Архивы Метафизическая живопись - SKETCHLINE

назад

1910 - 1976

Метафизическая живопись

описание

От итальянского pittura metafisica; от французского peinture metaphysique.

Метафизическая живопись – художественное направление в итальянской живописи начала ХХ века, родоначальником которого является Джорджо де Кирико. Это направление заимствовало художественные приёмы символизма и неоклассицизма, и являлось некой реакцией на кризис футуризма.

Является материнским течением для сюрреализма, необарокко и магического реализма.

Что такое мир метафизической живописи? Это каменный стерильный город на фоне статических пейзажей, освещенный искусственным источником света, в нем отсутствуют растения и животные. Главные персонажи композиций – это манекены, марионетки, деревянные куклы-заготовки, зловещие резкие тени и геометрические объекты. У зрителя возникает ощущение отсутствия воздуха. Главным объектам характерно художественное одиночество. Любовь художника к тайне и пророчеству выливается в неоаллегории, наполняющие композиции картин. Предметы метафизических натюрмортов не утилитарны.

Ключевые идеи:

Произведение метафизической живописи – это отражение глубокого таинственного чувства, что выше человеческих ограничений и условностей, оно за гранью человеческой логики.

Поиски духовных переходов между миром живого и неодушевленного.

Эклектизм искусства прошлого с актуальным символизмом сегодняшнего дня.

описание

Бельгийский художник-новатор, яркий представитель сюрреализма. Картины Поля Дельво навеяны тайными желаниями, подсознательными страхами и яркими впечатлениями из детства. Наследие живописца знаменито, прежде всего, своими обнаженными женщинами, молчаливыми и неподвижными, словно статуи, пребывающими в атмосфере загадочности и пустоты.Большая часть творческой карьеры Поля Дельво проходила в период Второй мировой войны и оккупации его родной страны. Это стало одной из причин появления в картинах художника тревожного настроения и беспокойных мотивов, хоть выражалось это не прямым способом, а через обращение к психике человека и его подсознанию.Несмотря на то, что Дельво никогда официально не состоял в сюрреалистических группах и даже не причислял сам себя к этому движению, он был близок со многими из сюрреалистов. Особенно тесно художник общался с Рене Магриттом, который оказал на него заметное влияние, и Андре Бретоном – основоположником сюрреализма.В своем творчестве художник не использовал абстрактные предметы, как это делали его коллеги. Наоборот, картины мастера поражают своей реалистичностью и правильностью форм. Потрясающей атмосферы таинственности в своих произведениях Поль Дельво создавал собственными методами, совмещая неординарные образы с символичностью и непостижимостью сюжета.

1897 - 1994

описание

Английский художник-авангардист, активный участник недолгого по времени, но радикального движения «вортицизм», которое появилось в Лондоне непосредственно перед Первой мировой войной.Эдвард Уодсворт не только подписал Манифест нового объединения, но и создавал графические композиции для журнала «Blast», тесно сотрудничая с его главным редактором Уиндемом Льюисом. Вложив журнал «Взрыв» в своем полотне «Вортицисты в ресторане de la Tour Eiffel: весна, 1915» именно в руку Удсворта коллега У. Робертс подчеркнул его значительную роль в группе. Это было принципиально важно в 1960-е годы, когда интерес к движению стал более пристальным.Много путешествовавший художник способствовал дальнейшему развитию британского авангарда, привнося в него идеи сюрреализма. Он был членом таких значительных творческих объединений, как парижская группа «Abstraction-Création».

1889 - 1949

описание

Итальянский художник, предшественник сюрреализма. Вместе с футуристом Карлом Карра, Джорджо де Кирико является создателем метафизической живописи - самого оригинального и важного направления в итальянском искусстве начала ХХ века. Несмотря на то, что этот стиль просуществовал недолго, он стал основным для художника и принес ему всемирную известность. Метафизические картины де Кирико оказали большое влияние на художников-сюрреалистов, которые увидели в них то выражение бессознательного и алогичного, к которому они стремились.Творчество Джорджо де Кирико берет свои истоки в немецкой философии, в частности в трудах Фридриха Ницше, а также в творчестве символиста Арнольда Бёклина. От них он подчерпнул интерес к символике предметов и взаимодействию формы и окружения. Так же как и его учителя, художник уделял много внимания процессу самосовершенствования и наблюдения, пытаясь постичь внутреннюю гармонию Вселенной.Тесно связанный с парижским авангардным движением, де Кирико создал оригинальное искусство, в котором непостижимым образом соединяется любовь к классике и ощущения пустоты и потерянности, свойственные современности. В картинах художника безлюдные улицы и башни соседствуют с символическими предметами и манекенами, совершенно не связанными друг с другом логически. Все это, выполненное в ярких красках, создает чувство искусственности реальности и ее условности.

