Архивы Футуризм - SKETCHLINE

назад

1909 - 1920

Футуризм

описание

Это художественное и общественное движение возникло в Италии в начале 20-го века. Его основателем и автором слова «футуризм» был итальянский поэт Филиппо Маринетти. Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим.

Футуризм характеризуется отказом от традиционных правил. Художники в основном изображали поезда, автомобили и самолеты. Они прославили индустриализацию, скорость, шум, технологию и развитие транспорта. Футуристы занимались различными видами искусства, включая живопись, скульптуру, керамику, графический дизайн, промышленный дизайн, дизайн интерьера, городской дизайн, театр, кино, моду, текстиль, литературу, музыку и архитектуру.

Ключевые идеи:
— Футуристы считали войны и революции силой, которая ярко омолаживала дряхлый мир.
— Основные художественные принципы футуристов — скорость, движение и энергия.
— Их картины характеризуются энергичными композициями, где фигуры делятся на фрагменты и пересекаются острыми углами, где доминируют мигающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы.
— Движение передается путем наложения последовательных фаз на одно изображение — так называемого принципа одновременности.




описание

Английский живописец Уильям Робертс, почитаемый за большие, сложные и красочные композиции, которые он ежегодно, начиная с 1950-х годов выставлял на вернисажах Королевской академии, в начале карьеры был в рядах пионеров английского художественного авангарда. Член студии-мастерской «Омега» Роджера Фрая, группы вортицистов Уиндема Льюиса, Роберст позиционировал себя как кубиста и большую часть очень длительной творческой карьеры работал вне мейнстрима.Художник, долго служивший официальным военным живописцем, избирался также действительным членом Королевской академии, награждался премиями. Произведения Робертса составляют не только коллекцию его лондонского Дома-музея, но и широко представлены в престижной Галерее Тейт Модерн и в других английских и американских музеях и галереях.

1895 - 1980

описание

Выдающийся художник (живописец и график), теоретик искусства, талантливый педагог, видный деятель культурного процесса первой четверти 20 столетия. Уроженец России Виктор Пальмов справедливо считается классиком украинского авангарда. Художник разработал собственную теорию «цветистости» и был автором ряда статей по проблемам теории новой живописи, печатавшихся в журнале "Новая генерация". Работы мастера попали в число «арестованных» и были в одном ряду с полотнами А. Богомазова, Д. Бурлюка, А. Экстер, «бойчукистов» запрещены к показу в галереях и музеях.

1888 - 1929

описание

Итальянский художник, связанный со вторым поколением футуризма. Луиджи Коломбо подписывал свои работы псевдонимом Филлиа, используя для этого девичью фамилию своей матери. С ранней юности он проявлял интерес к театральному искусству и поэзии и достиг в этом определенных успехов, но позже увлекся футуристической живописью и посвятил себя изобразительному искусству. Художник был соавтором нескольких манифестов футуризма и написал много искусствоведческих трудов, раскрывающих суть и особенности современного искусства.В Турине, где по большей части жил и работа Филлиа, он организовал футуристическое общество, внеся этим немаловажный вклад в развитие этого художественного движения в регионе. Он совершил несколько продолжительных поездок в Париж, где вступил в контакт с самыми влиятельными мастерами авангарда. Среди своих коллег Коломбо выделялся чрезвычайной активностью в сфере искусства. Он всегда оставался в центре культурных событий, как итальянских, так и зарубежных, выступал организатором разнообразных мероприятий, был редактором нескольких периодических изданий.Стиль художника постепенно эволюционировал от резких футуристических работ к абстрактным полотнам с более плавными линиями и органичными цветами. В зрелых работах Филлиа занимается исследованием субъективного внутреннего мира человека, его подсознания и психологических аспектов.

1904 - 1936

описание

Английская художница-авангардист, график-иллюстратор, тесно связанная с британским движением вортицизма. Вместе с Джессикой Дисморр составила «женскую» часть группы из 11 художников, поставивших подписи под Манифестом Vorticist. Хелен Сондерс публиковала свои художественные работы, а также поэзию и прозу в журнале «BLAST». Как представитель раннего британского абстракционизма она стала одной из первых в стране авторов, работающих в стиле, очень близком к нефигуративному, и достигла в этом определенных вершин, развивая персональный язык в русле идей сначала постимпрессионизма, а затем - «вихризма».Немаловажным вкладом художницы в социальную жизнь страны стала ее активная поддержка борьбы за предоставление женщинам избирательного права.Недолговечное вортицистское движение, первоначально часто рассматриваемое как «мускулистое» мужское дело, было поддержано двумя женщинами в столь инновационной и неотразимой манере, что до настоящего времени ни одна из ретроспективных выставок, посвященных этому англо-американскому движению, не обходится без их картин. Одна из самых крупных «Вортицисты: художники-повстанцы в Лондоне и Нью-Йорке, 1914-1918» (2011) экспонировалась не только в Соединенных Штатах и Великобритании, но и в Италии.По словам Хелены Сондерс, движение представляло «очень разрозненную группу художников, каждый из которых разрабатывал свои собственные идеи под эгидой вихря».

