Архивы Орфизм - SKETCHLINE

назад

1912

Орфизм

описание

Орфизм (от французcкого orphee – Орфей) – художественное направление во французской живописи 1910-х годов. Оно появилось как ответвление абстракционизма или кубизма (искусствоведы спорят), но с вкраплениями фигуративности. Было основано Робером Делоне и Франтишеком Купкой. Художественные приемы заимствует в абстракционизме, неоимпрессионизме, кубизме, футуризме, экспрессионизме. Термин ввел Гийом Аполлинер в 1912, ссылаясь на произведения Франтишека Купки.

Ключевой объект орфической композиции – это диск, который является воплощением физических вибраций и шумов, динамики движения, частицей света. Комбинация дисков и плоскостей – система шифров, скрывающая песнь жизни, и вам не нужен ключ, чтобы понять это. Несмотря на то, что основной жанр – это абстракция, также можно встретить орфические пейзажи и абстрактно структурированную фигуративность, что говорит о близости с кубизмом. Однако, в отличии от кубистов, мастер не использует тональные и светотеневые решения.

Орфизму нашлось применение в дизайне текстиля, обоев, постеров, рекламы, что способствовало популяризации сотрудничества между художниками и промышленностью.

Ключевые идеи:

— Художники использовали базовые чистые цвета (влияние фовизма). Они могли быть насыщенными и пастельными; строгий контраст при переходе от одного к другому.

— Орфизм – художественный антифигуративный переход, подобно музыке, от кубизма к абстракционизму.

— Орфизм выражает ритмичность жизни, невидимую глазу, через взаимопересечение криволинейных прямых и плоскостей, используя основные цвета спектра. Художник не изображал визуальную реальность, а создавал новое.

Ключевые художники:

Франтишек Купка, Робер Делоне, Август Маке, Леопольд Сюрваж, Соня Делоне, Огюст Эрбен, Альбер Глез, Фернан Леже.

Ключевые произведения:

Disks of Newton. 1911. Франтишек Купка.

Rhythm. 1912. Робер Делоне.

Colourfull shapes. 1913. Август Маке.

описание

Шведский художник и писатель, один из первых модернистов в стране. Гёста Адриан-Нильссон, подписывающий свои работы аббревиатурой GAN, был всесторонне одаренной личностью. Он писал полотна в различных авангардных направлениях, был активным участником немецкой прогрессивной группы «Der Sturm» («Шторм», Берлин), создавал талантливые иллюстрации к произведениям современников, а также писал свои собственные стихи, поэмы и детские сказки. Большой поклонник Оскара Уайльда в юности, Адриан-Нильссон восхищался декадентским движением конца ХІХ века, но уже в начале следующего столетия присоединился к немецким экспрессионистам, итальянским футуристам, а позже и к французским кубистам, внеся немалый вклад в распространение этих течений у себя на родине.

1884 - 1965

описание

Украинский художник еврейского происхождения - живописец, рисовальщик и скульптор, а также изобретатель, много лет живший и работавший в Париже. Родился под именем Шулим Вольф Лейб Баранов.Баранов-Россинэ был ярким представителем украино-российского авангарда. Он был признан во всей Европе и в США. Изобрел цветовизуальный клавир и представил «опофонные» концерты в театрах России, Франции, Нидерландов, США. В парижском Центре Ж. Помпиду выставлен сам аппарат и создана Галерея визуальных эффектов опофонного фортепиано.Постоянно экспериментировавший с цвето-световыми эффектами Владимир Давыдович применил их в военном искусстве, разработав в 1939 г. технику камуфляжа. Баранов официально зарегистрирован как изобретатель «фотохромометра», который позволял определить качество драгоценных камней, а также машины «Мультиперко», которая производила, стерилизовала, разливала газированные напитки. Его изобретения получили несколько технических наград, что, к сожалению, не спасло художника-еврея от газовой камеры Освенцима в 1944 г.В 1972 семья художника передала Музею современного искусства в Париже 38 произведений, сын Дмитрий реставрировал цветомузыкальное пианино, которое выставлено в зале Центра Помпиду. Художник был представлен в 1972 г. на выставке «Значительные картины русских художников во французских коллекциях», работы экспонируются по всему миру, в частности, ретроспективы в Третьяковской галерее в 2002, в Русском музее и в ГМИИ им. Пушкина в 2007-ом.

