Архивы Поп-арт - SKETCHLINE

назад

1950 - 1960

Поп-арт

описание

Поп-арт получил распространение со 2-й половины 1950-ых годов в Великобритании и США.

Поп-арт (popular art) — неоавангардистское направление в изобразительном искусстве своим названием обязано английскому понятию «pop» — лёгкий хлопок, быстрый отрывистый звук. Это популярное, общедоступное искусство, а буквально такое, что производит шокирующий эффект взрыва. Хотя возникло искусство поп-арта в Великобритании (первые шаги стиля сделаны в 1952 году лондонской «Независимой группой»), наибольшую популярность и развитие стиль получил в США. После Второй мировой войны, когда в Америке начался экономический мощнейший подъем, проявился прогресс в технологиях и подъем средств массовой информации, родилась так называемая «культура потребления». Поп-арт отвечал запросам людей с высоким стабильным доходом и наличием свободного времени.

Представители стиля брали за объект изображения типичные бытовые предметы современного человека — упаковку товаров, утварь и вещи, фрагменты интерьеров, детали различных механизмов и проч. Вторым направлением в тематике представителей поп-арта стало использование печатных изображений известных личностей – политиков, музыкантов, актеров. Именно такие картины были на первой выставке поп-арта 1956 года с названием «Это – завтра».
Многие искусствоведы небезосновательно считают, что корнями поп-арт уходит в дадаизм — нигилистическое художественное движение рубежа 1910-1920-х годов. Как прямые наследники дадаистов, художники поп-арт высмеивали серьезность тогдашнего абстрактного экспрессионизма и, в более широком смысле, культурную ситуацию. Считается, что определение «поп-арт» впервые использовал в 1955 году художественный критик член «Независимой группы» Лоуренс Аллоуэй. При этом сам он имел ввиду всего лишь продукты средств массовой информации коммерческого назначения, а не новое направление в искусстве.

Ключевые художники:

Ричард Гамильтон, сэр Эдуардо Паолоцци, Дэвид Хокни, Кит Гаринг, Ларри Риверс, Джаспер Джонс, Роберт Раушенберг, Энди Уорхол, Клас Олденбург, Джордж Сигал, Том Вессельман.

Ключевые идеи:

Поп-арт был реакцией на глубокомысленную философию и беспредметность господствовавшего в авангардном искусстве абстрактного экспрессионизма. Целое поколение творцов пожелало вернуться к предметной живописи и внести при этом в свои произведения иронию и несерьезность, добавив значительным присутствием китча.
Одна из важнейших концепций поп-арта заключалась в том, что в искусстве и культуре в целом не существует иерархии — они могут питаться из любого источника. Поэтому отличительной чертой стиля является сочетание вызова с показным безразличием. Происходило стирание границ между «высокой» и «низкой» культурой. Для художника все одинаково бесценно и одновременно ценно, а также одинаково красиво или безобразно.

Новый стиль стал дерзким и ярким вызовом традиционной живописи – в нем ставки делались на знакомые всем изображения из тиражированной массовой культуры — рекламу, комиксы, свежие новости и обыденные предметы. В свои композиции представители поп-арта включали вырезки из газет и журналов, рекламные плакаты и постеры-афиши, нередко пользуясь приемом многократного повторения изображения.

К наиболее ярким формам американского поп-арта относятся стилизованные репродукции комиксов с использованием цветных одноцветных плоскостей Роя Лихтенштейна; «вырезанные» Энди Уорхолом из реального быта произведения с изображением банок, бутылок, коробок; огромные скульптуры предметов сантехники, гипсовые копии фаст-фуда, выполненные Класом Олденбургом; гипсовые человеческие фигуры Джорджа Сигала; плоские, но откровенные изображения секс-символов Тома Вессельмана.

описание

Эдуардо Паолоцци – шотландский художник, дизайнер  и скульптор итальянского происхождения, чье творчество охватывает самые различные сферы изобразительного искусства, начиная от масштабных скульптур и заканчивая дизайном тканей и обоев. Как художник-новатор, Паолоцци всегда искал в искусстве чего-то свежего, еще неизведанного. Из-за его неутолимой жажды перемен и постоянных экспериментов его творчество неоднородно и напоминает пеструю мозаику, состоящую из разных стилей, мотивов, жанров и направлений.