1885 - 1963

описание

Английский художник-авангардист, активный участник недолгого по времени, но радикального движения «вортицизм», которое появилось в Лондоне непосредственно перед Первой мировой войной.Эдвард Уодсворт не только подписал Манифест нового объединения, но и создавал графические композиции для журнала «Blast», тесно сотрудничая с его главным редактором Уиндемом Льюисом. Вложив журнал «Взрыв» в своем полотне «Вортицисты в ресторане de la Tour Eiffel: весна, 1915» именно в руку Удсворта коллега У. Робертс подчеркнул его значительную роль в группе. Это было принципиально важно в 1960-е годы, когда интерес к движению стал более пристальным.Много путешествовавший художник способствовал дальнейшему развитию британского авангарда, привнося в него идеи сюрреализма. Он был членом таких значительных творческих объединений, как парижская группа «Abstraction-Création».

1889 - 1949

описание

Итальянский художник, выдающийся представитель второй волны футуристического направления в живописи, один из первых сюрреалистов в стране. Энрико Прамполини был необычайно одаренным человеком, проявившим свой талант во многих отраслях искусства. Современникам он был известен как театральный сценограф и дизайнер, а также архитектор, написавший несколько фундаментальных трудов в этом направлении. Вместе с Джерардо Доттори художник работал в стиле аэроживописи, создавая работы, построенные на ощущении полета, особенностях воздушной перспективы и скорости.Прамполини был одним из авторов «Манифеста механического искусства», который провозглашал господство машин в мире будущего и тесную связь новых технологий с живописью. Художник считал, что современное творчество должно основываться на использовании механических элементов из мира промышленности. В своих работах он воспевает слаженность и ритм, присущий работе механизмов.Искусство художника развивалось в тесном контакте с авангардными течениями Европы. Прамполини был близко знаком с парижскими кубистами, а также принимал активное участие в работе немецкого движения Баухаус. Являясь сторонником абстрактно-геометрического построения композиции, что характерно для итальянского футуризма, Прамполини постепенно переходит к полной абстракции, включающей элементы сюрреализма.

1894 - 1956

описание

Итальянский художник, архитектор, скульптор, искусствовед. Работал по большей части в Милане и Риме. Творчество Марио Сирони испытало несколько кардинальных изменений на протяжении долгой карьеры. Наибольший вклад художник внес в движение футуризма, обогатив и дополнив его собственными оригинальными находками, а также в метафизическую живопись, став ее ярким и оригинальным представителем. Он был также одним из создателей стиля «новеченто», старавшимся сменить разнообразие модернистских течений более рациональным «возвращением к порядку».Марио Сирони – мастер индустриального пейзажа, тонко чувствующий ритм и атмосферу своей эпохи. Его картины отличаются сумеречным настроением и темными тонами, резко контрастирующим с яркими и восторженными полотнами футуристов. Пользуясь довольно ограниченной палитрой, Сирони, благодаря его чувству цвета и формы, удалось создать уникальную атмосферу отчуждения и пустоты современного мира.Как и многие его коллеги, художник поддерживал фашистский режим и выполнял настенные росписи и мозаики по заказу правительства. С падением режима Муссолини он пережил большое потрясение и разочарование, что негативно отразилось на творчестве, однако он продолжал активно заниматься живописью до конца своих дней.

1885 - 1961

описание

Итальянский художник и скульптор, представитель второй волны футуризма и выдающийся участник движения аэроживописи. Известен своими реалистичными работами, которые сочетают скорость, воздушную перспективу и механическую эстетику войны.Имя Туллио Крали неразрывно связано с темой самолетов, к которой он многократно обращался в своем творчестве. Совершив первый свой полет в 1928 г., художник навсегда влюбился в небо и мощный рев машин, задался целью донести до зрителя этот впечатляющий опыт с помощью живописи.К движению футуризма Крали примкнул в возрасте 19 лет, и, несмотря на молодость, сыграл значительную роль в его развитии. В начале карьеры художник изображал военные самолеты, воспевая эстетику воздушного боя и романтизируя действия итальянских воздушных сил. После окончания Второй мировой войны Крали остался верен эстетике футуризма. Более поздние его работы сосредоточены на передаче полного погружения в воздушное пространство с точки зрения пилота. Произведения Т. Крали отличает головокружительная перспектива и выразительная динамика. Его вклад в искусство представляет собой не только живопись, но и объемные автобиографические труды, раскрывающие особенности футуристического изобразительного искусства.

