Архивы Романтизм - SKETCHLINE

назад

Конец ХVIII - первая половина XIX вв.

Романтизм

описание

От французского romantisme.

Романтизм – художественное философско-культурное направление в европейской и американской живописи конца ХVIII – первой половины XIX века, которое восхваляет красоту природы, человеческие фантазии, героев реальной жизни и книг. Романтизм берет свое начало из немецкого сентиментализма и распространяется в Англии, Франции, России, Испании и в других странах. Развивается как противовес, не вытесняя, неоклассицизму, и отказывается от духовно-творческой сдержанности и универсальных ценностей. Особое внимание уделяется природе, художники изображают животных и растения с особой любовью к естественному. Именно в этот период появляются туризм и пикник.

Жанровость живописи романтизма богата не только портретами, но и ванитасами, аллегориями, батальной живописью, религиозной и мифологической.

Стоит сказать, что художнику удается наделить характером облака и тучи, деревья и поля, горизонт и извержения вулканов с помощью цветовых и светотеневых решений, смелых мазков, детальной прорисовки, что наполняет произведения «спецэффектами».

С уверенностью мы считаем, романтизм интеллектуальным течением, так как художник посредством живописи заставляет задуматься о философском, углубиться в недра развития личности, да и просто нужно иметь определенный уровень знаний, чтобы понять с кого написан портрет.

 

Ключевые идеи:

Справедливость для всех.

Главное – умение наслаждаться жизнью, одухотворенной природой, целительной тишиной статического искусства, созерцанием прекрасного. Картины передают лирическое видение мира, мастера изображают семьи и компании в полном спокойствии и благополучии, пейзаж и анималистика – также излюбленные жанры.  Художник пытается донести, что умение блюсти духовную чистоту – главное, что необходимо человечеству.

Сюжеты картин основываются на романах и фольклоре того времени. Художник придерживается героически-романтического идеала, который окутан эмоциональностью и бунтарством. Прослеживается двойственное влияние технического прогресса. Герой живописи романтизма — сильная известная личность, порой одинокая, погруженная в пучину человеческих страстей и интриг. Благодаря художникам-романтикам мы знаем как выглядели значимые исторические личности того времени.

 

Ключевые художники: Уильям Тёрнер, Карл Брюллов, Альберт Бирштадт, Эжен Делакруа, Франсиско Гойя, Антуан-Жан Гро, Карл Блехен, Карл Шпицвег и другие.

 

Ключевые произведения:

Triple generation. 1760-1769. Франсиско де Гойя.

The Moose. 1773. Джордж Стаббс.

Sir William Hamilton. 1775. Дэвид Аллен.

описание

Английский художник-новатор, один из первых представителей романтизма, не получивший должного признания при жизни, но оказавший большое влияние на развитие европейского авангардного искусства. Уильям Блейк больше известен широкой публике как поэт, чьи произведения отображали оригинальные философские взгляды, но картины и графические работы мастера отличаются не меньшей глубиной и яркостью образов.

28 ноября 1757 года, Лондон, Великобритания - 12 августа 1827 года, Вестминстер, Великобритания

описание

Польский художник и педагог, один из самых ярких и эмоциональных представителей славянского символизма и один из основоположников модернизма в своей стране. В Польше открыт Музей современного искусства имени Яцека Мальчевского, филиал которого расположен в родном городе художника Радоме.

1854 - 1929

описание

Шведский художник и писатель, один из первых модернистов в стране. Гёста Адриан-Нильссон, подписывающий свои работы аббревиатурой GAN, был всесторонне одаренной личностью. Он писал полотна в различных авангардных направлениях, был активным участником немецкой прогрессивной группы «Der Sturm» («Шторм», Берлин), создавал талантливые иллюстрации к произведениям современников, а также писал свои собственные стихи, поэмы и детские сказки. Большой поклонник Оскара Уайльда в юности, Адриан-Нильссон восхищался декадентским движением конца ХІХ века, но уже в начале следующего столетия присоединился к немецким экспрессионистам, итальянским футуристам, а позже и к французским кубистам, внеся немалый вклад в распространение этих течений у себя на родине.

1884 - 1965

описание

Английский живописец-символист и скульптор, мастер аллегорических и мифологических полотен, мастер-монументалист, популярный в свое время портретист. Уоттс считается одним из самых загадочных, плодовитых и исключительных художников в искусстве викторианской эпохи. Был удостоен рыцарского звания и звания академика Королевской Академии искусств. В Комптоне (Гилфорд) силами самого художника и его жены была построена галерея, отреставрированная и расширенная в настоящее время. В поместье Лимнерлиз открыт музей Дж. Уотса и студии-мастерские для художников.

