Роберт Раушенберг - SKETCHLINE

назад

22 октября 1925 года, Порт-Артур, Техас (США) - 12 мая 2008 года, остров Каптива, Флорида (США)

Роберт Раушенберг

описание

Роберт Раушенберг — художник-новатор, один из самых влиятельных американских мастеров второй половины 20-го века, давший толчок развитию поп-арта и концептуального искусства. На протяжении своей длинной карьеры он экспериментировал практически со всеми доступными формами искусства, выступая как гравер, дизайнер, скульптор, фотограф и даже авангардный музыкант.

В 1953 году Раушенберг стер рисунок Виллема де Кунинга, оставив на поверхности лишь едва заметные следы от карандаша, и выставил его под названием «Стертый рисунок де Кунинга». Другим его показательным деянием было то, что на выставку, для которой необходимо было написать портрет владелицы галереи Айрис Клерт, он прислал телеграмму следующего содержания: «Это портрет Айрис Клерт, если я это говорю».

Подобные поступки были непривычными для общества того времени, и стали символом перехода от абстрактного к концептуальному видению, подняв вопрос о самой природе и смысле искусства.

Имя художника неразрывно связано с такими знаменитыми личностями как Сай Твомбли, Энди Уорхол и Джон Кейдж. Но наиболее тесное сотрудничество и личные отношения связывали художника с Джаспером Джонсом. Вместе они стояли у истоков поп-арта, сделав бытовые предметы объектами искусства и освоив новые графические техники, позволяющие выразить атмосферу массовой культуры. Активно используя приемы дадаистов, художник работал с так называемыми «найденными объектами» — обычными бытовыми предметами, не имеющими никакого отношения к живописи. Роберт Раушенберг создал уникальную смесь мультимедийного искусства, в  которой как в зеркале отразились современный стиль жизни, значимые события, и вся история человечества.

Ключевые идеи:  

— Роберта Раушенберга больше всего волновал вопрос роли художника в создании произведения искусства. Он одним из первых задумался о том, что классические картины, создаваемые при помощи красок и кистей, являются лишь отображением внешнего мира таким, каким его видит художник. Он пришел к выводу, что взаимодействие с уже готовыми предметами и изображениями популярных символов гораздо эффективнее. Оно позволяет точно выразить задумку художника, его уникальное видение.

— Раннее творчество Роберта Раушенберга можно разделить на несколько этапов. В начале он создавал так называемые «белые картины», которые были практически монохромными и передавали тончайшие оттенки и переходы тонов. Поклонники творчества художника называли их гиперчувствительными экранами, улавливающие малейшие изменения освещения и атмосферы, в то время как скептики дали им название «пустые полотна». Следующая серия работ, именуемая «черными картинами», состоит из газетных вырезок, наклеенных на твердую поверхность и покрытых темным лаком. Третьим этапом стало создание «красной живописи» — полотен, которые включали большее количество найденных объектов, в основном гвоздей и ржавых кусков металла, соединенных с газетными врезками.

— Во время путешествия по Европе с Саем Твомбли Роберт Раушенберг создал собственную уникальную технику коллажа, которая стала известна как «мусорное искусство».  Он обожал собирать различные интересные и полезные для своих будущих работ предметы – такие, как пустые банки из-под напитков, старые журналы и афиши, разбитую посуду и т. д. Современники художника утверждают, что Раушенберг  настолько сильно увлекся этим «собирательством», что его студия постепенно превратилась в настоящую свалку.

— Роберт Раушенберг верил, что живопись должна объединять жизнь и искусство в единое целое. Следуя этим убеждениям, он составлял свои композиции в виде диалога между художником и зрителем, окружающим миром и внутренними переживаниями, в котором присутствовали как банальные вещи, так и отсылки к искусству разных времен. Предпочитая оставлять толкование своих произведений зрителям, Раушенберг размещал найденные изображения и предметы в произвольном порядке, подразумевая наличие нескольких значений у одной и той же композиции.

 

Роберт Раушенберг

Они повлияли

течение

Дадаизм

Абстрактный экспрессионизм

Сюрреализм

друзья

Джаспер Джонс

Джон Кейдж

Сай Твомбли

художники

Марсель Дюшан

Курт Швиттерс

Жорж Брак

Джозеф Корнелл

Клиффорд Стилл

Виллем де Кунинг

Он повлиял

течение

Поп-арт

Концептуальное искусство

друзья

Джаспер Джонс

художники

Энди Уорхол

Рой Лихтенштейн

Алан Капроу

описание

Тема космических полетов, которая была чрезвычайно популярна в 1960-х годах, часто появляется в произведениях Роберта Раушенберга. В июле 1969 года руководство НАСА пригласило художника на свою базу, для того чтоб он заснял запуск корабля «Апполон-11».

1969

описание

Литография в натуральную величину состоит из шести рентгеновских снимков на фоне более тусклых изображений нескольких случайных предметов и  чертежей. Это снимки самого Роберта Раушенберга, поэтому художник считал картину автопортретом или «автопортретом внутреннего человека».

1967

описание

С техникой шелкографии, в которой выполнена данная работа, Роберта Раушенберга познакомил Энди Уорхолл. Этот метод создания картин очень понравился художнику, и он выполнил целую серию работ этим способом печати.

1964

описание

Фигура Джона Кеннеди часто появляется в работах Роберта Раушенберга относящихся к 1960-ым годам. Художник был  большим поклонником этого политика, и убийство президента очень потрясло его, заставляя снова и снова возвращаться к этому образу.

1963

описание

«Каньон» - одна из самых ярких работ Раушенберга, выполненная в смешанной технике. Внимание зрителя сразу же привлекает впечатляющая фигура орла, который расположен по центру композиции с распростертыми крыльями.

1959

описание

В своих произведениях из серии «Комбинации» Роберт Раушенберг прибегал к объемным предметам, которые крепил к плоскому основанию. Но в работе «Монограмма» он пошел еще дальше, сделав этот объект полностью объемным.

1955 - 1959

описание

Первая инсталляция Роберта Раушенберга из серии «Сombines», созданная из различных бытовых предметов, объединенных с традиционными материалами.  Работа находится на грани коллажа, живописи и скульптуры и имеет форму обычной кровати.

1955

описание

Это произведение Роберт Раушенберг выполнил совместно со своим другом и творческим партнером  Джоном Кейджем. Для того чтоб создать его, Раушенберг попросил друга проехать на его машине по 23 листам бумаги для принтера, склеенным в одну длинную полосу.

1953

описание

В начале своей творческой карьеры Роберт Раушенберг стремился расширить границы искусства и разрушить царившие в нем стереотипы. «Жертвой» этих целей стал карандашный рисунок известного абстрактного экспрессиониста Виллема де Кунинга, который художник стер полностью, так что на бумаге остались лишь едва различимые следы от нажима карандаша.

1953

описание

Изначально «Белые картины» Роберта Раушенберга воспринимались многими как откровенное издевательство. Отсутствие следа какого-либо вмешательства художника в почти чисто белую поверхность ставят зрителя в недоумение и наталкивают на мысль, что это, возможно, какой-то розыгрыш. Но на самом деле художник очень многое сумел выразить с помощью своих белых холстов.

1951