Архивы Конструктивизм - SKETCHLINE

назад

Конструктивизм

описание

Переход к индустриальному производству потребовал создавать новые предметы быта, не совместимые с классической предметной эстетикой. Если некоторые конструктивистские сооружения характеризовались своей неутилитарностью, то скульптура полностью повторяла формы знакомых нам предметов: массивные металлические вазы, подсвечники и  шкатулки, бетонные вазоны, грубые тяжелые чайники и светильники. Но мы должны понимать, что эти предметы не были исключительно предметами дизайна. Массивность и грубость материалов сохраняли дух скульптуры. Среди произведений конструктивизма немало абстрактных работ, в которых конструктивизм сочленяется с супрематизмом и с абстракционизмом в целом, например работы Катаржины Корбо. Человеческий образ приобретал формы непривычной для конструктивизма абстрактной фигуративности.

Для изготовления скульптуры мастер использует металл, бетон, дерево, картон. Скульптурам свойственно отсутствие художественных излишеств, таких как орнамент, резьба, декоративные плоскости. Рациональность и функциональность также заставляют обратить на себя внимание, так как целесообразность и практическое применение очень важны. Несмотря на простоту форм и отсутствие объемности, скульптор играет с фактурой. Некоторые мастера уходят от массы и объема, усиливая акцент на плоскостях и глубине восприятия.

 

Ключевые мастера: Наум Габо, Тео ван Дусбург, Ласло Мохой Надь, Оскар Шлеммер, Катаржина Кобро, М.Х. Макси.

 

Ключевые скульптуры:

Head №2. 1916. Наум Габо.

Plastic garden. 1919. Тео ван Дусбург.

Nickel Construction. 1921. Ласло Мохой-Надь.

Abstract figure. 1921. Оскар Шлеммер.

описание

Яков Георгиевич Чернихов – советский архитектор и график, автор научных трудов по теории архитектуры и талантливый педагог. Его имя малоизвестно на территории Украины, несмотря на то, что он родился в нынешней Днепропетровской области и около десяти лет прожил в Одессе, обучаясь в высшем Художественном училище. Обладая мощным пространственным мышлением и воображением, Чернихов посвятил свою жизнь созданию смелых архитектурных проектов в духе конструктивизма, и стал выразителем идей авангарда начала 20 века, повлиявшим на многих современных архитекторов.

5 (17) декабря 1889 года, Павлоград, Екатеринославская губерния, (Российская империя) - 9 мая 1951 года, Москва (СССР)

описание

Выдающийся уругвайский художник, скульптор, теоретик искусства, писательХоакин Торрес-Гарсия продолжительное время жил и работал в Европе (Испания, Франция, Италия), некоторое время – в Соединенных Штатах Америки. В Барселоне художник работал с А. Гауди, а живя в Париже, сотрудничал с представителями неопластицизма (Пит Мондриан и др.), создав при поддержке Мишеля Сёфора творческую группу «Circle and Square». Такой широкий опыт позволил ему, возвратившись на родину, стать в Уругвае проводником и пропагандистом нового искусства - модернистских течений в целом, кубизма и абстракционизма в частности.

28 июля 1874 года, Монтевидео, Уругвай - 8 августа 1949 года, Монтевидео, Уругвай

описание

Венгерский художник и график-иллюстратор, скульптор и мастер художественной фотографии, теоретик киноискусства, журналист. Его имя при рождении — Ласло Вайс. Он был одной из крупнейших фигур мирового авангарда в первой половине XX столетия, а также важнейшим представителем фотографии Нового видения.

20 июля 1895 года, г. Боршод, Австро-Венгрия - 24 ноября 1946 года, г. Чикаго, Соединенные Штаты Америки

описание

Густав Густавович Клуцис - живописец, график, иллюстратор и фотограф. Вошел в историю искусства как пионер фотомонтажа. В мировом искусствоведении считается одним из четырех художников, которые изобрели поджанр политического фотомонтажа в 1918 году. Три других имени известны более широко - немецкие дадаисты Ханна Хох и Рауль Хаусманн, российский авангардист Эль Лисицкий.

4 января 1895 года, хутор Руиена Валмиерского уезда Кенигской волости, Латвия (тогда – Российская империя) - 26 февраля 1938 года (или 16 марта 1944 года), место не установлено

описание

Произведение входит в сборник «Архитектурные фантазии. 101 композиция», который является одним из самых известных творений Якова Чернихова. С этой композицией связана неприятная история, так как она оказалась среди 29 работ этого цикла, которые были украдены из центрального архива и заменены подделками.

1929 - 1933

описание

Рисунок демонстрирует основные особенности архитектурных композиций Якова Чернихова: асимметрию, динамичность и тщательную проработку каждой детали. Многие рисунки архитектора служили иллюстрациями для его теоретических трудов, и не предназначались для воплощения в реальные условия.

1925 - 1930

описание

Оригинальная архитектурная стилистка Якова Чернихова основывалась на его фундаментальных знаниях орнамента и ритма. В своем раннем цикле с необычным названием «Аристография» он много экспериментировал с формой и пространством, вращая в разных направлениях графические элементы конструкций и создавая причудливые, но безукоризненно точные орнаменты, отличающиеся притягательной ритмической пульсацией.

1918 - 1924

описание

Произведение позднего периода, написанное в цветовых решениях по канонам неопластицизма (использованы красный, желтый, белый, черный), является данью также и кубистическим принципам. Геометрически выполненные фигуры людей вписаны в пространство, также состоящее из прямоугольников, квадратов, ромбов и треугольников.