1817 - 1904

описание

Бельгийский художник-символист, график, яркий представитель авангардного искусства Бельгии.Родители будущего мастера держали сувенирную лавку. Поэтому детство художника проходило среди различных старинных предметов, масок и статуэток. Это наложило на его творчество большой отпечаток.Известен своими сатиричными полотнами, изображающими недостатки общества и человеческие пороки. Создание общества художников « Les ХХ», в котором он принимал непосредственное участие, способствовало становлению многих молодых талантов. Выдающийся художник возведен в ранг национального героя и удостоен баронского титула у себя на родине. Джеймс Энсор является самым известным национальным живописцем Бельгии начала ХХ века, заслужившим мировое признание.

1860 - 1949

описание

Французский художник, один из наиболее ярких представителей символизма первой волны. Писавший мифологические сюжеты и не признающий популярный в конце ХІХ века импрессионизм, Гюстав Моро был одним из ведущих живописцев своего времени. Являясь талантливым преподавателем, он воспитал целую плеяду выдающихся художников, которые восхищались его необычайным видением цвета и формы, потрясающим интеллектом и кругозором. Без преувеличения можно сказать, что творчество Гюстава Моро определило направление развития живописи в Европе и послужило неким мостом между классической живописью и искусством будущего.

1826 - 1898

описание

Английский живописец и иллюстратор, близкий по духу к прерафаэлитам, один из видных представителей движения «Искусства и ремёсела».Прославился своими витражами, работал и в других ремеслах: проектировал ювелирные изделия, керамическую плитку, гобелены. Был посвящен в рыцари (1894 г.), поддерживал идеи Братства прерафаэлитов и Эстетического движения.

1833 - 1898

описание

Швейцарский живописец и график, выдающийся представитель европейского модерна.Художник родился в небогатой семье плотника и крестьянки, был старшим из шести детей. Когда Ходлеру было восемь лет, он потерял отца и двух младших братьев, умерших от туберкулеза. Его мать Маргарита снова вышла замуж за вдовца с пятью детьми, отчим был художником-оформителем и стал первым учителем для Фердинанда – девятилетним мальчиком он был поставлен на работу, помогая отчиму рисовать несложные знаки. Дальнейшее обучение мальчик проходил в городе Тун у местного живописца Фердинанда Зоммера.Фердинанд Ходлер известен как автор оригинального художественного приема – параллелизма, позднее ставшим одним из основных в стиле ар-нуво. Он создал несколько монументальных полотен и декоративных панно, украшающих общественные здания Швейцарии и Германии, чем внес значительный вклад в историческую живопись. Искусство Ходлера пользовалось успехом у его коллег, его работами восхищались такие великие художники как Пюви де Шаванн и Густав Климт, а также скульптор Огюст Роден. Художник был участником мистического ордена розенкрейцеров и выставлялся в салоне символистов «Роза и крест».

1853 - 1918

описание

Выдающийся австрийский художник еврейского происхождения, декоратор, мастер монументальной живописи, сыгравший большую роль в становлении искусства модерна.Его отец был потомственным ювелиром з Богемии, но не имел стабильного дохода. Мать, Анна Финстер, – старательная, но не очень успешная музыкантша. Густав был вторым из семи детей еврейской семьи. Климты были бедны, поскольку в первые годы империи Габсбургов работы было недостаточно, особенно для этнических меньшинств. В раннем возрасте Густав и его два брата Эрнст и Георг проявили очевидные художественные таланты, причем Густав был отмечен как исключительный рисовальщик.Густав Климт был одним из основателей венского Сецессиона – объединения прогрессивных художников, протестовавших против традиционной живописи. Он стал первым президентом Сецессиона и организатором выставок общества. Начиная с 1898 года Климт сотрудничал с художественным журналом «Священная Весна», в котором публиковались работы символистов Бёрдсли, Моро, Пюви де Шаванна. Деятельность художника, направленная на внедрение авангардных тенденций в живопись Австрии, сыграла ключевую роль в развитии изобразительного искусства страны начала ХХ века.

1862 - 1918

описание

Английский художник, активный член художественной группы «Ньюлинская школа».Перси Роберт Крафт родился в обеспеченной семье, получил хорошее домашнее образование. В 1870-х годах изучал живопись в Художественной школе Хетэрли и в лондонской Школе искусств Слейда.Руководил ньюлинским Художественно-драматическим обществом (Newlyn Artists' Dramatic Society), помогал Томасу Готчу в организации Newlyn Industrial Classes (классов прикладного искусства), куда приглашались для обучения местные подростки. Был организатором и постоянным участником экспозиций в лондонской Королевской академии художеств, а также в новообразованном Королевском британском колониальном обществе художников.

