Владимир Баранов-Россинэ - SKETCHLINE

назад

1888 - 1944

Владимир Баранов-Россинэ

описание

Украинский художник еврейского происхождения — живописец, рисовальщик и скульптор, а также изобретатель, много лет живший и работавший в Париже. Родился под именем Шулим Вольф Лейб Баранов.

Баранов-Россинэ был ярким представителем украино-российского авангарда. Он был признан во всей Европе и в США. Изобрел цветовизуальный клавир и представил «опофонные» концерты в театрах России, Франции, Нидерландов, США. В парижском Центре Ж. Помпиду выставлен сам аппарат и создана Галерея визуальных эффектов опофонного фортепиано.

Постоянно экспериментировавший с цвето-световыми эффектами Владимир Давыдович применил их в военном искусстве, разработав в 1939 г. технику камуфляжа. Баранов официально зарегистрирован как изобретатель «фотохромометра», который позволял определить качество драгоценных камней, а также машины «Мультиперко», которая производила, стерилизовала, разливала газированные напитки. Его изобретения получили несколько технических наград, что, к сожалению, не спасло художника-еврея от газовой камеры Освенцима в 1944 г.

В 1972 семья художника передала Музею современного искусства в Париже 38 произведений, сын Дмитрий реставрировал цветомузыкальное пианино, которое выставлено в зале Центра Помпиду. Художник был представлен в 1972 г. на выставке «Значительные картины русских художников во французских коллекциях», работы экспонируются по всему миру, в частности, ретроспективы в Третьяковской галерее в 2002, в Русском музее и в ГМИИ им. Пушкина в 2007-ом.

Ключевые идеи:

— Еще будучи студентом Одесского художественного училища, Шулим активно участвовал в выставках «Товарищества Южно-Русских художников». Он продемонстрировал незаурядное мастерство портретиста. Например, знаменитый «Автопортрет с кистью» 1907 года, мастерски выполненный в стиле пуантилизма 19-летним автором. В дальнейшем Баранов-Россинэ писал множество автопортретов в разных стилях.

— Поиски художника были направлены на изображение движения в оригинальном варианте исполнения – использовал как главную композиционную форму спиралевидные взаимно пересекающиеся и перетекающие друг в друга полосы. Принцип ленты Мебиуса, по мнению Баранова, лучше всего передает постоянное движение самого пространства. Ленты на картинах художника могли быть разноцветными или тонально близкими к монохромным, как это видно в произведении «Розовое».

— Другая не менее значительная разработка Баранова – «мобильные скульптуры». Названная критиками «парадоксальным ассамбляжем» скульптура «Симфония № 2» являла собой коллаж из многих предметов (пружин, дисков и проч.), затейливо соединенных металлическими лентами, окрашенными в яркие цвета. Погибшая скульптура (автор выбросил ее в Сену) определяется искусствоведами как предшественница дадаистических коллажей. Она была статична, но в дальнейшем Баранов выполнял подвижные композиции.

— Пытаясь сопрягать музыку и изображение, Владимир Баранов создал аппарат с такой системой клавиш, которая позволяла проецировать более трех тысяч оттенков спектра на экран. Реставрированный оригинал выставлен в Центре Ж. Помпиду, Париж, где создана также специальная Галерея визуальных изображений инструмента, переведенных с дисков на картины.

Владимир Баранов-Россинэ

Они повлияли

течение

Постимпрессионизм

друзья

Михаил Ларионов

Робер Делоне

Марк Шагал

художники

Поль Сезанн

Казимир Малевич

Анри Матисс

Пабло Пикассо

Поль Синьяк

Он повлиял

течение

Орфизм

Сюрреализм

друзья

Абрам Маневич

Николай Петрович Глущенко

Наталья Гончарова

Давид Бурлюк

Александра Экстер

Осип Цадкин

Олександр Архипенко

Хаим Сутин

Амедео Модильяни

Соня Делоне

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1915

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1915

описание

Материалы: скульптура выполнена из дерева, картона и яичной скорлупы. Местонахождение: Музей современного искусства, Нью-Йорк.

1913

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1912

описание

Материалы: масло, холст.

1912

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1912

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Тиссен музей, Мадрид, Испания.

1912

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Национальный музей современного искусства - Центр Ж. Помпиду, Париж.