1946

описание

Начиная с 1930-ых годов картины художника отражают особую ортогональную (прямую, одновекторную) структуру, в которую автор вставляет объекты. В данном произведении это разновеликие корабли, дома, ряд узнаваемых пиктографических изображений (солнце, луна, рыба).

1942

описание

Вернувшись в Монтевидео (Уругвай) Торрес-Гарсия основал Южную школу, в которой продолжил применение на практике своей творческой концепции. Он пересматривает современные теории искусства и вписывает примитивизм в сердце новой художественной программы.

1942

описание

Серию портретов Торреса, созданную в конце тридцатых и в ранних сороковых годах, некоторые искусствоведы называют странной. Эти произведения явно нарушали и игнорировали догмы, разработанные художником.

1940

описание

Одна из символических работ великого эстетического проекта Торреса обладает манифестной ценностью. Монументальное произведение высотой 3 и длиной 5,6 метров воспроизводит ряды выгравированных пиктографических рисунков.

1939

описание

Композиция организована в соответствии с основами неопластицизма – всю живописную поверхность структурирует ортогональная сетка. В отличие от работ П. Мондриана,  рисунок Торреса демонстрирует несовершенство линий, сделанных «от руки», а размер отдельных квадратов продиктован масштабом вписанных знаков и надписей.

1932

описание

Живя в Париже, Торрес-Гарсия встретился с художниками-неопластилистами (Питом Мондрианом и др.), которые были сторонниками геометрической абстракции в противовес модному сюрреализму. В соответствии с этой художественной тенденцией Торрес-Гарсия стал использовать в композициях строгую геометрическую сетку как средство сохранения двухмерности картины.

1930

описание

Основываясь на принципах кубизма и отчасти экспрессионизма, Торрес в середине 1920-ых годов, вернувшись из Америки в Европу, работал в разных жанрах. Немногочисленные натюрморты тяготеют к философской тенденции.

1924

описание

Работа относится к периоду недолгого пребывания художника в Америке, где он налаживал выпуск авторских деревянных игрушек. К этому времени Торрес Гарсия уже имел опыт работы с художником-авангардистом Р. Баррадасом и литератором-футуристом Дж. Сальват-Папассейтом.

1920 - 1922

описание

Отражающие и прозрачные качества оргстекла служили желанию художника модулировать и активировать свет - его любимую среду. Он стремился создавать впечатление движения часто неожиданными способами и достигал в этом необыкновенных эффектов, используя листы с дефектами, как в данной работе.

1939 - 1945

описание

Мохоли-Надь сделал серию фотографий Берлинской радиовышки, построенной в 1926 г. Данная знаменитая фотография выполнена с «целенаправленно дезориентирующей точки зрения», отчего больше похожа на сложное взаимодействие отвлеченных геометрических форм, чем на городскую сцену.

1928 - 1929

описание

Если первые абстрактные работы Мохой-Надя имели непрозрачные геометрические фигуры и напоминали творения Эль Лисицкого, то эта показывает, что автор развивает уникальную идиому.

1927

описание

Мохоли-Надь сделал эту фотографию во время поездки с художником и коллегой по Баухаузу О. Шлеммером в швейцарскую Аскону. Это мрачное (что не характерно для автора) изображение показывает двух младенцев-кукол лежащими на белой пеленке в некой клетке на бетонном полу.

1926

описание

Работа из серии «Фотограммы», которые автор создавал путем экспонирования предметов на светочувствительную бумагу. Объект изображения – в данном случае это рука художника - помещались над «холстом», чтобы оставить белые фигуры. По сути это фотография без использования камеры.

1926

описание

В коллажной работе автомобиль мчится по извилистой дороге, выстроенной из слова «Pneumatik», отсылающего к новому типу шины. Автор рассматривал произведение как ключевой пример жанра, в котором выражается «новый темп визуальной культуры».

1923 - 1924

описание

Автор отождествил это произведение с конструктивизмом, который появился в России в 1910-ых годах, а в 1920-ых охватывал и запад, отчасти благодаря деятельности Баухауза, который считается наиболее значительным форпостом конструктивизма в Европе.

1922

описание

Абстрактная геометрическая композиция передает ощущение минимализма архитектурного порядка. Фон делит черная вертикальная полоса, пересекаемая в нижней части маленьким желтым горизонтальным прямоугольником.

1922 - 1923

описание

Густав Клуцис рассматривал особенности фотографической техники как фундамент, позволяющий показать такие аспекты физической реальности, которые ускользают от глаза ремесленника-живописца или графика.

1934

описание

Альбом воспоминаний «Памяти погибших вождей» редактировал видный публицист Феликс Кон. На 88 страницах издания, выпущенного к десятой годовщины Октябрьской революции издательством «Молодой рабочий», очерки-эпитафии о 23-х активных участниках революции 1917 года.

1927

описание

Фэнтезийная работа могла бы быть отнесена как к конструктивизму, так и к супрематизму, если бы не неожиданный для этих стилей прием – изображение нескольких фигур людей. Это фотографии стоящих, сидящих, идущих людей, занятых каким-то делом.  Центр композиции занимает земной шар.

1919

описание

Картина олицетворяет начало экспериментального периода в творчестве Густава Клуциса, ведь до 1918 года он писал, как ученик Пурвитиса и Коровина, импрессионистские пейзажи и сценки.

1918