Архивы Японизм - SKETCHLINE

назад

Японизм

описание

Японизм

Середина ХIХ-го века

Японизм — художественное направление, возникшее в 1850-е годы во Франции как некая комбинация импрессионизма, постимпрессионизма и художественных приемов японской цветной ксилографии укиё-э. Термин был введен критиком Филиппом Бюрти, который выпустил серию статей, опубликованных в журнале “Литературное и художественное возрождение” приблизительно с мая 1872 по февраль 1873 годов. В силу исторически сложившейся путаницы, важно знать, что японская живопись и японизм — это отдельно существующие художественные течения.

Знакомство Европы с искусством Японии произошло еще в середине ХVII-го века, когда эта страна стала экспортировать фарфор и лаковые изделия в страны запада. Также прослеживается связь с фотографией, которая позволила миру увидеть страну восходящего солнца.

Европейские художники были очарованы эстетикой японской графики. Они заимствовали стилистические приемы, плоскостность, четкие контуры, асимметрию, чистоту цвета. Например, некоторые сцены: женщина за туалетом, театр. Любимыми модными предметами стали веера, зонтики, ширмы, бамбук, кимоно. Японское искусство воплощалось в дизайне одежды и интерьеров, ландшафтном дизайне, иллюстрации и афише (афиши Анри де Тулуз-Лотрека).

Японизм в свою очередь произвел художественный эффект на модерн, кубизм, символизм, фовизм, клуазонизм и синтетизм. Японисты использовали те же медиа, что и импрессионисты, а также постимпрессионисты.

Ключевые идеи:

— Японизм — это симбиотический диалог культур, несущий новую эстетику, который вылился в концепцию единства искусств, что является основной идеей этого направления.

— Процесс перенесения и трансформации японской графики в живопись маслом европейскими художниками порой не позволяет нам отнести картину к тому или иному направлению, что лишь подтверждает присутствие безупречной мягкости эклектизма.

Ключевые художники:

Камиль Писсарро, Винсент Ван Гог, Клод Моне, Поль Сезанн, Огюст Ренуар, Рафаэль Кирхнер, Пабло Пикассо, Николае Тоница и другие.

Ключевые произведения:

Японка. 1876. Клод Моне.

Japonaiserie. 1887. Винсент Ван Гог.

Mikado. 1900. Рафаэль Кирхнер.

Sada Yacco. 1901. Пабло Пикассо.

описание

Балтус (настоящее имя Balthazar Klossowsky de Rola) - французский художник польско-еврейского происхождения – один из самых таинственных и мистических художников двадцатого столетия, чьи картины чрезвычайно неоднозначны и востребованы мировым арт-сообществом. Балтус - один из тех живописцев, которых нельзя четко катологизировать. Он намеренно изолировал себя от всех художественных тенденций, которые преуспевали в его время, чтобы, как он признался, достичь вневременного реализма.Балтус (граф Балтазар Клоссовски) известен своими эротически заряженными изображениями девочек-подростков, живущих в мире своих представлений и образов. Поэтому работы больше, чем сюрреализм, напоминают магический реализм с его сказочным миром.Нельзя сказать, что на живопись мастера повлияло распространявшаяся мода на возвращение к реализму – он изначально использовал приемы искусство Старых Мастеров, дабы создавать свою вселенную. Его не всегда безобидные и характерные буржуазные интерьеры - это лишь условия для изображения двусмысленного мира, населенного молодыми людьми в разгар полового созревания, в который взрослые не допускаются, но могут извращенно вторгаться, как это изложено в скандальной работе «Урок гитары», которую сначала приобрел нью-йоркский МоМА, а затем срочно от нее избавился. Художник активно сопротивлялся любым попыткам создания его биографического профиля – в телеграмме, отправленной в галерею Тейт, где готовилась ретроспектива его работ, он написал в ответ на запрос: «Балтус - художник, о котором ничего неизвестно. Теперь посмотрим его работы».

1908 - 2001

описание

Французский художник-символист, скульптор и график, член группы «Наби». И как пейзажист, и как автор сюжетных картин, и как скульптор, Лакомб исследовал символистские темы, по-своему их интерпретировал. Картины и скульптуры Жоржа Лакомба входят в коллекции многих музеев мира.

1868 - 1916

описание

Немецкий художник, график, скульптор, представитель и теоретик первого в Германии объединения экспрессионистов «Мост» («Die Brücke», Дрезден-Берлин), участник «Нового сецессиона».639 работ художника были удалены из галерей и музеев Германии как причисленные к «дегенеративному искусству». 25 из них вошли в экспозицию показательной выставки «вырожденцев», сотни работ уничтожены нацистами. Музей Э. Кирхнера открыт в 1992 г. близ Давоса, где художник прожил более 20 лет, в коллекции свыше 1400 работ знаменитого экспрессиониста.