1910 - 2000

описание

Крупнейший английский деятель модернизма Уиндем Льюис сыграл заметную роль как в изобразительном искусстве, так и в художественной литературе. Наиболее известен как основатель и главный представитель вортицизма – специфического ответвления футуризма в живописи, довольно далеко выходившего за его границы. Несмотря на общие методы, идея этого английского авангардного течения не в прославлении механизации социума, а в ее пагубном влиянии. Название, произошедшее от итальянского «vortizto» (вихрь), взято из высказывания У. Боччони, итальянского футуриста, что всякое творчество исходит из вихря чувств. Через издаваемые им журналы Льюис влиял на развитие новаторского британского движения в целом.Самое значительное наследие оставил в портретной живописи – запечатлел образы ключевых представителей культуры Англии первой половины 20 столетия, с которыми был знаком лично. В сюжетном жанре наиболее сильный цикл работ на военную тематику – художник был участником Первой мировой войны.

1882 - 1957

описание

Джесси (Джессика) Дисморр - английская художница-новатор, живописец и график, мастер книжной иллюстрации. Джессика Дисморр была одной из двух женщин, ставших активными членами движения вортицистов и подписавших в 1914 году соответствующий Манифест. Известность Дисморр основывается на ее статусе художника - яркого представителя раннего британского авангарда.Начинавшая как фовистка, Джессика много работала как соредактор агрессивно настроенного к академизму журнала «Взрыв» (Blast), в котором печатала и художественные работы, и свою прозу и стихи. Позже она создала свою узнаваемую форму геометрической абстракции, для чего требовались не только талант, но и смелость. Искусствовед Х. Виленски прокомментировал ее роль как «мужество преодоления дискриминации относительно женщин-художниц в Англии» и подчеркивал значение ее творчества как «наиболее типичного для художественных экспериментов того времени». На фоне утверждений У. Льюиса («это то, что я лично сделал и сказал в определенный период») неудивительно, что Дисморр была довольно долгое время почти невидимой в истории модернизма. Однако проведенные в 1960-х годах и проводимые ныне исследования и крупные выставки отдают должное этой художнице, как и второй вортицистке – Хелене Сондерс.

1885 - 1939

описание

Итальянский художник-футурист, декоратор, мастер настенной росписи. Имя Джерардо Доттори неразрывно связано с историческим регионом Умбрия, где он родился и прожил большую часть своей жизни и где хранится большинство его картин. В родном городе Перуджа он основал авангардный художественный журнал «Griffa», который выполнял задачу распространения идей футуристического движения в регионе.Художник подписал «Манифест Аэроживописи» в 1929 году, и стал одним из лидеров этого движения, воспевающего скорость, высоту и ощущение полета. Его самые известные работы представляют собой оригинальные по своей технике изображения итальянских ландшафтов, часто рассматриваемых с большой высоты. Яркие, насыщенные оттенки изумрудного и синего, которые художник использовал в своих работах, а также фантастические пейзажи стали визитной карточкой мастераСам Доттори называл себя «сельским футуристом». Ему чуждо было восхищение ревом машин. Городской суете и шуму художник предпочитал спокойствие и созерцательность глубинки, где время имеет совершенно другую скорость, а природа и люди не меняются столетиями. Творчество художника долгое время относилось к числу малоизвестных за пределами своей родины, но в последние десятилетия интерес ценителей модернистской живописи к ярким и оригинальным работам Джерардо Доттори значительно возрос.

1884 - 1977

описание

Российский украинского происхождения живописец-авангардист, график, теоретик искусства. Имя Александра Шевченко встречается в каталогах всех значительных выставок прогрессивных объединений и групп - «Мира искусства» и «Союза молодёжи», «Бубнового валета» и «Ослиного Хвоста». Несомненен вклад Шевченко в теоретическое обоснование ценности примитивного искусства, дальнейшего использования приемов кубизма и футуризма, а также совместная с А. Грищенко разработка теории «цветодинамоса», базировавшегося на соединении новейших и архаических форм живописного искусства.А. Шевченко стал организатором и председателем «Цеха живописцев», ратовавшего за станковое изобразительное искусство. Как педагог привлек к этому движению целую плеяду своих талантливых студентов. Несмотря на отход от радикального авангарда, не раз подвергался критике как «формалист».Творчество мастера представлено в самых крупных собраниях - ГМИИ им. А. С. Пушкина и в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее и многих областных галереях и музеях стран постсоветского круга.