7 марта 1924 года, Эдинбург (Шотландия) - 22 апреля 2005 года, Лондон (Великобритания)

описание

Американский художник-новатор, дизайнер, издатель, кинорежиссёр, продюсер, писатель, коллекционер. Энди Уорхол, основатель идеологии «homo universale», - выдающаяся личность в современном мировом искусстве в целом, в истории поп-арта в частности. Также вошел в историю искусства как создатель «коммерческого поп-арта».

6 августа 1928 года, Питтсбург, США - 22 февраля 1987 года, Нью-Йорк, США

описание

Один из главных художников американского поп-арта, известный изображениями стилизованных женских обнаженных фигур, которые были основной темой и предметом пристального внимания живописца. Черпая вдохновение в абстрактном экспрессионизме, особенно работах Виллема де Кунинга, художник переосмысливал образы и создал собственный уникальный стиль, предельно реалистичный, заманчивый и вместе с тем холодный и отстраненный, не затрагивающий глубоких чувств зрителя.

23 февраля 1931 года, Цинциннати (США) - 17 декабря 2004 года, Нью-Йорк (США)

описание

Один из первых и самых ярких представителей художественного направления поп-арт, которое приобрело широкую популярность в США в 1950-60-ых годах 20-го века. Рой Лихтенштейн прославился своими картинами-комиксами, каждая из которых отражает различные аспекты жизни обычных американцев. Взяв за основу простые и понятные образы, художник бросил вызов авангардной живописи, понятной лишь единицам, и сделал обыденные вещи настоящими произведениями искусства.

27 октября 1923, Манхэттен, Нью-Йорк, США - 29 сентября 1997, Нью-Йорк, США

описание

Роберт Раушенберг - художник-новатор, один из самых влиятельных американских мастеров второй половины 20-го века, давший толчок развитию поп-арта и концептуального искусства. На протяжении своей длинной карьеры он экспериментировал практически со всеми доступными формами искусства, выступая как гравер, дизайнер, скульптор, фотограф и даже авангардный музыкант.

22 октября 1925 года, Порт-Артур, Техас (США) - 12 мая 2008 года, остров Каптива, Флорида (США)

описание

Английский художник, один из основателей стиля британский поп-арт. Питер Блейк начинал свой творческий путь в послевоенное время, и главной целью его искусства было помочь согражданам забыть ужасы войны и окунуться в яркую и по возможности беззаботную мирную жизнь.

25 июня 1932, Дартфорд, графство Кент, Англия

описание

Американский скульптор шведского происхождения, выдающийся представитель поп-арта. Клас Тур Олденбург начал свою карьеру в Нью-Йорке, где он участвовал в многочисленных хэппенингах и перформансах с такими художниками, как Джим Дайн, Аллан Капроу и Джордж Сигал. Он стал неотъемлемой частью движения поп-арт в начале 1960-ых годов, противопоставляя свои простые и привычные для восприятия работы сложной эстетике абстрактного экспрессионизма. Выставив в витрине «ненастоящего» магазина «ненастоящие» вещи, созданные из самых неожиданных материалов, художник по-настоящему удивил публику и мгновенно приобрел широкую известность.

28 января 1929, Стокгольм, Швеция

описание

Американский художник, скульптор и дизайнер Кит Харинг прежде всего известен своими картинами-граффити, привлекающими ритмичностью, искренним и актуальным звучанием.

4 мая 1958 года, г. Рединг, штат Пенсильвания, США - 16 февраля 1990 года, Нью-Йорк, США

описание

Большая бронзовая скульптура украшает один из парков столицы Великобритании. Она состоит из абстрактных и фигуративных частей, а также узнаваемых механических деталей промышленного производства, которые объединены в единую композицию на невысоком каменном постаменте.

1998

описание

Своего скульптурного Исаака Ньютона Эдуардо Паолоцци выполнил для установки перед зданием новой Британской библиотеки. Фигуру ученого скульптор позаимствовал из цветной литографии художника-символиста Уильяма Блейка, на которой Ньютон изображен с измерительным прибором в руке.

1988

описание

Гипсовую голову Давида Микеланджело художник однажды заметил в витрине магазина, где она стояла на деревянном комоде. Это странное сочетание вдохновило Эдуардо Паолоцци, и он создал копию этого слепка, разрезал его на несколько частей, между которыми поместил деревянные вставки.

1987

описание

Один из известнейших и крупнейших проектов Эдуардо Паолоцци – мозаика на одной из станций Лондонского метро. Получив заказ на оформление помещения размером тысячу квадратных метров, художник долго размышлял над тем, как сделать изображение понятным для людей, которые смотрят на него во время движения.

