Рой Фокс Лихтенштейн - SKETCHLINE

назад

27 октября 1923, Манхэттен, Нью-Йорк, США - 29 сентября 1997, Нью-Йорк, США

Рой Фокс Лихтенштейн

описание

Один из первых и самых ярких представителей художественного направления поп-арт, которое приобрело широкую популярность в США в 1950-60-ых годах 20-го века. Рой Лихтенштейн прославился своими картинами-комиксами, каждая из которых отражает различные аспекты жизни обычных американцев. Взяв за основу простые и понятные образы, художник бросил вызов авангардной живописи, понятной лишь единицам, и сделал обыденные вещи настоящими произведениями искусства.

Яркие и броские работы художника постоянно подвергались критике со стороны искусствоведов и коллег, которые отказывались воспринимать картины Лихтенштейна как произведения искусства, считая их вульгарными и пустыми. Журнал «Life» даже назвал его «худшим художником Америки», что не помешало Рою Лихтенштейну добиться большой популярности и приобрести немалое количество последователей.

Художник известен также как создатель серии картин, которые являются повторением работ известных художников — Ван Гога, Пикассо, Моне, интерпретированных автором в собственном упрощенном стиле. Спор о том, является ли творчество Роя Лихтенштейна подлинным талантом, либо просто удачным «рекламным ходом», продолжается до сих пор. Но тот факт, что картины художника пользуются спросом и продаются на аукционах за огромные деньги, говорит о значимости и необходимости его творчества.

 

Ключевые идеи:  

— Для своих произведений художник использовал общеизвестные образы или предметы, знакомые каждому простому современнику. Центральными объектами композиций становились персонажи комиксов, привлекательные молодые девушки из рекламных проспектов, герои мультфильмов. Иногда свои полотна Рой Лихтенштейн посвящал неодушевленным предметам. Главной темой композиции вполне могла стать кухонная плита, чайник или мясорубка.

— Направление поп-арт, в котором работал Лихтенштейн, противопоставляло себя распространенному в США в середине 20-го века абстрактному экспрессионизму. Загадочность и беспредметность абстрактных работ воспринимается зрителем не всегда легко, в то время как декоративные и выразительные образы, взятые непосредственно из жизни, вызывают непосредственный и эмоциональный отклик.

— Прежде чем начать работу, Лихтенштейн просматривал большое количество журналов и другой печатной продукции, и выбирал понравившиеся ему сюжеты.  Художник никогда не занимался простым копированием выбранного фрагмента или рисунка, в чем его часто обвиняли. Он всегда переосмысливал материал, видоизменял его (иногда значительно) и создавал законченную композицию, которая всегда вызывала неподдельный интерес у публики.

— Характерная особенность картин Роя Лихтенштейна – присутствие в них словосочетаний и звуков. Подобно тому, как это делают авторы комиксов, художник помещал буквы и даже целые предложения в так называемые «выноски», в виде облачков в верхней части картинки. Эти элементы поясняют значение изображенной ситуации или усиливают эффект от картины. Ярким примером может служить надпись «Whaam!» в одноименном произведении, подчеркивающая грохот взрыва.

— В своих картинах-комиксах, так же как и в своеобразных «репродукциях» полотен известных художников, Лихтенштейн использовал метод упрощения. Он сводил живописную палитру к простым цветам: красному, синему и желтому, и подчеркивал форму объекта толстым беспрерывным контуром. Фирменная особенность манеры художника – использование растровых точек, которые применяют в печати, для создания определенного объема и декоративности в работах.

— Некоторая часть критиков воспринимает творчество Лихтенштейна как пародию на современное ему общество потребления, которому чужды мысли о высоком. Сам же художник опровергал это мнение, утверждая, что там, где многие видят сатиру, он просто изображает те вещи, которые ему нравятся.

Рой Фокс Лихтенштейн

Они повлияли

течение

Экспрессионизм

Кубизм

Абстрактный экспрессионизм

Сюрреализм

друзья

Клас Олденбург

Аллан Капроу

художники

Фернан Леже

Пабло Пикассо

Анри Матисс

Пит Мондриан

Джаспер Джонс

Роберт Раушенберг

Он повлиял

течение

Поп-арт

друзья

Клас Олденбург

Аллан Капроу

художники

Кит Харинг

Дэмьен Хёрст

Джефф Кунс

Энди Уорхолл

описание

Созданные в 1990-х работы с обнаженной натурой автор объединил в серию «Late Nudes». В этих картинах Лихтенштейн возвращается к фигурам из комиксов, и работает в похожей, но несколько видоизмененной технике.

1994

описание

Спустя несколько десятилетий после вызвавшей бурю негодования «комиксной» живописи, Рой Лихтенштейн смог снова шокировать публику, создав серию работ, повторяющих картины великих художников модернизма.

1992

описание

Создавая свои работы, Лихтенштейн хотел, чтоб они выглядели будто напечатанные. Для этого он использовал методы растровой печати, в котором крупные площади заполняются не сплошной заливкой цветом, а с помощью мелких точек.

1964

описание

Имея в своем распоряжении довольно ограниченные художественные средства, Рой Лихтенштейн мог донести до зрителя эмоции и атмосферу момента. Лица мужчины и женщины, изображенные крупным планом, напоминают фотографию, раскрашенную яркими красками, или плакат.

1964

описание

Очередная сцена из комикса изображена автором в его фирменной манере с использованием жирных черных контуров и всего лишь трех цветов: желтого, синего и красного. Скорость, с которой едет автомобиль, Лихтенштейн передал при помощи отрывистых линий, параллельных плоскости полотна.

1963

описание

Одно из самых знаменитых полотен Лихтенштейна представляет собой диптих, изображающий воздушный бой. Во время Второй мировой войны художник служил в Европе, и увиденное им во время военных действий легло в основу сюжета картины.

1963

описание

Для создания композиции художник использовал сцену из комикса, как он это делал и в других своих произведениях. Но Лихтенштейн не полностью перерисовал сюжет из журнала, а наполовину обрезал изображение.

1963

описание

Иногда вместо красавиц и влюбленных пар из комиксов, в качестве центрального персонажа в картинах Роя Лихтенштейна выступают неодушевленные предметы. Чаще всего это различные «умные» машины – помощники по хозяйству, иметь которые у себя дома не только удобно, но и престижно.

1962

описание

Произведение было создано под впечатлением знаменитого «Черного квадрата» Малевича. Написанное в технике комикса, которую Лихтенштейн уже активно использовал к этому времени, полотно изображает мужчину, заглядывающего в темную комнату через глазок.

1961

описание

Первая работа Роя Лихтенштейна из серии картин по мотивам комиксов. Идея написать произведение в таком стиле пришла к художнику спонтанно, когда его маленький сын попросил изобразить для него картинку из его любимого комикса про Микки-Мауса.

1961