1888 - 1978

описание

Итальянский художник, архитектор, скульптор, искусствовед. Работал по большей части в Милане и Риме. Творчество Марио Сирони испытало несколько кардинальных изменений на протяжении долгой карьеры. Наибольший вклад художник внес в движение футуризма, обогатив и дополнив его собственными оригинальными находками, а также в метафизическую живопись, став ее ярким и оригинальным представителем. Он был также одним из создателей стиля «новеченто», старавшимся сменить разнообразие модернистских течений более рациональным «возвращением к порядку».Марио Сирони – мастер индустриального пейзажа, тонко чувствующий ритм и атмосферу своей эпохи. Его картины отличаются сумеречным настроением и темными тонами, резко контрастирующим с яркими и восторженными полотнами футуристов. Пользуясь довольно ограниченной палитрой, Сирони, благодаря его чувству цвета и формы, удалось создать уникальную атмосферу отчуждения и пустоты современного мира.Как и многие его коллеги, художник поддерживал фашистский режим и выполнял настенные росписи и мозаики по заказу правительства. С падением режима Муссолини он пережил большое потрясение и разочарование, что негативно отразилось на творчестве, однако он продолжал активно заниматься живописью до конца своих дней.

1885 - 1961

описание

Крупнейший английский деятель модернизма Уиндем Льюис сыграл заметную роль как в изобразительном искусстве, так и в художественной литературе. Наиболее известен как основатель и главный представитель вортицизма – специфического ответвления футуризма в живописи, довольно далеко выходившего за его границы. Несмотря на общие методы, идея этого английского авангардного течения не в прославлении механизации социума, а в ее пагубном влиянии. Название, произошедшее от итальянского «vortizto» (вихрь), взято из высказывания У. Боччони, итальянского футуриста, что всякое творчество исходит из вихря чувств. Через издаваемые им журналы Льюис влиял на развитие новаторского британского движения в целом.Самое значительное наследие оставил в портретной живописи – запечатлел образы ключевых представителей культуры Англии первой половины 20 столетия, с которыми был знаком лично. В сюжетном жанре наиболее сильный цикл работ на военную тематику – художник был участником Первой мировой войны.

1882 - 1957

описание

Итальянский живописец и график, представитель футуризма и метафизической живописи. Творчески активный художник и теоретик живописи, Карло Карра был одним из самых известных деятелей искусства в Италии в первые десятилетия XX столетия и влиятельным членом футуристического движения.Стиль художника несколько раз кардинально менялся за его продолжительную карьеру. Он пережил несколько последовательных периодов: раннего неоимпрессионизма и символизма, футуризма, кубизма, метафизики и неоклассической живописи.Наиболее значительный вклад художник внес в движение футуризма. В своих работах он талантливо сочетал оригинальные приемы кубизма с динамизмом и смелым новаторством футуристической идеологии. Полотна Карра футуристического периода заполняют безудержно яркие и энергичные образы, хаотичное движение и бурные эмоции.Во время войны он встретился с Джорджо де Кирико, с которым основал стиль, известный как метафизическая живопись. С этого времени он писал натюрморты и интерьеры, наполненные зловещей пустотой и таинственной тишиной. В конце 1920-х годов художник полностью отказался от авангардного искусства и отстаивал консервативную эстетику движения Новеченто.

1881 - 1966

описание

Немецкий представитель авангардизма – видный художник, скульптор, мастер монументальной росписи, а также хореограф, театральный оформитель и теоретик искусства. Около 10 лет работал в знаменитой художественно-промышленной школе Баухауз (Bauhaus, Веймар), разработав обучающий курс «Der Mensch» (Человек), который построил на синтезе приемов нескольких художественных дисциплин и разных стилей. Оскар Шлеммер внес значительный вклад в искусство сценографии, выполнив оформление и поставив хореографию для нескольких опер и балетов. Искусство художника было отнесено к списку «дегенеративного», ему было запрещено заниматься творчеством и преподавать в художественных школах.