1856 - 1934

описание

Русский художник рубежа 19-20 веков, академик.Михаил родился в семье профессионального военного юриста и адъютанта Отдельного Сибирского корпуса. Рисовать пробовал с пяти лет.Феноменально одаренный Врубель создал работы практически во всех жанрах и видах изобразительного искусства: в живописи и графике, театральном искусстве и декоративной скульптуре, монументальной росписи и даже архитектуре - особняк С. Мамонтова, церковь в Талашкине, павильон на Всемирной выставке в Париже были возведены по замыслу М. Врубеля.

1856 - 1910

описание

Томас Купер Готч - английский художник, видный представитель первой волны знаменитой творческой колонии - Ньюлинской школы живописи.Родился в викторианской зажиточной семье среднего класса, был четвертым сыном. Члены семьи занимались производством и реализацией обуви, и Томас по окончании школы работал некоторое время в обувном магазине.Был избран членом Королевской академии художеств, стал организатором Школы прикладного искусства (Newlyn Industrial Classes), в котором обучались подростки из окрестных селений, членом-основателем Королевского британского колониального общества художников, участвовал также в создании Нового английского художественного клуба. На ряду с сюжетными полотнами писал портреты, приносившие наибольший доход, пейзажи, иллюстрировал книги.

1854 - 1931

описание

Художник-импрессионист, преподаватель, член Национальной Академии Дизайна, председатель Общества Американских Художников.Родился в семье успешного коммерсанта. С детства проявил интерес к живописи, посещая уроки изобразительного искусства у художника-портретиста Бартона Хэйса. Отец планировал вовлечь сына в семейный бизнес, но юноша серьезно увлекся живописью и решил посвятить ей свою жизнь.Уильям Мерритт Чейз выработал свой оригинальный стиль, став родоначальником нового направления в американской живописи. Входил в импрессионистскую группу “Десять”, которая была альтернативой официально признанному искусству и занималась продвижением прогрессивных направлений в живописи.Был известен как талантливый наставник, работал преподавателем живописи в Академии Изящных Искусств, основал собственную художественную школу.Уильям Чейз – успешный художник. Его творения были признаны критиками, и востребованы у публики, а многочисленные ученики развили и продолжили художественные традиции мастера, создавая современное, авангардное, модернистское искусство.

1849 - 1916

описание

Бразильская художница, один из лидеров бразильской авангардной живописи.Была второй дочерью итальянского инженера и американки Б. Круг, преподавательницы искусства, которая инициировала художественное и культурное образование младшей дочери. Будущая художница родилась с атрофией правой руки. Трехлетнюю Аниту отправили в вород Лукка в Италии для исправления дефекта, но безрезультатно. Девочка училась рисовать левой рукой под руководством американского педагога Марсии Браун.Выставка 53 картин художницы в 1917 году - первая в истории изобразительного искусства этой страны, где были представлены произведения в стиле экспрессионизма с элементами кубизма и других новейших течений. Была организатором знаменательного фестиваля "Неделя нового искусства", членом прогрессивной художественной группы "Пятеро".

1889 - 1964

описание

Знаменитый шведский живописец, график и скульптор Цорн был популярным портретистом. Его картины заказывали известные политики, деятели искусства и бизнесмены. Художник много работал с акварелью, увлекался офортом. Творения Цорна - портреты, пейзажи, гравюры - обладают силой и свежестью, отличной передачей воздуха и освещения, простотой и, вместе с тем, особым достоинством и благородством. Художник оказал большое влияние на развитие русского изобразительного искусства.