1979

описание

Технология трафаретной печати, которую активно использовали американские художники поп-арта, заинтересовала в 1960-ых годах и Эдуардо Паолоцци. В этой технике он выполнил серию произведений, одно из которых под названием «Шелковый мир Микеланджело», повествует о взаимоотношениях истории и современности, а также высокого искусства и современной рекламы.

1967

описание

Свои ранние коллажи Эдуардо Паолоцци начал создавать под влиянием работ кубистов и дадаистов, которые первыми применяли этот метод в своих произведениях еще в первой трети 20 столетия. Художник составил «Настоящее золото» и еще несколько подобных работ из частей американских газет и журналов, которые оставили ему солдаты, временно пребывающие в Париже.

1949

описание

Произведение Эдуардо Паолоцци в технике коллажа, имеющее размеры чуть меньше листа для печатной машинки, стало первой работой в стиле еще не родившегося поп-арта. Художник с детства увлекался американской культурой, и в своих коллажах попытался передать всю привлекательность спокойной и сытой жизни за океаном, которая так отличалась от разрушенной и бедной послевоенной Европы.

1947

описание

Одна из последних работ Э. Уорхола, когда мастер переключился от пристального «рассматривания» и тиражирования знаменитостей своего времени, на всемирно известных политиков.

1987

описание

Многие искусствоведы и критики сходятся во мнении, что наиболее удачными художественными произведениями Уорхола были автопортреты. В этой конкретной поздней работе основное внимание автор уделяет голове и парику (известно, что рано ставший лысеть Энди носил парики на протяжении многих лет).

1986

описание

Данная работа в технике шелкографии вошла в цикл «Вымирающие виды» (встречается название для цикла «Животные в гриме»). Серия - 10 видов редких животных, существование которых находится под угрозой, - была заказана владельцами галереи, известными защитниками животных Р. и Ф. Фельдманами. Зебра Греви, исчезнувшая из  некоторых ареалов обитания, - самый редкий подвид семейства зебр.

1983

описание

Серия создавалась как прямая реакция на визит президента Р. Никсона в Китай. Уорхол взял черно-белое изображение Мао из знаменитого коммунистического издания и выполнил сотни портретов тоталитарного правителя разных размеров.

1973

описание

В портфолио работ Энди Уорхола, который  редко выходил за пределы контекста американской культуры, есть четыре красочных портрета королевы Елизаветы II. Они были выполнены на основе официальных фотографий, сделанных во время празднования серебряного юбилея августейшей особы Соединённого королевства.

1971

описание

Уорхол взял изображение для этого произведения из фильма «Flaming Star» 1960 года. Это одно из полотен с образом Элвиса, впервые было выставлено на втором персональном показе Э. Уорхола в галерее Ferus в Лос-Анджелесе в 1963 году.

1963

описание

Работа из серии «Death and Disaster», в которой Уорхол использует изображения, взятые из ежедневных газет. Автор применил метод фото-silkscreening, чтобы дублировать сюжет на холсте. Повторение изображения, его фрагментация, искажение важны для создания сильного эффекта – художник хочет оставить  зрителя потрясенным.

1963

описание

Внезапная смерть суперзвезды Монро от передозировки снотворных взволновала многих. Уорхол, в целом увлеченный поп-культурой, использовал для работы фотографию актрисы из фильма «Ниагара» (1953).

1962

описание

К 1960-ым годам нью-йоркский арт-мир был наполнен произведениями в стиле абстрактного экспрессионизма. Уорхол стал одним из художников, которые чувствовали необходимость вернуть образы в изобразительное искусство. Идею изображения предметов, которые люди используют каждый день, предложил ему дизайнер интерьеров и владелец галереи  М. Латоу.

1962

описание

Ранним работам художника свойственен прием сочетания неопримитивизма, экспрессионизма, неодадаизма. В данном произведении условные и разномасштабные фигуры (их шесть) размещены в пространстве произвольно.

1947

описание

Выполненное в ярких тонах и в характерной для художника упрощенной манере с крупными цветовыми плоскостями, композиция изображает двух обнаженных женщин.  В этой работе Том Вессельманн отдает дань наследию великого Анри Матисса, цитируя одно из его произведений и добавляя в него узнаваемые черты собственной творческой манеры.

2003

описание

В конце 1980-ых и начале 1990-ых годов Том Вессельманн создал серию картин, в которых изобразил обнаженную натурщицу на фоне известных произведений искусства. Помимо Пита Мондриана, который был одним из кумиров художника, он использовал картины Р. Лихтенштейна, Э. Уорхола и А. Матисса, отдавая дань уважения этим мастерам.

