Хоакин Торрес-Гарсия - SKETCHLINE

назад

28 июля 1874 года, Монтевидео, Уругвай - 8 августа 1949 года, Монтевидео, Уругвай

Хоакин Торрес-Гарсия

описание

Выдающийся уругвайский художник, скульптор, теоретик искусства, писатель

Хоакин Торрес-Гарсия продолжительное время жил и работал в Европе (Испания, Франция, Италия), некоторое время – в Соединенных Штатах Америки. В Барселоне художник работал с А. Гауди, а живя в Париже, сотрудничал с представителями неопластицизма (Пит Мондриан и др.), создав при поддержке Мишеля Сёфора творческую группу «Circle and Square». Такой широкий опыт позволил ему, возвратившись на родину, стать в Уругвае проводником и пропагандистом нового искусства — модернистских течений в целом, кубизма и абстракционизма в частности.

В Монтевидео Хоакин Торрес-Гарсия стал основателем Asociacíon de Arte Constructivo (AAC), преподавал живопись и историю искусства, занимался развитием собственной художественно-эстетической теории об особом и специфическом пути развития всего латиноамериканского изобразительного искусства. В историю искусства вошла школа конструктивного универсализма «Taller Torres-García», в которой воспитывалось целое поколение художников, причем не только уругвайских.

Уникальность искусства Торреса состояла в том, что он включил основные элементы американского искусства в основные принципы европейского конструктивизма и геометрической абстракции. Сегодня он признан канонической фигурой как в латиноамериканском, так и в современном искусстве в целом.

Работы художника, в том числе масштабные ретроспективы, можно было увидеть в музеях Канады и Аргентины, США и Великобритании, Германии и Франции, Нидерландов, Испании, и других стран. В уругвайской столице Монтевидео открыт музей Торреса Гарсия.

Ключевые идеи:

— Свою творческую карьеру Торрес Гарсия, будучи талантливым самоучкой, начинал с работы иллюстратором. Недолгое пребывание в Школе искусств и ремесел обеспечило его заказами на фресковые росписи. Однако в контексте мировой войны и социальных потрясений, а также в резуьтате взаимодействия с такими авангардными художниками, как Р. Баррадас, направление искусства художника испытало кардинальные изменения. Город и люди, ритм улиц становятся главными героями его работ.

— Переехав в Нью-Йорк, художник начинает активно использовать в работах графические элементы — такой прием, по его мнению, совпадает с визуальным ритмом современного мегаполиса.

— В парижский период (первая половина 1930-ых) художник полностью интегрировался с авангардом, лично познакомившись с П. Мондрианом и другими приверженцами неопластицизма. Художник создал при поддержке M.Seuphor группу «Circle and Square». В первой выставке группы принимали участие такие мастера, как Мондриан, Кандинский, Х. Арп.

— В конструктивных работах Торреса пластическое пространство структурировано и композиционно построено на основе золотого сечения. Мастер, находя баланс между разумом и интуицией, демонстрирует признаки универсального резонанса. В его творчестве проявился интерес к первобытному, примитивному и доколумбовскому искусству Америки.

— В 1934 году, вернувшись в Монтевидео, художник занялся созданием художественного движения, основанного на идеях конструктивного универсализма. Принципы его художественно-эстетической теории выходили за рамки устойчивых определений, так как синтезировали методы примитивизма и сразу нескольких авангардных течений, включая кубизм, футуризм, конструктивизм, нео-пластицизм.

— Торрес Гарсия основал в Уругвае Ассоциацию конструктивного искусства (AAC), куда входили молодые авангардисты не только Уругвая. Мастер преподавал рисунок и живопись, следуя своей теории о специфическом пути латиноамериканского искусства, издал целый ряд теоретических трудов.

 

Хоакин Торрес-Гарсия

Они повлияли

течение

Модерн

Кубизм

Примитивизм

Абстракция

Неопластицизм

друзья

Рафаэль Баррадас

Тео ван-Вельбург

Пит Мондриан

Мишель Сейфор

художники

Анри Тулуз-Лотрек

Пабло Пикассо

Ханс Арп

Он повлиял

течение

Конструктивизм

друзья

Рафаэль Баррадас

художники

Таллер Хулио Алпуй

Гонсало Фонсека

Мануэль Пайло

Франциско Матто

Хосе Гурвич

Серхио де Кастро

Эльза Андрада

Орасио Торрес

Аугусто Торрес

описание

Произведение позднего периода, написанное в цветовых решениях по канонам неопластицизма (использованы красный, желтый, белый, черный), является данью также и кубистическим принципам. Геометрически выполненные фигуры людей вписаны в пространство, также состоящее из прямоугольников, квадратов, ромбов и треугольников.

1946

описание

Начиная с 1930-ых годов картины художника отражают особую ортогональную (прямую, одновекторную) структуру, в которую автор вставляет объекты. В данном произведении это разновеликие корабли, дома, ряд узнаваемых пиктографических изображений (солнце, луна, рыба).

1942

описание

Вернувшись в Монтевидео (Уругвай) Торрес-Гарсия основал Южную школу, в которой продолжил применение на практике своей творческой концепции. Он пересматривает современные теории искусства и вписывает примитивизм в сердце новой художественной программы.

1942

описание

Серию портретов Торреса, созданную в конце тридцатых и в ранних сороковых годах, некоторые искусствоведы называют странной. Эти произведения явно нарушали и игнорировали догмы, разработанные художником.

1940

описание

Одна из символических работ великого эстетического проекта Торреса обладает манифестной ценностью. Монументальное произведение высотой 3 и длиной 5,6 метров воспроизводит ряды выгравированных пиктографических рисунков.

1939

описание

Композиция организована в соответствии с основами неопластицизма – всю живописную поверхность структурирует ортогональная сетка. В отличие от работ П. Мондриана,  рисунок Торреса демонстрирует несовершенство линий, сделанных «от руки», а размер отдельных квадратов продиктован масштабом вписанных знаков и надписей.

1932

описание

Когда Торрес-Гарсия работал учителем рисования в школе Мон-д'Ор в Барселоне, то пришел к выводу, что игра важна как образовательный инструмент. В 1918 году он начал работать с производителем деревянных игрушек.

1930

описание

Живя в Париже, Торрес-Гарсия встретился с художниками-неопластилистами (Питом Мондрианом и др.), которые были сторонниками геометрической абстракции в противовес модному сюрреализму. В соответствии с этой художественной тенденцией Торрес-Гарсия стал использовать в композициях строгую геометрическую сетку как средство сохранения двухмерности картины.

1930

описание

Основываясь на принципах кубизма и отчасти экспрессионизма, Торрес в середине 1920-ых годов, вернувшись из Америки в Европу, работал в разных жанрах. Немногочисленные натюрморты тяготеют к философской тенденции.

1924

описание

Работа относится к периоду недолгого пребывания художника в Америке, где он налаживал выпуск авторских деревянных игрушек. К этому времени Торрес Гарсия уже имел опыт работы с художником-авангардистом Р. Баррадасом и литератором-футуристом Дж. Сальват-Папассейтом.

1920 - 1922