1880 - 1938

описание

Выдающийся австрийский художник еврейского происхождения, декоратор, мастер монументальной живописи, сыгравший большую роль в становлении искусства модерна.Его отец был потомственным ювелиром з Богемии, но не имел стабильного дохода. Мать, Анна Финстер, – старательная, но не очень успешная музыкантша. Густав был вторым из семи детей еврейской семьи. Климты были бедны, поскольку в первые годы империи Габсбургов работы было недостаточно, особенно для этнических меньшинств. В раннем возрасте Густав и его два брата Эрнст и Георг проявили очевидные художественные таланты, причем Густав был отмечен как исключительный рисовальщик.Густав Климт был одним из основателей венского Сецессиона – объединения прогрессивных художников, протестовавших против традиционной живописи. Он стал первым президентом Сецессиона и организатором выставок общества. Начиная с 1898 года Климт сотрудничал с художественным журналом «Священная Весна», в котором публиковались работы символистов Бёрдсли, Моро, Пюви де Шаванна. Деятельность художника, направленная на внедрение авангардных тенденций в живопись Австрии, сыграла ключевую роль в развитии изобразительного искусства страны начала ХХ века.

1862 - 1918

описание

Русский художник и сценограф, философ, педагог и писатель.Родился в семье известного петербуржского нотариуса Константина Фёдоровича Рериха. В детстве занимался у рисовальщика и скульптора М. Микешина.Рерих как видный общественный деятель был главой объединения «Мир искусства», основателем международных движений «Мир через культуру», «Знамя Мира», Нью-Йоркского института объединённых искусств, американского Международного центра «Corona Mundi», автором-инициатором Пакта Рериха. Общий список организаций, где состоял Рерих, насчитывает ок. 60 пунктов.Кисти Рериха принадлежат ок. 7000 картин, систематизированных по циклам и сериям (древнерусская, монгольская и тибетская, гималайская и др.), находящихся в главных музеях, известных галереях мира. Художник удостаивался престижных наград не только в России, а и в Югославии, Франции, Швеции. Одно из старейших художественных учебных заведений в Санкт-Петербурге - училище имени Н.К. Рериха.В мире открыты и действует более десятка музеев Николая Рериха. Активным является рериховское движение «Агни Йога» (Живая этика).

1874 - 1947

описание

Художник-импрессионист, преподаватель, член Национальной Академии Дизайна, председатель Общества Американских Художников.Родился в семье успешного коммерсанта. С детства проявил интерес к живописи, посещая уроки изобразительного искусства у художника-портретиста Бартона Хэйса. Отец планировал вовлечь сына в семейный бизнес, но юноша серьезно увлекся живописью и решил посвятить ей свою жизнь.Уильям Мерритт Чейз выработал свой оригинальный стиль, став родоначальником нового направления в американской живописи. Входил в импрессионистскую группу “Десять”, которая была альтернативой официально признанному искусству и занималась продвижением прогрессивных направлений в живописи.Был известен как талантливый наставник, работал преподавателем живописи в Академии Изящных Искусств, основал собственную художественную школу.Уильям Чейз – успешный художник. Его творения были признаны критиками, и востребованы у публики, а многочисленные ученики развили и продолжили художественные традиции мастера, создавая современное, авангардное, модернистское искусство.

1849 - 1916

описание

Польский художник, выдающийся живописец и график Войцех Вейс – одна из ключевых фигур польского модернизма.Войцех начал учиться на художника во Львове. Затем получил образование в Академии изящных искусств в Кракове, вначале как вольный слушатель.Художника признавали и ценили при жизни, он был членом Венского Сецессиона и Общества польских художников «Искусство», профессором и ректором краковской Академии изящных искусств. Мастер имел огромное влияние на развитие польской культуры рубежа ХIХ-ХХ столетий. Несмотря на все звания и награды, Войцех Вейс находился в постоянном творческом поиске, экспериментируя с самыми различными техниками и направлениями в живописи. Художник обогатил польское искусство новейшими европейскими тенденциями и способствовал культурному подъему страны, носившему название «Молодая Польша». В Кракове открыт музей художника.

1875 - 1950

описание

Крупнейший из представителей постимпрессионизма с тяготением к символизму, хотя ранние работы написаны в стиле импрессионизма. Считается предвестником и одним первопроходцев искусства модернизма (в широком значении данного термина) не только в живописи, но и в скульптуре, графике.Гоген начинал заниматься живописью как любитель в 1870-х годах. Вскоре активно участвовал в выставках. Всемирно известным он стал лишь после смерти. А в конце XX века о жизни мастера начали снимать биографические фильмы.

1848 - 1903

описание

Французский художник, портретист, график и скульптор, основатель (в равной мере с Клодом Моне, Фредериком Базилем, Альфредом Сислеем, Камилем Писсаро) первого из модернистских течений – импрессионизма. Заслуженно считается автором сентиментального портрета.

