское искусство новейшими европейскими тенденциями и способствовал культурному подъему страны, носившему название «Молодая Польша». В Кракове открыт музей художника.

1875 - 1950

описание

Выдающийся русский живописец, портретист и график, певец крестьянства.Художник родился в семье государственных бедных крестьян, имевшей много детей. Рисовать начал рано, примерно с четырех-пяти лет копируя иконописные образа, позже писал портреты односельчан, лепил фигурки из глины. Грамоте быстро научился у отставного фельдфебеля.Мастер крестьянской темы в чрезвычайно темпераментном и своеобычно-пестром толковании Филипп Малявин прославился и в России, и за ее пределами. Начало декоративно-эпической и очень узнаваемой «малявинской» манере положила картина «Смех», ставшая дипломной работой выпускника Академии и вызвавшая скандал, а затем выставленная на Всемирной 1900 года выставке в Париже, где получила «золото». Хохочущие крестьянки в красных, чудовищно ярких сарафанах, скомпонованные в центре на фоне, который трудно читается, выполнены пастозно и с такой передачей эмоции, что не улыбнуться просто нельзя. Член и участник выставок объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», автор исторически значимых изображений Ленина и его соратников, написанных с натуры. Как талантливейший портретист оставил сотни картин и рисунков, передающих облик выдающихся и значительных личностей не только России, но и Европы.

1869 - 1940

описание

Русский и советский живописец, мастер натюрморта, пейзажист и портретист, один из членов-учредителей выставки и художественного объединения «Бубновый валет», член Общества московских художников.Илья родился в семье «государственных крестьян», занимавшихся мелкой торговлей. Был самым старшим из девятерых детей и вынужден был начать работать уже в 11 лет.Работал в стилях постимпрессионизма (фовизм), неопримитивизма, в поздний период – постмодернизма («социалистического реализма»).Входил в движение «Мир искусства» (с 1916), в творческую группу «Московские живописцы» (с 1925), а в 1924-1928 гг. стал активным членом Ассоциации художников Революционной России. Известность И.И. Машкова распространялась за пределы европейского континента, так как с 1924 г. произведения экспонировались в Америке, Венеции, Лондоне. Вене, Париже. Удостоился в 1928 г. звания Заслуженного деятеля искусств России, в конце 1930-х награждался золотой медалью на Международной выставке в Париже, получил бронзовую медаль «За выдающийся вклад в мировое искусство» в Нью- Йорке.

1881 - 1944

описание

Выдающийся российский живописец и рисовальщик, работавший в жанрах портрета, бытовой и сюжетной картины, театральной декорации.Родился в семье рано умершего (Борису не было двух лет) профессора духовной семинарии. Четверых детей на небольшую пенсию растила мать, дававшая уроки музыки и шившая. Окончив церковно-приходскую школу, учился в гимназии, где пристрастился к рисунку. Когда в 1887 году в Астрахани открылась XV выставка художников-передвижников, Борис, рассматривая с замиранием сердца картины, решил стать художником. Мать, несмотря на бедность, поддержала стремление сына.Был академиком живописи, входил во все прогрессивные сообщества Петербурга, создававшиеся в начале 20 ст., но при этом стоял от них особняком в силу своего уникального дарования. Автопортрет художника занял место в престижной флорентийской галерее Уффици, а в Астрахани открыт его Дом-музей. Востребованность искусства Кустодиева не уменьшается – в 2012 г. картина «Извозчик» из коллекции П. Капицы продана за 4,4 млн. ф. стерлингов.

1878 - 1927

описание

Выдающийся мексиканский живописец, муралист, а также политический деятель левого толка. Родился в Гуанахуато (северо-запад Мексики) в знатной и зажиточной испанской семье. Мать была еврейкой из числа конверсо (обращена в католицизм). Брат, близнец Диего, умер в двухлетнем возрасте. Рисовать мальчик начал с трехлетнего возраста, и родители активно его поощряли. Самый влиятельный мексиканский художник 20 столетия значительные периоды своей карьеры работал во Франции и США. Его творчество послужило основой концепции общественного искусства в Америке, став значительной частью Федеральной программы развития национального искусства в 1930-1940-х годах. Д. Ривера широко известен в мире как художник-монументалист и как муж художницы Фриды Кало. Хотя главным его наследием, без сомнения, являются росписи, в творческой карьере был довольно продолжительный и заметный кубистический период, когда было создано около 200 полотен.