1888 - 1944

описание

Французский видный художник-авангардист финско-датского происхождения, получивший художественное образование в Москве и Париже, работавший во Франции и ставший частью Парижской школы живописи. Родился в семье финна, владельца московского фортепианного завода Леопольда Фридриха Штюрцвага в городе Лаппеенранте, что в 30 километрах от российской границы на озере Сайма (по другим данным родился в Москве 12 августа). С юных лет учился музыке, получил диплом коммерсанта в 1897 году. Работал как живописец, график и мастер театральной декорации (сотрудничал с «Русскими балетами» С. Дягилева), а также как книжный иллюстратор и монументалист.Стал учредителем вместе с Архипенко и Глезом группы «Золотое сечение» («Section d’or», 1920), экспонировался на выставках в Роттердаме и Гааге, Амстердаме и Женеве, Риме, Милане. Активно выставлялся в парижских залах с «Независимыми», был представлен на вернисаже «Мастера кубизма» (1921).Сюрваж стал автором-разработчиком теории движущихся цветовых абстрактных форм, был учредителем парижского объединения кубистов и абстракционистов «Золотое сечение». Художника высоко ценило государство, он удостаивался национальных премий и наград, стал офицером ордена Почетного легиона.Художник отмечен Национальным призом Франции, Медалью Парижа, званием офицера ордена Почетного легиона. Французское телевидение сняло фильм «В честь Сюрважа».

1879 - 1968

описание

Американский художник немецкого происхождения, выдающийся график и карикатурист, фотограф, талантливый преподаватель.Родился в семье музыкантов из Германии. С ранних лет демонстрировал музыкальные способности, и родители видели в нем успешного музыканта. После переезда семьи в Германию в 1887 году, Лайонель предпочел музыке изобразительное искусство. Он посещал художественную школу в Гамбурге, а в 1889-1892 годах был студентом в Художественной академии в Берлине. Уже в студенческие годы художник начал сотрудничать с изданием «Юмористические страницы», где размещал свои карикатуры.Лайонель Фейнингер прославился в США как автор остроумных карикатур и забавных комиксов, которые печатались в еженедельных журналах, но истинное признание приобрел на исторической родине – в Германии, где прошли наиболее плодотворные его годы. Фейнингер тесно сотрудничал с членами мюнхенского объединения «Синий всадник» и активно участвовал в совместных выставках экспрессионистов. Он был одним из основателей группы «Четверо синих», которая, к сожалению, просуществовала очень недолго. Жизнь художника связана с Веймарским «Баухаузом»: здесь он преподавал гравюру и живопись, иллюстрировал дидактические издания и оформил художественную галерею заведения. Творчество художника отмечено собственным ярким стилем, основанном на смеси кубизма, футуризма и экспрессионизма с легкой ноткой романтики в сюжетах и образах.

1871 - 1956

описание

Французский живописец, теоретик искусства, первопроходец европейской абстрактной живописи.Родился в семье инженера железных дорог. Вскоре его родители развелись, и мальчик воспитывался родственниками по материнской линии. Заметив склонность Робера к изобразительному искусству, его дядя отправил его на обучение в художественное ателье Ронсина, где он научился создавать театральные декорации и сценический дизайн.Робер Делоне - один из самых ярких художников-кубистов, член группы «Золотое сечение», оказавший влияние на многих своих коллег. В сотрудничестве со своей женой Соней Делоне он разработал собственную версию кубизма, основанную на научной цветовой теории химика Э. Шеврейля, которую критик Г. Аполлинер назвал «орфизмом». Делоне всегда находился в самом центре авангардных художественных движений Парижа, был близок с участниками Мюнхенской группы «Синий всадник» («Der Blaue Reiter»), участвовал в их совместной выставке в 1911 г. Мастер создавал костюмы для балета Дягилева, оформил один из павильонов на всемирной выставке в Париже в 1937 году. Разноплановое и яркое творчество художника, пронизанное динамикой и современным темпом жизни, свидетельствует о его высоком мастерстве и незаурядном таланте.

1885 - 1941

описание

Французский художник, скульптор, мастер монументального декоративного искусства, один из грандов изобразительного искусства начала ХХ века.Отец будущего художника занимался скотоводством, и умер, когда Фернану было всего несколько лет. Леже получил начальное образование в церковной школе в Теншебре, а после учился на архитектора в Канне.Фернан Леже сыграл важную роль в формировании и распространении кубизма и заложил основы для таких авангардных течений, как неопластицизм и конструктивизм. Художник активно сотрудничал с группой кубистов «Золотое сечение», участвовал в выставках «Салона Независимых», «Осеннего салона», авангардного объединения «Стиль», основанного Мондрианом в Нидерландах и российского «Бубнового валета». Его интерес к возможности синтеза искусств привел к разработке и реализации нескольких архитектурных и дизайнерских проектов. Художник также ярко проявил себя в сфере прикладного творчества, сценографии, кино, книжной графике. Совместно с Озанфаном основал Свободную художественную школу, а позже и Современную художественную академию. С 1940 г. художник проживал в США, где преподавал в Йельском университете и в колледже Миллса в Калифорнии и многого добился в продвижения современных художественных тенденций в стране.