1988

описание

Несмотря на то, что Том Вессельманн настаивал на полной бессодержательности своих работ, картина из серии «Спальни», изображающая лицо девушки на фоне домашнего интерьера, вызывает определенные чувства. Яркий макияж и обнаженная грудь женщины выглядят заманчиво, а закрытые глаза говорят о расслабленности и наслаждении.

1984 - 1993

описание

В работах Тома Вессельманна 1980-ых годов часто можно встретить интересные композиции, которые состоят из нескольких отдельных холстов необычной формы. Обычно это были все те же любимые автором предметы: дымящиеся сигареты, женские губы и грудь, продукты питания и мелкие бытовые вещи, наподобие помады или солнцезащитных очков.

1981

описание

Произведение относится к серии работ «Drop Out», которую Том Вессельманн создал под впечатлением от своего отдыха на морском побережье. Особая атмосфера залитого солнцем пляжа и расслабленность загорающих тел достоверно переданы в этой картине.

1982

описание

За свою карьеру Том Вессельманн создал много изображений огромного рта с ярко-красными пухлыми губами. Это изображение стало узнаваемой визитной карточкой художника, своеобразным символом, который стал неотъемлемой частью массовой культуры и периодически появляется в различных интерпретациях.

1967

описание

Произведение из знаменитой серии «Great American Nude» демонстрирует все основные черты живописи Тома Вессельманна. В ней зритель может видеть привлекательную лежащую девушку, чьи яркие губы - единственная видимая часть ее лица, соблазнительные соски на обнаженной груди и ярко-желтые волосы.

1965

описание

Несмотря на то, что Том Вессельманн отрицал свою принадлежность к направлению поп-арт, эта картина является прекрасным примером этого стиля в изобразительном искусстве. Натюрморт изображает товары, типичные для Америки середины 20 века: белый хлеб, бутылка с колой, банка консервированного рагу, лимоны и пачка сигарет.

1963

описание

Произведение представляет собой коллаж из реальных предметов и двухмерных живописных изображений. В левой части работы художник поместил кухонный шкаф, который можно открывать и закрывать, а также часть настоящей раковины, над которой зажигается электрический свет.

1962

описание

Самая крупная и известная серия работ Тома Вессельманна. На этой картине он изобразил обнаженного человека, лежащего на кровати в комнате, где на стене висит портрет президента и рисунок американского флага.

1961

описание

Созданные в 1990-х работы с обнаженной натурой автор объединил в серию «Late Nudes». В этих картинах Лихтенштейн возвращается к фигурам из комиксов, и работает в похожей, но несколько видоизмененной технике.

1994

описание

Спустя несколько десятилетий после вызвавшей бурю негодования «комиксной» живописи, Рой Лихтенштейн смог снова шокировать публику, создав серию работ, повторяющих картины великих художников модернизма.

1992

описание

Создавая свои работы, Лихтенштейн хотел, чтоб они выглядели будто напечатанные. Для этого он использовал методы растровой печати, в котором крупные площади заполняются не сплошной заливкой цветом, а с помощью мелких точек.

1964

описание

Имея в своем распоряжении довольно ограниченные художественные средства, Рой Лихтенштейн мог донести до зрителя эмоции и атмосферу момента. Лица мужчины и женщины, изображенные крупным планом, напоминают фотографию, раскрашенную яркими красками, или плакат.

1964

описание

Очередная сцена из комикса изображена автором в его фирменной манере с использованием жирных черных контуров и всего лишь трех цветов: желтого, синего и красного. Скорость, с которой едет автомобиль, Лихтенштейн передал при помощи отрывистых линий, параллельных плоскости полотна.

1963

описание

Одно из самых знаменитых полотен Лихтенштейна представляет собой диптих, изображающий воздушный бой. Во время Второй мировой войны художник служил в Европе, и увиденное им во время военных действий легло в основу сюжета картины.

1963

описание

Для создания композиции художник использовал сцену из комикса, как он это делал и в других своих произведениях. Но Лихтенштейн не полностью перерисовал сюжет из журнала, а наполовину обрезал изображение.

1963

описание

Иногда вместо красавиц и влюбленных пар из комиксов, в качестве центрального персонажа в картинах Роя Лихтенштейна выступают неодушевленные предметы. Чаще всего это различные «умные» машины – помощники по хозяйству, иметь которые у себя дома не только удобно, но и престижно.

