Джессика Дисморр - SKETCHLINE

назад

1885 - 1939

Джессика Дисморр

описание

Английская художница-новатор, живописец и график, мастер книжной иллюстрации. Джессика Дисморр была одной из двух женщин, ставших активными членами движения вортицистов и подписавших в 1914 году соответствующий Манифест. Известность Дисморр основывается на ее статусе художника — яркого представителя раннего британского авангарда.

Начинавшая как фовистка, Джессика много работала как соредактор агрессивно настроенного к академизму журнала «Взрыв» (Blast), в котором печатала и художественные работы, и свою прозу и стихи. Позже она создала свою узнаваемую форму геометрической абстракции, для чего требовались не только талант, но и смелость.

Искусствовед Х. Виленски прокомментировал ее роль как «мужество преодоления дискриминации относительно женщин-художниц в Англии» и подчеркивал значение ее творчества как «наиболее типичного для художественных экспериментов того времени». На фоне утверждений У. Льюиса («это то, что я лично сделал и сказал в определенный период») неудивительно, что Дисморр была довольно долгое время почти невидимой в истории модернизма. Однако проведенные в 1960-х годах и проводимые ныне исследования и крупные выставки отдают должное этой художнице, как и второй вортицистке – Хелене Сондерс.

Ключевые идеи:

— Джессика приобретала навыки не только в популярной и основательной школе Ф. Слейда, но и под руководством таких мэтров, как один из лучших колористов того времени шотландец Джон Дункан Фергюссон, американец Макс Бом, получивший образование в Европе, и крупный французский живописец Жан Доминик Метцингер, важный теоретик движения кубизма. Подобное разнообразие позволяло ей иметь очень широкие художественные взгляды.

— Прогрессивные взгляды и смелое экспериментирование можно наблюдать уже в ранних работах художницы, когда она писала в стиле фовизма (термин постимпрессионизм появился позже). Она предпочитала буйные цвета и крупные отчетливо очерченные формы, словно предвидя период «вихризма».

— В графике художнице свойственно четкое и уверенное управление контуром – эта особенность проходит через большую часть работ Дисморр, а в образе Айседоры Дункан искусствоведы усматривают постепенную смену стиля в сторону угловатости, которая в полной мере проявилась в период увлечения вортицизмом.

— Как и другие вортицисты, подписавшие Манифест группы в 1914 году, Джессика видела во всеобщем прогрессе опасность и осуждала как сентиментальный романтизм преклонение перед механическим движением, которое практиковали итальянские футуристы.

— К середине 1930-х годов работы художницы становятся все более беспредметными и в конце концов они превратились в полную абстракцию. Таким образом, вся карьера Джессики Дисморр представляет собой непрерывность усилий, иллюстрирующих стилистическое развитие британского искусства 20-го столетия.

Джессика Дисморр

Они повлияли

течение

Фовизм

Кубизм

Абстракционизм

Футуризм

друзья

Перси Уиндем Льюис

художники

Макс Бом

Джон Дункан Фергюссон

Жан Доминик Антони Метценже

Он повлиял

течение

Футуризм

Вортицизм

друзья

Маргарет Томпсон-Зорах

художники

Хелен Сондерс

Кэтрин Джайлс

описание

Материалы: темпера, песочная доска. Местонахождение: Бирмингемский музей и художественная галерея (Великобритания).

1938

описание

Материалы: дерево, темпера. Местонахождение: находится в Галерее Тейт Модерн (Великобритания).

1937

описание

Материалы: дерево, масло, карандаш. Местонахождение: находится в частной коллекции семьи Конвей, (Великобритания).

1934

описание

Материалы: масло, песочная доска. Местонахождение: находится в National Portrait Gallery, London (Великобритания).

1929

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Галерее Тейт Модерн (Великобритания).

1915

описание

Материалы: картон, гуашь, акварель. Местонахождение: находится в Музее Виктории и Альберта (Великобритания).

1914 - 1915

описание

Материалы: масло, дерево. Местонахождение: находится в Музее Шеффилд (Великобритания).

1910

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1911

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в коллекции лондонского Отдела культуры, медиа и спорта (Великобритания).

1911 - 1912