1883 - 1948

описание

Итальянский художник и композитор, поэт, теоретик искусства, один из лидеров футуристического движения. Луиджи Руссоло был чрезвычайно разносторонним человеком, его талант охватывал живопись, музыку, литературу и науку.Он был одной из самых оригинальных личностей футуризма, его основателем и теоретиком. Музыкальное творчество Л. Руссоло было признано и уважаемо великим русским композитором Игорем Стравинским и основателем знаменитых парижских балетов Сергеем Дягилевым. Знаменитый манифест Руссоло под названием «Искусство шумов» стал основой для возникновения целого ряда музыкальных направлений, возникших через много лет после смерти его автора.Современникам художник запомнился как смелый экспериментатор, который не боялся представить обществу свои живописные и музыкальные изобретения. Вместе с Умберто Боччони, Джакомо Балла и другими художниками он стал автором «Технического манифеста футуристической живописи», который вышел в 1910 году.Руссоло предлагал активно вводить в искусство звуковые краски индустриального мира: гудки автомобилей и поездов, шумы колес, звуки заводов и фабрик, гул оживленной толпы. Его живопись отличает тесная связь с музыкой, а также необычайная изысканность стилистики и гармоничность цветовых решений.

1883 - 1947

описание

Итальянский живописец и график, представитель футуризма и метафизической живописи. Творчески активный художник и теоретик живописи, Карло Карра был одним из самых известных деятелей искусства в Италии в первые десятилетия XX столетия и влиятельным членом футуристического движения.Стиль художника несколько раз кардинально менялся за его продолжительную карьеру. Он пережил несколько последовательных периодов: раннего неоимпрессионизма и символизма, футуризма, кубизма, метафизики и неоклассической живописи.Наиболее значительный вклад художник внес в движение футуризма. В своих работах он талантливо сочетал оригинальные приемы кубизма с динамизмом и смелым новаторством футуристической идеологии. Полотна Карра футуристического периода заполняют безудержно яркие и энергичные образы, хаотичное движение и бурные эмоции.Во время войны он встретился с Джорджо де Кирико, с которым основал стиль, известный как метафизическая живопись. С этого времени он писал натюрморты и интерьеры, наполненные зловещей пустотой и таинственной тишиной. В конце 1920-х годов художник полностью отказался от авангардного искусства и отстаивал консервативную эстетику движения Новеченто.

1881 - 1966

описание

Русская художница-авангардист, живописец и график, сценограф, много лет работавшая в Париже. В истории русского искусства имя Н.С. Гончаровой теснейшим образом связывают с именем М. Ларионова - они проработали вместе 60 лет сначала в России, потом в Париже. Необыкновенно талантливые творцы, сотрудничая, помогали один другому утверждать индивидуальность. Называемая «амазонкой авангарда» художница, участница группировок «Бубновый валет» и «Синий всадник», а значит, футуристка и кубистка, была смелым новатором в живописи, блестящим декоратором и до сих пор восхищает ценителей искусства редчайшим многообразием мощного художественного дарования.То, что называют «русским стилем» в профессиональном изобразительном искусстве никогда не существовало до гончаровского «Петушка». Она, безусловно, наследуя традиции лубка, используя народные представления о религии, фольклор Египта, обожаемой ею Скифии, соединила все в единую гармоничную стилистику.

1881 - 1962

описание

Итальянский живописец, график, теоретик искусства и критик. Один из первых и самых влиятельных футуристов в стране. Джино Северини долгое время работал в стиле кубизма, поддерживая отношения с Пабло Пикассо и Жоржем Браком в Париже.Под воздействием своего учителя Джакомо Балла художник изучал способы выражения движения и скорости в живописи, что привело его к переходу в футуризм. Вместе с несколькими соратниками он подписал первый Манифест футуризма в 1910 году.Произведения художника отличает динамизм, подвижность, стремительность. Вместе с тем, работам Северини присуща удивительная уравновешенность композиции, свойственная кубистам. Эта особенность позволяет частично разрешить противоречия между футуризмом и кубизмом, объединить их попытки создать невозможное: изобразить предмет одновременно с нескольких точек времени, углов зрения и положений в пространстве. В своем творчестве художник максимально приблизился к этой цели, сумев отобразить реально подвижную, звучащую и живую картину. Художник считается непревзойденным мастером в изображении оживленной ночной жизни города.

