Энди Уорхол - SKETCHLINE

назад

6 августа 1928 года, Питтсбург, США - 22 февраля 1987 года, Нью-Йорк, США

Энди Уорхол

описание

Американский художник-новатор, дизайнер, издатель, кинорежиссёр, продюсер, писатель, коллекционер. Энди Уорхол, основатель идеологии «homo universale», — выдающаяся личность в современном мировом искусстве в целом, в истории поп-арта в частности. Также вошел в историю искусства как создатель «коммерческого поп-арта».

Э. Уорхол, выходец из бедной семьи иммигрантов из Восточной Европы, выросший в Питтсбурге во временя жестокого кризиса, сумел стать самым высокооплачиваемым успешным коммерческим иллюстратором в Нью-Йорке еще до того, как начал заниматься искусством, предназначенным для галерей. Его отпечатанные многократные изображения Мэрилин Монро и других суперзвезд, как и обувь, консервные банки, быстро стали синонимом поп-арта. В 1960-ых годах он был продюсером и менеджером первой альтернативной рок-группы «The Velvet Underground». Художник стал иконой новейшего стиля для богемного Нью-Йорка, вошел в круги высшего общества. Завершающим достижением было успешное возвышение его собственной персоны до уровня популярного кумира и всемирной знаменитости. О жизни Э. Уорхола снято несколько документальных кинолент, художественных фильмов. Музей Уорхола открыт в 1994 году в Питтсбурге, в нем хранится и экспонируется большая коллекция работ художника и режиссера.

 

Ключевые идеи:  

— В целом философия Уорхола заключалась в пристальном взгляде на обычные предметы и умении видеть их, как и весь мир, под иным углом зрения, а также в большой доле самоиронии. Художник, искренне уверенный, что в коммерческой живописи нет ничего зазорного,  доказал это своим творчеством, перенося на холсты «образы» консервных банок и прочих утилитарных предметов.

— Ранние рисунки и коллажи в стилях неопримитивизма и неодадаизма часто были комичны, декоративны и причудливы. Его коммерческие иллюстрации стали ареной, работая на которой, он учился удивлять и умело манипулировать вкусами потребителя. Их тональность сильно отличается от произведений поп-арта, часто безличного по настроению.

— Стиль зрелых картин Уорхола и можно отнести к натуралистичному поп-арту, хотя мастер нередко пользовался обобщающими изобразительными средствами. К примеру, портреты знаменитостей то отличаются идеализированными чертами, то напоминают довольно скупую выжимку из облика конкретного персонажа.

— Настроение художника передают либо сребристо-черные тона, либо яркие краски, а применение под конец творческой карьеры неоновых тонов — крик о невысказанных чувствах и мыслях. Зритель всегда ощущает информационный посыл, который публике хотел передать Энди. Знаковые изображения, до сих пор вызывающие много споров, некоторыми искусствоведами трактуются как сострадание к человечеству, теряющему способность к сопереживанию.

— Поп-арт стал новым важным этапом в стирании границ между высокими и низкими формами искусства. Картины Уорхола, как и его режиссерская и издательская деятельность,  расширяли влияние поп-арта на другие сферы культуры.

Энди Уорхол

Они повлияли

течение

Неопримитивизм

Неодадаизм

Поп-арт

Концептуальное искусство

друзья

Филипп Перлштейн

Роберт Раушенберг

художники

Марсель Дюшан

Джозеф Бойс

Фрэнк Стелла

Он повлиял

течение

Поп-арт

друзья

Роберт Раушенберг

художники

Жан-Мишель Баския

Леонард Кесслер

Франческо Клементе

Дэмиен Херст

Кейт Харинг

Джефф Кунс

Такаши Мураками

Ричард Принс

описание

Одна из последних работ Э. Уорхола, когда мастер переключился от пристального «рассматривания» и тиражирования знаменитостей своего времени, на всемирно известных политиков.

1987

описание

Многие искусствоведы и критики сходятся во мнении, что наиболее удачными художественными произведениями Уорхола были автопортреты. В этой конкретной поздней работе основное внимание автор уделяет голове и парику (известно, что рано ставший лысеть Энди носил парики на протяжении многих лет).

1986

описание

Данная работа в технике шелкографии вошла в цикл «Вымирающие виды» (встречается название для цикла «Животные в гриме»). Серия - 10 видов редких животных, существование которых находится под угрозой, - была заказана владельцами галереи, известными защитниками животных Р. и Ф. Фельдманами. Зебра Греви, исчезнувшая из  некоторых ареалов обитания, - самый редкий подвид семейства зебр.

1983

описание

Серия создавалась как прямая реакция на визит президента Р. Никсона в Китай. Уорхол взял черно-белое изображение Мао из знаменитого коммунистического издания и выполнил сотни портретов тоталитарного правителя разных размеров.

1973

описание

В портфолио работ Энди Уорхола, который  редко выходил за пределы контекста американской культуры, есть четыре красочных портрета королевы Елизаветы II. Они были выполнены на основе официальных фотографий, сделанных во время празднования серебряного юбилея августейшей особы Соединённого королевства.

1971

описание

Уорхол взял изображение для этого произведения из фильма «Flaming Star» 1960 года. Это одно из полотен с образом Элвиса, впервые было выставлено на втором персональном показе Э. Уорхола в галерее Ferus в Лос-Анджелесе в 1963 году.

1963

описание

Работа из серии «Death and Disaster», в которой Уорхол использует изображения, взятые из ежедневных газет. Автор применил метод фото-silkscreening, чтобы дублировать сюжет на холсте. Повторение изображения, его фрагментация, искажение важны для создания сильного эффекта – художник хочет оставить  зрителя потрясенным.

1963

описание

Внезапная смерть суперзвезды Монро от передозировки снотворных взволновала многих. Уорхол, в целом увлеченный поп-культурой, использовал для работы фотографию актрисы из фильма «Ниагара» (1953).

1962

описание

К 1960-ым годам нью-йоркский арт-мир был наполнен произведениями в стиле абстрактного экспрессионизма. Уорхол стал одним из художников, которые чувствовали необходимость вернуть образы в изобразительное искусство. Идею изображения предметов, которые люди используют каждый день, предложил ему дизайнер интерьеров и владелец галереи  М. Латоу.

1962

описание

Ранним работам художника свойственен прием сочетания неопримитивизма, экспрессионизма, неодадаизма. В данном произведении условные и разномасштабные фигуры (их шесть) размещены в пространстве произвольно.

1947