1888 - 1943

описание

Балтус (настоящее имя Balthazar Klossowsky de Rola) - французский художник польско-еврейского происхождения – один из самых таинственных и мистических художников двадцатого столетия, чьи картины чрезвычайно неоднозначны и востребованы мировым арт-сообществом. Балтус - один из тех живописцев, которых нельзя четко катологизировать. Он намеренно изолировал себя от всех художественных тенденций, которые преуспевали в его время, чтобы, как он признался, достичь вневременного реализма.Балтус (граф Балтазар Клоссовски) известен своими эротически заряженными изображениями девочек-подростков, живущих в мире своих представлений и образов. Поэтому работы больше, чем сюрреализм, напоминают магический реализм с его сказочным миром.Нельзя сказать, что на живопись мастера повлияло распространявшаяся мода на возвращение к реализму – он изначально использовал приемы искусство Старых Мастеров, дабы создавать свою вселенную. Его не всегда безобидные и характерные буржуазные интерьеры - это лишь условия для изображения двусмысленного мира, населенного молодыми людьми в разгар полового созревания, в который взрослые не допускаются, но могут извращенно вторгаться, как это изложено в скандальной работе «Урок гитары», которую сначала приобрел нью-йоркский МоМА, а затем срочно от нее избавился. Художник активно сопротивлялся любым попыткам создания его биографического профиля – в телеграмме, отправленной в галерею Тейт, где готовилась ретроспектива его работ, он написал в ответ на запрос: «Балтус - художник, о котором ничего неизвестно. Теперь посмотрим его работы».

1908 - 2001

описание

Испанская художница-сюрреалистка и скульптор, которую специалисты относят к очень значительным и незаслуженно малоизвестным живописцам 20 столетия. Соученица Сальвадора Дали, член арт-группы Logicophobiste (Барселона) имела уникальный стиль - безусловно, свой собственный взгляд на моральные аспекты и механику жизни. Ее произведения полны тонкого остроумия и загадочности, а тематика работ мотивирована исследованиями древности и литературных источников, к также физикой и математикой, инженерией и биологией в сочетании с психоанализом.Спасаясь от режима Франко, феминистка и анархистка Варо, имевшая республиканские связи, переехала в Париж, но во время Второй мировой войны эмигрировала в Мексику. Уникальный стиль художницы сочетает в себе фрагменты подсознательного, мистического начала и глубокого понимания человеческой души. Он берет свои истоки в атмосфере средневековья, искусстве Босха, научных теориях и эзотерической литературе. Свои главные произведения Варо выполнила во второй половине жизни, а всемирную славу приобрела уже после своей смерти.Картины художницы аллегоричны и наполнены глубоким смыслом. Они заставляет зрителя задуматься о природе Вселенной и тайнах бытия, скрытых в простых, обыденных вещах. Удивительный мир Ремедиос Варо привлекает своей лиричностью, подчеркнутой женственностью, парадоксами реальности, которые художница без устали создает в каждой своей картине.Магия и мистика работ Ремедиос Варо, во многом перекликаются с произведениями ее близкой подруги, англичанки Леоноры Каррингтон, которая, так же как и Варо, эмигрировала из раздираемой войнами Европы в относительно спокойную Мексику. Вместе женщины организовали кружок сюрреалистов, в творчестве которых присутствуют и влияния местной культуры, в частности настенной росписи «мурализм», которая являет собой смесь авангардных течений с искусством индейцев Южной Америки.

1908 - 1963

описание

Немецкий художник, скульптор, график и поэт. Один из ключевых фигур дадаизма и сюрреализма.Отец Эрнста был учителем в школе для глухих детей и художником-любителем. Именно поэтому под его руководством Макс начал рисовать в раннем возрасте. С самого детства он был очень впечатлительным и любил ходить в лес с отцом. В 1906 году родилась младшая сестра Эрнста. В тот же день умер его любимый попугай. Время этих двух событий поразило подростка, поскольку он решил, что его маленькая сестра забрала жизнь у птицы. С тех пор художник неоднократно изображал людей в виде птиц.