1883 - 1966

описание

Украинский художник и поэт, издатель, критик, работавший в России, Японии, Америке. Один из основоположников русско-украинского авангарда, традиционно именуемый «отцом русского футуризма». Был инициатором революционных идей, объединявших многие знаковые фигуры (Лентулов и Экстер, Богомазов и Пальмов, поэты Маяковский и Каменский, Кручёных и Хлебников, Асеев и Гуро), а также создателем группы «Гилея» - первого литературно-художественного союза футуристов. Он состоял в членах-организаторах новаторских групп «Венок Стефанос», «Бубновый валет», был членом московского «Союза молодёжи», мюнхенского «Синего всадника».Художник стал первым в Башкортостане мастером, который создал образы коренного населения, первым перенес авангард на землю Японии.Музей художника создан в Бруклине (Нью-Йорк, США), американская Международная Академия Зауми вручает ежегодно премию «Международная отметина им. Д. Бурлюка».

1882 - 1967

описание

Литовский живописец, мастер прикладной графики, видный искусствовед, педагог, талантливый организатор. Как яркий представитель второй волны российского супрематизма и конструктивизма, художник активно пропагандировал идеи нового искусства, близкие к российскому супрематизму в стиле Малевича и конструктивизму в стиле Татлина, а также такие направления, как кубизм и футуризм.Художник был в 1923 году первым, кто широко и официально представил авангардное искусство литовским художникам и публике, организовав в Вильне «Новую художественную выставку». Процесс в этой стране был намного медленнее, и предпринятые Кайрюкштисом с его единомышленниками усилия по внедрению идей европейского авангарда значительно ускорили изменения в художественном искусстве Литвы.По приглашению Кайрюкштиса в «Новой выставке» участвовали польские конструктивисты из «The Bloc» - это позволило художникам Литвы стать членами этого варшавского объединения, а позднее войти в группу «Present Tense».Художник около 10 лет возглавлял отдел живописи в Вильнюсской академии искусств, организовал собственную студию, работал также в Каунасе. В результате активной педагогической деятельности подвиг целое поколение своих соотечественников к радикальному отходу от академизма.Как исследователь литовской модернистской эпохи, Витаутас Кайрюкштис опубликовал монографию о земляке художнике-аквалеристе К. Склерюсе, несколько статей о творчестве М. Чюрлениса и ряд статей по теории и истории изобразительного искусства.

1890 - 1961

описание

Выдающийся аргентинский художник, живописец и карикатурист, мастер декорации, иллюстрации и мозаичной техники, последний период своей продолжительной творческой карьеры проведший в Париже. Был одним из самых влиятельных художников-авангардистов Аргентины в 20-ом столетии и прославился уникальным стилем, сочетавшим тенденции разных течений современного ему изобразительного искусства. Работы мастера приобретали галереи и музеи Европы, США и других стран. Однако большая часть произведений находятся в частных коллекциях, и ежегодно на художественных аукционах выставляются сотни произведений популярного художника.

1892 - 1971

описание

Английский художник, одна из выдающихся фигур британской авангардной живописи. Ученик знаменитой школы Слэйда, Дэвид Бомберг был одним из так называемых «мальчиков Уайтчепела», художников из восточного Лондона, многие из которых сделали важный вклад в изобразительное искусство Англии. Был членом «Лондонской группы» - объединения художников различных модернистских направлений. Бомберг выставлялся в Художественном клубе Новой Англии и был талантливым преподавателем, среди учеников которого много известных живописцев. Первая мировая война, в которой он принимал непосредственное участие, оказала глубокое влияние на творчество художника, в корне изменив его отношение к искусству. Несмотря на то, что работы Дэвида Бомберга считаются самыми яркими примерами английского авангардного направления вортицизм, он не причислял себя к этому движению, всегда оставаясь независимым в своем творческом стиле.

1890 - 1957

описание

Русский итальянского происхождения художник, много лет работавший во Франции. Ученик Репина и яркий представитель русского авангарда в раннем периоде творчества Жан Пуни в более длительный парижский период своей карьеры работал в манере фовизма, лирического примитивизма.Был организатором и спонсором таких авангардистских выставок, как «Трамвай В» и последней футуристическую выставку «0, 10». Написал в соавторстве с женой художницей Ксенией Богуславской манифест, декларирующий освобождение творчества от смыслового содержания. Вместе с Малевичем выступал с лекцией «Кубизм – футуризм – супрематизм» и стал членом- учредителем союза «Свобода искусству», сообщества «0, 10».Был профессором петроградских свободных художественных мастерских, сотрудничал с газетой «Искусство Коммуны», по приглашению М. Шагала преподавал в Витебскской Народной художественной школе.Эмигрировав в Германию, написал полемическую по содержанию книгу «Современное искусство», которая содержала не только пристрастный анализ, но и резкую критику беспредметничества.Став гражданином Франции, дважды удостаивался орденов Почетного легиона. Творчество Пуни разных периодов представлено во многих музеях мира – кроме России, это Франция, США, Великобритания и другие страны.

