Клуцис Густав Густавович - SKETCHLINE

назад

4 января 1895 года, хутор Руиена Валмиерского уезда Кенигской волости, Латвия (тогда – Российская империя) - 26 февраля 1938 года (или 16 марта 1944 года), место не установлено

Клуцис Густав Густавович

описание

Густав Густавович Клуцис — живописец, график, иллюстратор и фотограф. Вошел в историю искусства как пионер фотомонтажа. В мировом искусствоведении считается одним из четырех художников, которые изобрели поджанр политического фотомонтажа в 1918 году. Три других имени известны более широко — немецкие дадаисты Ханна Хох и Рауль Хаусманн, российский авангардист Эль Лисицкий.

Художник был признан за свои уникальные пространственные конструкции и дизайн практических сооружений — киосков, трибун, установок под названием радио-ораторы. Густав Клуцис преподавал теорию цвета в школе конструктивизма — Высших государственных художественно-техническихмастерских (ВХУТЕМАС).

В графике, кроме плакатов, художник работал как дизайнер книг, альбомов, журналов и газет.  Он принимал активное участие в выставках, в том числе нескольких международных, занимался организацией массовых празднеств, писал теоретические статьи для журнала «ЛЕФ» и ряда других изданий. Стал одним з организаторов творческого объединения «Октябрь».

Целью Г.Г. Клуциса было обосновать необходимость подчинения творчества задачам «строительства коммунизма». В зрелый период творческой карьеры художник был убежденным приверженцем «производственного искусства», отрицал станковизм, а изобразительность признавал только в виде фото- и кинообразов.

Несмотря на самое верное и искреннее служение «идеалам пролетарской революции», Густав Густавович Клуцис в январе 1938 был арестован по доносу и обвинен как участник «фашистского заговора латышских националистов». Его дальнейшая судьба точно неизвестна: по одним данным художник был расстрелян 26 февраля того же года, по другим — умер в марте 1944 года в среднеазиатском концлагере. В 1956 году художник посмертно был реабилитирован «за отсутствием состава преступления». Творческое наследие художника сохранила его жена Валентина Кулагина.

Произведения Густава Клуциса находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Музее современного искусства в Нью-Йорке, в музее В. В. Маяковского, отдельный зал под названием «Кабинет Густава Клуциса» открыт в Латвийском Национальном художественном музее в Риге.

Ключевые идеи:  

— Несмотря на то, что учителями Густава Клуциса были такие выдающиеся живописцы, как Вильгельм Пурвитис и Константин Коровин, он более всего проникся теориями, творчеством и деятельностью своего кумира и наставника Казимира Малевича. В свой зрелый период Густав был убежденным сторонником «производственного искусства», которое отрицало станковую живопись и любую изобразительность, за исключением фотообразов.

— По терминологии самого художника, современному миру нужны были «картины-вещи», и он выполнял их с использованием различных способов обработки разных материалов. Применял технику рельефов и контррельефов, создал целый ряд линейных, пространственных и цветовых неизобразительных композиций.

— Уже к началу 1920-х годов Г. Клуцис стал опытным конструктивистом-практиком, разработав технику фотомонтажа. Этот метод вырезания и склеивания фотографий охотно перенимали другие русские авангардисты, используя его для различных художественных целей. Позже Клуцис стал и теоретиком в этой области.

— Густав Клуцис, как один из создателей нового вида творчества, в свои первые фотомонтажи («Динамический город» и др.) включал архитектурные элементы. Монтажные плакаты художник наполнял с наступательно-дидактической агрессивностью, что было свойственно советской культуре того времени.

— Под влиянием идей революции Густав Клуцис выражал в своих плакатах и конструкциях культ вождей, показывал контраст образа героя и безликой массы. К примеру, активно работая как дизайнер разных изданий, создал иллюстрации для альбома «Памяти погибших вождей» (1927).

Клуцис Густав Густавович

Они повлияли

течение

Импрессионизм

Супрематизм

Конструктивизм

друзья

Александр Родченко

Эль Лисицкий

художники

Вильгельм Пурвитис

Константин Коровин

Казимир Малевич

Антон Певзнер

Он повлиял

течение

Конструктивизм

друзья

Александр Родченко

Эль Лисицкий

художники

Сергей Сенькин

Варвара Степанова

Валентина Кулагина

Олгьерт Яунарайс

описание

Густав Клуцис рассматривал особенности фотографической техники как фундамент, позволяющий показать такие аспекты физической реальности, которые ускользают от глаза ремесленника-живописца или графика.

1934

описание

К началу 1930-ы годов у советского авангарда, и у конструктивизма в частности, оставалось все меньше свободы для творчества, а пропагандистская составляющая становилась ведущей.

1931

описание

Плакат является ярким примером авторской техники цветного фотомонтажа и не менее выразительным образцом агитационного произведения. Использовав фотографию ладони, Густав Клуцис многократно повторяет изображение в разных его масштабах.

1930

описание

Густав Клуцис, будучи убежденным сторонником «производственного искусства», в своем плакатном искусстве обычно придерживался лаконизма. Однако данное произведение нагружено массой информации – как визуальной, так и словесной.

1929

описание

Самыми известными и самыми дорогими советскими открытками в мире признана эта серия Г. Клуциса.  Девять открыток были выпущены к всесоюзной Спартакиаде в Москве.  Это первый опыт Клуциса, когда  в технике фотомонтажа он выполнил многоцветные произведения.

1928

описание

Альбом воспоминаний «Памяти погибших вождей» редактировал видный публицист Феликс Кон. На 88 страницах издания, выпущенного к десятой годовщины Октябрьской революции издательством «Молодой рабочий», очерки-эпитафии о 23-х активных участниках революции 1917 года.

1927

описание

Проект агитационной установки Густава Клуциса – малая архитектурная форма в стиле конструктивизма. Художник активно участвовал в разработке различных проектов для праздничной Москвы.

1922

описание

По композиционному решению данная работа, выполненная в стиле конструктивизма, относится к серии «Динамика города». Здесь более условно обозначен земной шар и полностью отсутствуют элементы коллажа.

1921

описание

Фэнтезийная работа могла бы быть отнесена как к конструктивизму, так и к супрематизму, если бы не неожиданный для этих стилей прием – изображение нескольких фигур людей. Это фотографии стоящих, сидящих, идущих людей, занятых каким-то делом.  Центр композиции занимает земной шар.

1919

описание

Картина олицетворяет начало экспериментального периода в творчестве Густава Клуциса, ведь до 1918 года он писал, как ученик Пурвитиса и Коровина, импрессионистские пейзажи и сценки.

1918