1891 - 1976

описание

Испанский художник, график, скульптор, режиссер и писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма. Автор работы «Постоянство памяти», одной из самых известных картин XX века.Дали начал рисовать в возрасте 4 лет. Он создал свою первую серьезную работу в возрасте 10 лет. Это был небольшой импрессионистский пейзаж, нарисованный на деревянной доске масляными красками. С тех пор Дали целыми днями сидел в маленькой специально выделенной комнате и рисовал картины. «Я хотел, чтобы мне выделили помещение прачечной под крышей нашего дома. Мне его выделили - и я превратил его в собственную мастерскую, украсив так, как хотел», - вспоминал он позже. Более того, он любил анализировать произведения известных художников. Он написал и опубликовал очерки о работах Веласкеса, Гойи, Эль Греко, Микеланджело и Леонардо да Винчи.

1904 - 1989

описание

Основоположник европейского футуризма и один из самых влиятельных художников ХХ-го века в Италии. Главное в его живописи - чувство движения, которое художник пытался передать сначала с помощью пуантилизма, изобретенного Жоржем Сера, а позже своими собственными методами и находками в искусстве.Джакомо Балла стал автором первых картин, изображающих те или иные предметы в динамике, чему способствовали его глубокие познании в искусстве фотографии. Своими открытиями художник поделился со своими учениками Умберто Боччиони и Джино Северини, вместе с которыми провозгласил манифест футуризма в 1910 году.Произведения Балла вошли в историю изобразительного искусства как первые попытки воспроизвести динамику реальной жизни. На основе его творчества возникли первые анимационные фильмы. Разложение объектов, которое сам художник называл «подвижным светом», открывало прямой путь к беспредметным формам, ведущим к полной абстракции.Послевоенные работы художника вплотную приблизились к абстракции, они стали менее стремительными, но более насыщенными в цветовом отношении. Балла также стал одним из основателей «аэроживописи» - кратковременного движения в изобразительном искусстве, целью которого было отобразить ощущение полета и невесомости.Помимо изобразительного искусства художник создавал футуристические скульптуры, театральные декорации и костюмы, а также различные дизайнерские предметы. Его творчество послужило основой для развития абстрактного искусства.

1871 - 1958

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Эдинбургской Национальной галерее (Шотландия).

1932

описание

Материалы: темпера, ткань. Местонахождение: находится в Галерее Тейт Модерн, Лондон (Великобритания).

1942

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Галерее Тейт Модерн, Лондон (Великобритания).

1940

описание

Материалы: темпера, холст, дерево. Местонахождение: находится в Галерее Тейт Модерн, Лондон (Великобритания).

1937

описание

Материалы: темпера, холст. Местонахождение: находится в Галерее Тейт Модерн, Лондон (Великобритания).

1928

описание

Материалы: темпера, холст. Местонахождение: находится в Галерее Тейт Модерн, Лондон (Великобритания).

1923

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Галерее современного искусства (Милан, Италия).

1922

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1918

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Национальном музее Швеции (Стокгольм, Швеция).

1917

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Национальной галерее современного искусства (Рим, Италия).

1917

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Музее современного искусства (Нью-Йорк, США).

1914

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Национальном музее современного искусства, Центре Жоржа Помпиду, (Париж, Франция).

1914

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1914

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в собрании Пегги Гуггенхэйм (Венеция, Италия).

1913

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Галерее искусств Торонто (Канада).

1913

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1911

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1921

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Галерее Брера (Милан, Италия).

1919

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в собрании Маттиоли (Милан, Италия).

1912

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Пинакотеке Брера (Милан, Италия).

1917

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Музее Метрополитен, Нью-Йорк (США).

1955

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Музее Метрополитен, Нью-Йорк (США).

1937

описание

Находится в Музее современного искусства, Нью-Йорк (США).

1936

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Georges Pompidou Center, Paris (France).

1933

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Georges Pompidou Center, Paris (France).

1933

описание

Материалы: масло, холст. Размеры: 54 x 43,8 см. Местонахождение: Штеделевский художественный институт, Франкфурт.

1919