1892 - 1956

описание

Крупнейший русский художник, живописец и сценограф.Один из родоначальников русского авангарда Аристарх Лентулов в истории изобразительного искусства аттестуется как смелый экспериментатор и «солнечный» художник. Был членом группы «Бубновый валет» и одним из первых работал на стыке фигуративной и бессубъектной живописи, самым первым выбрал ориентировкой в живописи цвет. Был организатором и председателем Общества Московских художников, профессором нескольких учебных заведений.

1882 - 1943

описание

Российский художник, реставратор и педагог Николай Гущин получил признание как автор пейзажей, натюрмортов и сюжетных композиций, рисовальщик.Родился в небогатой семье сельского учителя в поселке Талоключинском Вятской губернии. Детство и юность прошли в губернской Перми, куда переехала семья. В 1908-1910 гг. - одновременно с обучением в Бехтеревском Психоневрологическом институте (общеобразовательное отделение, Санкт-Петербург) Гущин занимался у Я.С. Гольдблата в подготовительных классах живописи и рисования.Не изменяя своему стилю символичности образов, он писал заказные портреты, которые и публике нравились, и коллекционерами приобретались охотно. Художник участвовал в Парижских Салонах, экспонировал картины в Королевской Академии Лондона, в городах Германии и США. Активный организатор художественного училища в Саратове и первого творческого объединения Прикамья "Союз свободных художников". Произведения Гущина находятся в городских музеях Парижа и Гренобля, Монте-Карло и Ниццы, однако самая большая коллекция принадлежит Саратовскому художественному музею.

1888 - 1965

описание

Голландский живописец, график, иллюстратор. Участник знаменитой Бергенской школы. Наряду с Питом Модрианом и Яном Торопом, художник работал в самых различных стилях, начиная от импрессионизма и заканчивая кубизмом и экспрессионизмом, в котором проявил себя наиболее ярко.Линдерт родился в многодетной семье. Его отец и дядя были профессиональными художниками и дали мальчику первоначальное художественное образование.Линдерт (Лео) Гестель был среди ведущих художников голландского модернизма, много сделавших для продвижения передовых художественных течений в стране. Он принял участие в первой выставке «Круга современного искусства» - ассоциации художников, ориентированных на авангардные направления в живописи, в частности, кубизм и футуризм. В дополнение к большому количеству картин и рисунков, Лео Гестель занимался созданием плакатов и дизайном предметов обихода, иллюстрировал большое количество книг и журналов.В доме Лео Гестеля в Бларикюме создан его музей, который пользуется популярностью.

1881 - 1941

описание

Русский художник, талантливый живописец и график, один из ведущих практиков и теоретиков художественного авангарда, в частности, участник группы «Ослиный хвост», создатель группы футуристов «Бескровное убийство», выпускавшей одноименный журнал.Родился в семье земского врача, обрусевшего француза Василия Ле-Дантю, вскоре погибшего при борьбе с эпидемией холеры. Унаследовавший от родителей художественный талант, Михаил начал рисовать в возрасте 3-4 лет.В поисках техники для «новых фресок» художник выполнял росписи кабаре, кинематографа (не сохранились, но упоминаются друзьями и историками искусства). Как великолепный график, выполнял рисунки для журнала «Бескровное убийство», в частности, известен «Тройной автопортрет в военной форме» (1915 г.)Ле-Дантю - первооткрыватель творчества Н. Пиросманишвили и первый коллекционер его картин.

1891 - 1917

описание

Анри-Роберт-Марсель Дюшан - французский и американский художник, теоретик искусства, один из основателей художественных течений дадаизм и сюрреализм.Родился в состоятельной семье. Его мать, братья и сестра занимались живописью, и Марсель рос в творческой атмосфере, что способствовало раннему проявлению его таланта. Вслед за старшими братьями он начал рисовать в стиле импрессионизм, представляя довольно интересные работы уже в 14 лет.Марсель Дюшан, несмотря на небольшое количество произведений, был одной из наиболее влиятельных фигур изобразительного искусства после Первой мировой войны, гением и бунтарем, который раздвинул рамки живописи за пределы принятого и дозволенного. Художник является автором метода «готовый вещей» (ready-made), впервые использовав идею создания арт-объектов из самых обычных предметов, таких как велосипедное колесо и даже писсуар. Неординарное и порой эпатажное творчество Дюшана открыло широкие возможности для дальнейшего развития авангардного искусства во всем мире.В конце карьеры художник отошел от живописных работ, предпочитая использовать для своих произведений уже готовые предметы, как он их называл «ready-made», или создавая объемные коллажи. Помимо художественного творчества, Марсель Дюшан снимался в кино, писал статьи и занимался шахматами, в которых он был профессионалом. Благодаря своему разностороннему и неординарному таланту он оставил яркий след в искусстве начала ХХ века и заложил фундамент для возникновения совершено новых методов и направлений в живописи.