1886 - 1957

описание

Казимир Малевич был пионером геометрического абстрактного искусства, создателем авангардного супрематического движения и кубо-футуризма.Малевич создал свою первую картину в возрасте 16 лет. Она называлась «Лунная ночь». В своих полотнах он пытался объединить принципы кубизма, футуризма и экспрессионизма. Он также интересовался воздушной фотографией и авиацией, что привело его к абстракциям, вдохновленным воздушными пейзажами.

1878 - 1935

описание

Лазарь Маркович Лисицкий - российский художник еврейского происхождения, яркий представитель авангарда первой трети 20 ст. Эль Лисицкого справедливо относят к «пионерам» в экспозиционном дизайне. Его знаменитые проуны (сокращение от «проекты утверждения нового») покоряли Европу - в Берлине была создана «Комната Проунов», а принципы, разработанные Лисицким, использовали для оформления выставок такие художники, как В. Татлин, П. Мондриан и др.Чрезвычайно значительна роль Лисицкого в наведении в 1920-ых годах действенных мостов между западным авангардом и русским постреволюционным искусством. Сотрудничая со многими художественными журналами, издававшимися в Берлине и Амстердаме, Лисицкий повлиял на развитие международного графического дизайна XX ст. и на целое поколение европейских художников. Лисицкий считал, что художник - агент социальных перемен, который ищет и внедряет новый выразительный язык через плакаты с ярким визуальным эффектом, легко понимаемый всеми социальными слоями во всех странах мира. Пропагандистская сторона многих работ не затмевает того, что художник привнес в использование форм, сплошных цветов, в их организацию в пространстве произведения. Его творческая концепция развивала направление, когда совокупностью работы является уникальный стиль, вмещающий живопись, архитектуру, скульптуру.Художник был активным деятелем еврейского национального культурного возрождения, организатором и участником выставок, иллюстратором еврейской литературы. Ценным вкладом стало опубликованное в 1923 году в Берлине эссе «Воспоминания о могилевской синагоге» — единственная теоретическая работа Лисицкого, посвящённая еврейскому декоративному искусству.

1890 - 1941

описание

Материалы: железобетон, сталь, металлические тросы. Местонахождение: находится на Мамаевом кургане в Волгограде (Россия).

1963 - 1967

описание

Материалы: мрамор. Местонахождение: находится в Государственном Русском Музее, Санкт-Петербург (Россия).

1958

описание

Местонахождение: находится перед фасадом здания ООН в Нью-Йорке (США).

1957

описание

Материалы: камень, бетон. Местонахождение: находится в поселке Пятиморск Волгоградской области (Россия).

1953 - 1955

описание

Материалы: бронза. Местонахождение: находится в Берлинском Трептов-парке (Германия).

1949

описание

Материалы: гранит. Местонахождение: находится в Мариинском парке, Киев (Украина).

1948

описание

Материалы: бронза. Местонахождение: находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва (Россия).

1948

описание

Материалы: мрамор. Местонахождение: находится в в Государственной Третьяковской галерее, Москва (Россия).

1947

описание

Местонахождение: находится на центральной площади в Вязьме (Россия).

1946

описание

Материалы: бронза. Местонахождение: находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва (Россия).

1845

описание

Материалы: бронза, литье. Местонахождение: находится на крыше планетария в Волгограде (Россия).

1952

описание

Материалы: стекло. Местонахождение: находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург (Россия).

1947

описание

Материалы: гипс. Местонахождение: находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург (Россия).

1941

описание

Материалы: бронза. Местонахождение: находится на площади имени М. Горького, Нижний Новгород (Россия).

1938 - 1938

описание

Материалы: бронза. Местонахождение: находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва (Россия).

1939

описание

Материалы: нержавеющая хромоникелевая сталь. Местонахождение: находится на крыше одноимённого музейно-выставочного центра в Москве (Россия).

1937

описание

Материалы: бронза. Местонахождение: находится в Ватиканском Музее (Рим, Италия).

1927

описание

Материалы: бронза. Местонахождение: находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва (Россия).

1927

описание

Материалы: дерево. Местонахождение: Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва (Россия).

1925

описание

Материалы: картон, темпера. Местонахождение: находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва (Россия).

1921

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в коллекции Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера», Архангельск (Россия).

1935

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва (Россия).

1931

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия (Петрозаводск, Россия).

1931

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия (Петрозаводск, Россия).

1930

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Национальный художественный музей Украины, Киев.

1934

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Национальный художественный музей Украины, Киев.

1925 - 1927

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Национальный музей, Варшава, Польша.

1950