1860 - 1920

описание

Немецкий художник, график и скульптор, гравёр и архитектор. Работал в стилях исторического романтизма, символизма и раннего модерна.В 1892 году стал одним из фундаторов влиятельного «Общества берлинских художников», организовывал выставки. Был членом мюнхенского Сецессиона, членом новообразованного венского Сецессиона и профессором Академии художеств в Лейпциге (с 1897 года), почетным членом Стокгольмской академии, имел титул Рыцаря Ордена Pour le merite.Настоящей сенсацией были ранние циклы 1878 года на тему деяний Христа и Фантазии о перчатке. Изображенные «циклы» (события с воображаемыми фантастически-символистскими реальностями) М. Клингер называл «опусами», приравнивая их к музыкальным произведениям.В трактате «Живопись и рисование», что вышел в 1891-ом, автор придаёт самостоятельное значение отображению фантастического внешнего мира. Клингер считал при этом, что именно графике свойственно наиболее ярко выражать такие сюжеты. Фантазию (изо-повесть) о найденной одушевленной перчатке специалисты справедливо определяюткак первое сюрреалистическое произведение. Графическим циклом «Драмы», изображающим революцию 1848-го и трагедию городского «дна», намечена линия социально-экспрессионистского рисунка.Самобытным был вклад М. Клингера и в скульптуру: стремясь возродить технику полихромной пластики, он использовал различные мраморы, слоновую кость и золото, бронзу и раскрашенный алебастр.По образному определению искусствоведа, Клингер – «из семьи Дюрера и Гольбейна». Это и скорбная вдумчивость, и драматический пафос, и созерцательная мечта. Его символы всегда воплощают большие чувства и большие мысли.В родном городе художника открыт его Дом-музей.

1857 - 1920

описание

Немецкий художник, график-иллюстратор и дизайнер, мастер монументальной живописи.Родился в семье прусского влиятельного государственного деятеля в немецком городе Дармштадте. С 1890 года Гофман жил в Берлине как свободный художник.Людвиг фон Гофман был членом авангардной группы «Одиннадцать», активным участником культурного движения «Берлинский сецессион» и представителем художественного течения 1920-х годов «Neue Sachlichkeit» (новая вещественность), основателем течения «Новый Веймар». Как педагог работал в художественной школе в Веймаре и в Дрезденской Академии художеств, где он руководил классом монументальной живописи. Именно Гофману принадлежали идеи духовного и практического возрождения постулата «искусство и жизнь находятся в контексте друг друга».Среди поклонников творчества мастера было немало известных людей. К примеру, австро-венгерская императрица Елизавета, литераторы Райнер Мария Рильке, Томас Манн и Гуго фон Гофмансталь.

1861 - 1945

описание

Французский художник, портретист, график и скульптор, основатель (в равной мере с Клодом Моне, Фредериком Базилем, Альфредом Сислеем, Камилем Писсаро) первого из модернистских течений – импрессионизма. Заслуженно считается автором сентиментального портрета.

1841 - 1919

описание

Французский художник-живописец, яркий представитель нового искусства, повлиявший на возникновение и развитие такого модернистского течения, как кубизм. Сезанна также называют художником-примитивистом в новой живописи.Родился будущий художник в семье зажиточной семье ростовщика, а потом крупного банкира Луи-Огюста Сезанна. В юности Поль интересовался искусством и литературой. Получил хорошее образование, преуспев в точных науках и языках. Благодаря отличной памяти мог запоминать целые произведения классиков.За всю жизнь Сезанн создал более 800 картин маслом, а также ряд акварельных произведений. Часть из них были уничтожены самим художником.

1839 - 1906

описание

Лев Бакст (настоящее имя — Лейб-Хаим Израилевич Розенберг) - русский художник еврейского происхождения, иллюстратор и сценограф, дизайнер.Родился в семье мелкого коммерсанта, ортодоксального еврея. Самуил Розенберг, его отец, слыл авторитетным знатоком Талмуда, был усыновлен своим тестем Бастером, чтобы обойти закон о черте оседлости и обеспечить переезд своей единственной дочери в Петербург.Проявил себя как интересный живописец, в частности – мастер-портретист. Самыми известными стали портрет философа В. Розанова, изображенного со статуэткой Изиды, сюжетный «Портрет С. Дягилева со старой няней», лирический портрет дочери Павла Третьякова Любови Гриценко-Бакст.Лев Бакст работал в равной мере в Санкт-Петербурге и Париже. Мастер станковой живописи, в частности портретного жанра, театральной графики. Активный член-организатор объединения «Мир искусства», много лет оформлявший театрально-художественные проекты С. Дягилева. Художник стал одним из законодателей европейской моды на ориентализм и экзотику в костюме в первой четверти XX века.

1866 - 1824

описание

Видный немецкий художник, график и портретист, мастер монументальной росписи.Наряду с Арнольдом Бёклином, историческим живописцем Ансельмом Фейербахом и более молодым художником, декоратором и скульптором Францем фон Штуком является ярким представителем немецкого символизма и предтечей модерна в локальном значении термина.

1837 - 1887

описание

Швейцарский живописец, график и скульптор. Представитель Дюссельдорфской художественной школы. Один из выдающихся основоположников символизма в европейском изобразительном искусстве, автор очень известной картины «Остров смерти».Произведения Бёклина, говоря словами самого мастера, «побуждают к размышлениям». Однако не усложненная интеллектуальность и умозрительная потаенность чувств, а эмоциональность - основа идей автора, подлинного романтика духа. Именно поэтому искусство Арнольда Бёклина оказалось близко мастерам символизма, выделявшим эту грань таланта Бёклина.