1887 - 1968

описание

Выдающийся венгерский художник еврейского происхождения, один из самых известных представителей венгерского авангарда первой половины 20-го столетия. Он родился в еврейской семье рабочего класса. Используя эстетику и приемы целого ряда современных движений, Бела Кадар создал мощные образы, основанные на мадьярской (венгерской) культуре и легендах. Художник был членом популярной берлинской художественной группировки «Der Sturm», его произведения экспонировались в Европе и Америке, закупались национальным музеем Венгрии и остаются востребованными в мире по сей день.Излюбленными были сюжеты с присутствием скачущих лошадей, игрушечных лошадок или статуэток, появлявшихся в городских и интерьерных картинах, в портретах и пейзажах. Другой часто воспроизводимый художником мотив – музыка. Его обнаженные женщины изображались с гитарами и другими инструментами в самых неожиданных ракурсах. Картины мастера с сюжетами, написанными в легкой манере, стали широко известными - они дарили зрителю эстетическое удовольствие и легко вписались в любой интерьер. Сегодня его картины находятся во многих частных и общественных коллекциях по всему миру, включая Венгерскую национальную галерею в Будапеште.

1877 - 1956

описание

Казимир Малевич был пионером геометрического абстрактного искусства, создателем авангардного супрематического движения и кубо-футуризма.Малевич создал свою первую картину в возрасте 16 лет. Она называлась «Лунная ночь». В своих полотнах он пытался объединить принципы кубизма, футуризма и экспрессионизма. Он также интересовался воздушной фотографией и авиацией, что привело его к абстракциям, вдохновленным воздушными пейзажами.

1878 - 1935

описание

Художник, скульптор и теоретик изобразительного искусства, одна из центральных фигур итальянского футуризма. Вместе с Джино Северини обучался технике пуантилизма у Джакомо Балла и стал одним из авторов Манифеста футуризма в 1910 году.Умберто Боччони был самым активным участником и пропагандистом движения, его теоретиком и практиком. Наиболее значительный вклад в искусство Боччони внес как скульптор. Он первым обратился к футуристической скульптуре и написал труд под названием «Технический манифест футуристической скульптуры».Как и многие его современники, художник восхищались технологией, скоростью, научным прогрессом и всем, что представляло собой триумф человечества над природой. Работы Боччони ярко демонстрируют основные находки футуристов – изображение динамики и конструкции предметов с помощью использований «линий-сил» и принципа «симультанности», в котором движущийся объект представлен в виде нескольких повторяющихся элементов разных моментов движения.Умберто Боччони преждевременно погиб во время службы в армии. Но, несмотря на это, успел навсегда вписать свое имя в историю современного искусства. Произведения художника признаны лучшими образцами итальянского авангардного искусства, а статуя «Уникальные формы непрерывности в пространстве» по праву считается одной из знаковых скульптур ХХ столетия.

1882 - 1916

описание

Основоположник европейского футуризма и один из самых влиятельных художников ХХ-го века в Италии. Главное в его живописи - чувство движения, которое художник пытался передать сначала с помощью пуантилизма, изобретенного Жоржем Сера, а позже своими собственными методами и находками в искусстве.Джакомо Балла стал автором первых картин, изображающих те или иные предметы в динамике, чему способствовали его глубокие познании в искусстве фотографии. Своими открытиями художник поделился со своими учениками Умберто Боччиони и Джино Северини, вместе с которыми провозгласил манифест футуризма в 1910 году.Произведения Балла вошли в историю изобразительного искусства как первые попытки воспроизвести динамику реальной жизни. На основе его творчества возникли первые анимационные фильмы. Разложение объектов, которое сам художник называл «подвижным светом», открывало прямой путь к беспредметным формам, ведущим к полной абстракции.Послевоенные работы художника вплотную приблизились к абстракции, они стали менее стремительными, но более насыщенными в цветовом отношении. Балла также стал одним из основателей «аэроживописи» - кратковременного движения в изобразительном искусстве, целью которого было отобразить ощущение полета и невесомости.Помимо изобразительного искусства художник создавал футуристические скульптуры, театральные декорации и костюмы, а также различные дизайнерские предметы. Его творчество послужило основой для развития абстрактного искусства.