1962

описание

Произведение было создано под впечатлением знаменитого «Черного квадрата» Малевича. Написанное в технике комикса, которую Лихтенштейн уже активно использовал к этому времени, полотно изображает мужчину, заглядывающего в темную комнату через глазок.

1961

описание

Первая работа Роя Лихтенштейна из серии картин по мотивам комиксов. Идея написать произведение в таком стиле пришла к художнику спонтанно, когда его маленький сын попросил изобразить для него картинку из его любимого комикса про Микки-Мауса.

1961

описание

Тема космических полетов, которая была чрезвычайно популярна в 1960-х годах, часто появляется в произведениях Роберта Раушенберга. В июле 1969 года руководство НАСА пригласило художника на свою базу, для того чтоб он заснял запуск корабля «Апполон-11».

1969

описание

Литография в натуральную величину состоит из шести рентгеновских снимков на фоне более тусклых изображений нескольких случайных предметов и  чертежей. Это снимки самого Роберта Раушенберга, поэтому художник считал картину автопортретом или «автопортретом внутреннего человека».

1967

описание

С техникой шелкографии, в которой выполнена данная работа, Роберта Раушенберга познакомил Энди Уорхолл. Этот метод создания картин очень понравился художнику, и он выполнил целую серию работ этим способом печати.

1964

описание

Фигура Джона Кеннеди часто появляется в работах Роберта Раушенберга относящихся к 1960-ым годам. Художник был  большим поклонником этого политика, и убийство президента очень потрясло его, заставляя снова и снова возвращаться к этому образу.

1963

описание

Первая инсталляция Роберта Раушенберга из серии «Сombines», созданная из различных бытовых предметов, объединенных с традиционными материалами.  Работа находится на грани коллажа, живописи и скульптуры и имеет форму обычной кровати.

1955

описание

Это произведение Роберт Раушенберг выполнил совместно со своим другом и творческим партнером  Джоном Кейджем. Для того чтоб создать его, Раушенберг попросил друга проехать на его машине по 23 листам бумаги для принтера, склеенным в одну длинную полосу.

1953

описание

Изначально «Белые картины» Роберта Раушенберга воспринимались многими как откровенное издевательство. Отсутствие следа какого-либо вмешательства художника в почти чисто белую поверхность ставят зрителя в недоумение и наталкивают на мысль, что это, возможно, какой-то розыгрыш. Но на самом деле художник очень многое сумел выразить с помощью своих белых холстов.

1951

описание

Для композиции использована забавная фантазия автора о встрече популярной поп-группы «Spice Girls» и «короля рок-н-рола» Элвиса Пресли – идолов разных поколений и разных стран. Знаменитый музыкант позирует перед камерами, наслаждаясь обществом симпатичных полуобнаженных девушек.

2005

описание

Произведение изображает встречу трех знаменитых британских художников: Дэвида Хокни, Говарда Ходжкина и самого Питера Блейка. Оно было написано после того, как эти трое авангардных живописцев действительно встретились в 1979 году в Лос-Анджелесе.

1981 - 1983

описание

Герои произведения - сова и кошка, путешествующие на игрушечном кораблике, - напоминают мягкие плюшевые игрушки, с которыми любят спать дети. Эти персонажи в картине Питера Блейка символизируют детство, которое быстро заканчивается и оставляет о себе то яркие, то тревжные воспоминания.

1981 - 1983

описание

Самое известное произведение Питера Блейка, отражающее настроение и психоделическую культуру 1960-х годов. Блейк работал над коллажем вместе с американской художницей Дженн Хаворт, на которой незадолго до этого женился.

1964

описание

Портрет своего давнего друга и коллеги Дэвида Хокни, который к тому времени был популярной фигурой в арт-мире, художник выполнил по фотографии. Снимок сделал известный фотограф Майкл Купер, - он запечатлел светловолосого художника в его узнаваемых очках в массивной роговой оправе.

1965

описание

Данный коллаж исполнен в ярком декоративном стиле. Все полотно разделено на одинаковые квадраты, в каждый из которых художник поместил различные изображения.

1963

описание

В этой композиции художник изобразил себя стоящим в саду в полный рост, в джинсовой одежде и с большим количеством значков на пиджаке. Произведение содержит несколько деталей, указывающих на увлечение Питера Блейка американской культурой.

1961

описание

В отличие от относительно нейтральных работ Класа Олденбурга, выполненных в стиле поп-арта, этот предмет из набора косметики несет явный антивоенный призыв.

1969