1827 - 1901

описание

Жан Дезире Гюстав Курбе был французским художником, который возглавлял реализм во французской живописи 19-го века. Картины Курбе в конце 1840-х и начале 1850-х годов принесли ему первый успех.Ранние работы Курбе были близки к романтизму. Пейзажи, морские пейзажи, сцены охоты, обнаженная натура и натюрморты характеризуются своеобразным, темпераментным восприятием природы и темным насыщенным цветом. Их главным героем был сам художник. Курбе уделял особое внимание передаче острых характеристик и пластичности форм. Он предпочитал рисовать на тонированных холстах, переходя от более темных к более светлым тонам и оживляя самые яркие места острыми бликами. «В своих картинах я делаю то же, что солнце делает в природе», - писал художник.

1819 - 1877

описание

Небольшая картина, выполненная на доске из красного дерева, создана на основе рисунка из цикла «Головы призраков». Блейк, которому с детства являлись различные видения, увидел этот устрашающий образ в одном из них, и запечатлел на бумаге в присутствии известного астролога и художника Джона Варли.

1820

описание

Многие картины Уильяма Блейка являются иллюстрациями к его собственным литературным произведениям. «Песня Лоса» - одна из поэм, входящая в цикл «Пророческие книги», в которых автор создал собственную фантастическую Вселенную и сложную философскую систему.

1808

описание

В основу произведения лег библейский сюжет о воскресении Христа. В Священном писании говорится, что когда Мария Магдалина вошла в гробницу, она увидела двух парящих ангелов, но тела Иисуса нигде не было.

1805

описание

Монотипия с добавлением чернил и акварели является иллюстрацией к Книге пророка Даниила, в которой рассказывается о царе Навуходоносоре II. Этот ветхозаветный царь был покаран Всевышним за гордыню, и вынужден был скитаться в одиночестве, превратившись в подобие дикого зверя.

1805

описание

Картина относится к серии иллюстраций к Библии, которые художник выполнил между 1805 и 1810 годами. Сюжет произведения взят из 12 главы Апокалипсиса, в которой повествуется о женщине готовой родить ребенка, и драконе, собирающемся его сожрать, как только он появиться на свет.

1805 - 1810

описание

Как и многие произведения Уильяма Блейка, работа имеет библейскую тематику. Она иллюстрирует пророчество из Евангелия от Матвея, в котором говорится, что трубящий ангел возвещает наступление страшного суда, и благочестивые девы смиренно ждут его, в то время как глупые паникуют и падают на землю от страха.

1799 - 1800

описание

Знаменитого ученого Исаака Ньютона художник изобразил сидящим на камне и целиком погруженного в свои научные исследования. Уильям Блейк был настроен враждебно по отношению к современной ему науке и не признавал оптическую теорию Ньютона, считая ее бездушной и лишенной жизни.

1795

описание

Геката - древнегреческая богиня лунного света, потустороннего мира, всего таинственного и фантастического, а также всевозможной магии и колдовства. Ее часто называли «богиней трех дорог» и изображали в виде трех фигур, привязанных друг к другу спинами и смотрящих каждая в свою сторону.

1795

описание

Для создания произведения Уильям Блейк использовал особую технику «светящейся печати», благодаря которой светлые фигуры на темном серо-зеленом фоне выглядят мистическими и загадочными. В отличие от других работ художника, которые являются иллюстрациями к литературным произведениям, сюжет работы не имеет определенного источника.

1795

описание

Самая узнаваемая картина Блейка, ставшая одним из символов масонства. В центре произведения изображен Создатель, которого Блейк называл придуманным именем Уризен, творящий Землю при помощи огромного циркуля.

1794

описание

Материалы: масло, холст. Размеры: 174 x 240 см. Местонахождение: Национальный музей, Познань.

описание

Материалы: масло, холст. Размеры: 139 x 240 см. Местонахождение: Национальный музей, Познань, Польша.

1890 - 1894

описание

Местонахождение: частная коллекция.

описание

Материалы: темпера, картон. Местонахождение: Частное собрание А. Кетикяна, Монреаль, Франция.

1911

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Художественная галерея и музей Рассела-Коута, Борнмут, Великобритания.

1919 - 1920

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1883

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1883

описание

Материалы: масло, холст.

описание

Местонахождение: Румынский Национальный художественный музей, Бухарест.

1940

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Румынский Национальный художественный музей, Бухарест.

1921