1871 - 1958

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Галерее Тейт Модерн, Лондон (Великобритания).

1958 - 1959

описание

Находится в Галерее современного искусства (Генуя, Италия).

1932

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Музее аэронавтики Джанни Капрони (Тренто, Италия).

1930 - 1931

описание

Материалы: масло, картон. Местонахождение: частная коллекция.

1924

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Музее искусств (Галларате, Италия).

1935

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Коллекции современного итальянского искусства Эсторик (Лондон, Великобритания).

1924

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1916

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Галерее Брера (Милан, Италия).

1914

описание

Материалы: масло, фанера. Местонахождение: находится в Музее современного искусства Тренто и Роверето (Италия).

1980

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1969

описание

Материалы: фанера, масло. Местонахождение: находится в Музее современного искусства (Удине, Италия).

1939

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Музее современного искусства Тренто и Роверето (Италия).

1939

описание

Материалы: масло, фанера. Местонахождение: находится в коллекции Люси Маринетти (Рим, Италия).

1938

описание

Материалы: масло, фанера. Местонахождение: частная коллекция.

1938

описание

Материалы: масло, картон. Местонахождение: находится в Музее современного искусства Тренто и Роверето (Италия).

1935

описание

Материалы: масло, фанера. Местонахождение: частная коллекция.

1932

описание

Материалы: масло, доска. Местонахождение: находится в центре искусств (Милан, Италия).

1930

описание

Материалы: картон, масло. Местонахождение: находится в Музее современного искусства Тренто и Роверето (Италия).

1930

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в собственности коммуны Перуджа (Италия).

1930

описание

Материалы: доска, масло. Местонахождение: находится в собственности коммуны Перуджа (Италия).

1928

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Музее Ватикана.

1927

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в собственности коммуны Перуджа (Италия).

1926 - 1927

описание

Материалы: доска, темпера. Местонахождение: частная коллекция.

1926

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Городской галерее современного искусства (Милан).

1914

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Музее земли Нижней Саксонии (Ганновер, Германия).

1911

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Музее современного искусства (Нью-Йорк, США).

1911

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Музее современного искусства (Нью-Йорк, США).

1910

описание

Mediums: oil, canvas. Location: находится в Пинакотеке Брера (Милан, Италия).

1910

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Нижегородском государственном художественном Музее (Россия).

1913

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург (Россия).

1913

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Городском музее (Гренобль, Франция).

1913

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Национальном музее современного искусства, Центре Помпиду (Париж, Франция).

1912 - 1913

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в собрании Маттиоли (Милан, Италия).

1912

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Городском художественном музее (Гаага, Нидерланды).

1911

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1910 - 1911

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Музее современного искусства (Нью-Йорк, США).

1909

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Художественной галерее Штутгарта (Германия).

1909

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Галерея Тейт Модерн, Лондон (Великобритания).

1913

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург (Россия).

1913

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1915

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Музее современного искусства (Нью-Йорк, США).

1912

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1912

описание

Оригинальная версия утрачена.

1911

описание

Материалы: масло, картон. Местонахождение: находится в коллекции Пегги Гуггенхайма, Венеция (Италия).

1913 - 1914

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Городской галерее современного искусства (Милан, Италия).

1912

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей изобразительного искусства, Секешфехервар, Венгрия.

1910

описание

Материалы: бронза. Местонахождение: Музей искусств Метрополитен.

1913

описание

Материалы: масло, холст. Размеры: 60,5 x 60,5 см. Местонахождение: Музей фон-дер-Гейтта, Вупперталь.

1912

описание

Материалы: масло, холст. Размеры: 70,8 x 95,9 см. Местонахождение: Музей современного искусства, Нью-Йорк.

1911

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Галерея современного искусства, Милан, Италия.

1914

описание

Материалы: масло, холст. Размеры: 95 x 70 см. Местонахождение: Коллекция Пегги Гуггенхайм.

1913

описание

Mатериалы: масло, панель. Размеры: 58,4 x 60 см. Местонахождение: Коллекция современного итальянского искусства Эсторика, Ислингтон, Лондон.

1911

описание

Материалы: темпера, бумага, холст. Размеры: 51,1 x 65,5 см. Местонахождение: Коллекция Балла, Рим, Италия.

1918

описание

Материалы: темпера, бумага. Размеры: 44,45 x 56 см. Местонахождение: частная коллекция.

1918

описание

Материалы: масло, холст.

1913

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Художественная галерея Олбрайт-Нокс.

1912

описание

Материалы: темпера, бумага. Местонахождение: частная коллекция.

1913

описание

Материалы: масло, холст. Размеры: 174,7 x 114,7 см. Местонахождение: Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.

1909