1881 - 1955

описание

Французский и американский художник, дизайнер, график-иллюстратор, поэт и публицист, имевший кубинское подданство.Отец художника был кубинским атташе, а мать француженкой. Финансово обеспеченный Пикабиа учился у Фернанда Кормона и других известных преподавателей в Школе прикладного искусства. После окончания учебы художник работал в студии Кормона со своими одноклассниками Жоржем Браком и Мари Лоуренчин в течение следующих четырех лет.Франсис Пикабиа получил известность как эксцентричный художник, не подчиняющийся никаким правилам и стилистическим догмам в своем творчестве. Его называли «Папа Дада», так как он был крупнейшей фигурой движения дадаистов в Соединенных Штатах и во Франции, и редактором авангардного журнала «391», где печатались работы художников этого направления. Вместе со своим другом и соратником Марселем Дюшаном Пикабиа оказал большое влияние на современное искусство, в частности, на сюрреализм и концептуализм. Главные галереи современного искусства в мире и до сих пор активно приобретают картины мастера.

1879 - 1953

описание

Французский художник и скульптор, участник объединения кубистов «Золотое сечение».Родился в семье скромного достатка. После получения свидетельства о среднем образовании Андре стал учеником в мебельной мастерской, где освоил навыки декоративной резьбы по дереву. С 1899 года он посещал курсы декоративного искусства в Школе изящных искусств в Бордо и работал резчиком по дереву.Андре Лот - один из самых интеллектуальных и универсальных художников начала 20 столетия. Последователь кубизма и фовизма в живописи и талантливый скульптор, он известен также как влиятельный критик искусства и преподаватель, основатель частной художественной школы в Париже и в Рио-де-Жанейро. Теоретические идеи художника пользовались большой популярностью у современников, он читал лекции для широкой аудитории по всей Франции, а также в Бельгии, Англии, Италии, Египте и Бразилии. В 1955 г. художник получил Национальную премию за вклад в развитие современной живописи и стал президентом Международной ассоциации художников, граверов и скульпторов. Многочисленные международные выставки проводились в течение всей его жизни, в том числе и большая ретроспективная выставка работ Андре Лота в парижском Музее современного искусства в 1957 г.

1885 - 1962

описание

Август Роберт Людвиг Маке – немецкий художник-новатор, один из лидеров в экспрессионистской группе «The Blue Rider» («Синий всадник»), автор программных сочинений, опубликованных в одноименном альманахе, вышедшем под эгидой объединения.Был младшим из троих детей успешного инженера-строителя Фридриха Маке и Марии Флорентины, происходившей из крестьянской семьи. Семья вскоре после рождения сына переехала в Кёльн, а затем в Бонн, где мальчик поступил в реальную гимназию, а родители организовали пансион. Отец Августа писал пейзажи и коллекционировал старинные гравюры, монеты – так что увлечение живописью не было случайным. Первые акварели юноши датированы 1902 годом.

1887 - 1914

описание

Французский художник, писатель, искусствовед. Альбер Глез известен как приверженец и теоретик кубизма, автор первой книги, посвященной этому направлению «О кубизме», изданной в соавторстве с Жаном Метценже.

1881 - 1953

описание

Материалы: масло, картон. Местонахождение: находится в Национальной галерее современного искусства (Рим, Италия).

1925

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея (Россия).

1914

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Государственном музее современного искусства в Салониках (Греция).

1913

описание

Материалы: бумага, гуашь. Местонахождение: находится в Музее органической культуры, Коломна (Россия).

1924

описание

Материалы: темпера, холст, картон. Местонахождение: находится в собрании А.Б.Стерлигова, Москва (Россия).

1987

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1915

описание

Материалы: скульптура выполнена из дерева, картона и яичной скорлупы. Местонахождение: Музей современного искусства, Нью-Йорк.

1913

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Национальный музей современного искусства - Центр Ж. Помпиду, Париж.

описание

Материалы: казеин, карандаш, панель. Местонахождение: частная коллекция.

1942

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Галерея Тейт Модерн, Лондон, Великобритания.

1916

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду, Париж, Франция.

1930 - 1938

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, США.

1930 - 1931

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей современного искусства, Париж, Франция.

1922

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Базельский художественный музей, Швейцария.

1914

описание

Материалы: масло, холст. Размеры: 169 x 86 см. Местонахождение: Художественный институт, Чикаго, США.

1911

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей Людвига. Кёльн, Германия.

1913

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Старая и Новая Национальные Галереи, Museum Berggruen, Берлин.

1912

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, США.

1917