1841 - 1919

описание

Французский живописец, график и дизайнер, вошедший в историю изобразительного искусства как один из ярчайших колористов конца 19 – первой половины 20 веков.Художник родился в семье высокопоставленного чиновника. Получил юридическое образование, на чем настаивали родители. Затем получил художественное образование.Боннар относится ко второму поколению французских импрессионистов. Вместе с Ж. Вюйяром, П.Серюзье и М. Дени, Боннар организовал знаменитую группу художников «Наби», члены которой, восхищаясь искусством японской гравюры, стремились к упрощению живописи, работая плоскостями чистого цвета и избегая хаотичности, присущей первой волне импрессионизма. В конце жизни Пьер Боннар отошел от основополагающих принципов «Наби» и обратился к более насыщенным цветовым сочетаниям, создавая изысканные красочные композиции. Художник писал пейзажи, натюрморты, интерьеры в легкой импрессионистической манере.

1867 - 1947

описание

Французский художник, график и дизайнер, представитель символизма и модерна, один из основателей группы художников «Наби» (франц. «Nabi», в переводе с иврита - «Пророки»). Работы Вюйара относят к жанру «интимизм» за стремление к поэтизации повседневной жизни. Живопись Вюйара, охватывающая не так много тем, отличается гармоничностью и оригинальным тональным решением, что делает ее довольно узнаваемой даже среди других «набистов». Художник знаменит не только живописными полотнами, но и талантливыми монументальными композициями. Его фрески можно увидеть в фойе театра на Елисейских Полях, во Дворце Шайо и дворце Наций в Женеве.

1868 - 1940

описание

Французский художник, один из основателей и теоретиков группы «Наби» (франц. «Nabis», в переводе с иврита - «Пророки»).Отец Поля был владельцем парфюмерной фабрики и мечтал сделать сына коммерсантом. Однако в школе юный Серюзье проявлял склонность к изобразительному искусству и языкам.Ученик и верный последователь Поля Гогена. Именно Серюзье познакомил с творчеством выдающегося живописца своих друзей по художественной академии, которые приняли и применили новые художественные принципы в своем творчестве. Кроме живописных полотен и графики, Серюзье создал несколько теоретических трудов. Одним из них является «Азбука живописи», где художник изложил свое видение основ живописи.

1864 - 1927

описание

Швейцарский художник, скульптор, иллюстратор и график, исполнявший к тому же многочисленные настенные росписи. Подписывал картины псевдонимом Эмиль Синклер.Куно Амье родился в семье чиновника (государственного архивариуса) в кантоне Золотурне, где начал брать уроки живописи.Художник работал в жанрах пейзажа, портрета. Принадлежит к постимпрессионистскому направлению в изобразительном искусстве, был участником Школы Понт-Авена, группы Наби (Les Nabis) и Венского сецессиона. Он был почётным доктором искусств Бернского университета, а также почётным членом Союза художников Золотурна, с 1906 года активно участвовал в художественном объединении "Мост" (Германия).

1868 - 1961

описание

Русский художник-живописец, работавший в Германии и Швейцарии.Алексей был пятым из восьми детей ребенком в семье полковника русской армии. В 1980-х гг. служил в чине гвардейского офицера в императорской армии. Параллельно был учеником Ильи Репина в его мастерской при Петербургской академии художеств.Был членом-фундатором объединения мюнхенских художников-экспрессионистов «Новое художественное общество» (Neue Künster Vereinigung), группы «Синий всадник» («Der Blaue Reiter»), а с 1925 года входил в члены «Синей четверки» («Die Blauen Vier») – ассоциации, активно сотрудничавшей с немецкими и американскими художественными галереями и арт-дилерами.

1864 - 1941

описание

Испанский художник, график, скульптор, режиссер и писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма. Автор работы «Постоянство памяти», одной из самых известных картин XX века.Дали начал рисовать в возрасте 4 лет. Он создал свою первую серьезную работу в возрасте 10 лет. Это был небольшой импрессионистский пейзаж, нарисованный на деревянной доске масляными красками. С тех пор Дали целыми днями сидел в маленькой специально выделенной комнате и рисовал картины. «Я хотел, чтобы мне выделили помещение прачечной под крышей нашего дома. Мне его выделили - и я превратил его в собственную мастерскую, украсив так, как хотел», - вспоминал он позже. Более того, он любил анализировать произведения известных художников. Он написал и опубликовал очерки о работах Веласкеса, Гойи, Эль Греко, Микеланджело и Леонардо да Винчи.

1904 - 1989

описание

Мэри Стивенсон Кассат была американской импрессионисткой. Основные темы ее работ - социальная и личная жизнь женщин и материнство.Она начала свою творческую карьеру, выполняя работы в классическом стиле, но позже присоединилась к импрессионистам. Главным наставником и близким другом художницы был Эдгар Дега. Работы Кассат отличаются особым лиризмом и естественностью. Несмотря на позитивное настроение всех ее картин, жизнь Мэри Кассат не была такой беззаботной. Не поддерживаемая ее отцом, она была непризнанной в Соединенных Штатах.

1844 - 1926

описание

Эдгар Дега был французским художником, одним из самых ярких представителей импрессионистского движения. Когда он был молод, его отец предсказал ему карьеру адвоката. Несмотря на это, Дега интересовался искусством и восхищался живописью. Молодой художник родился в богатой аристократической семье и поэтому мог посвятить все свое время искусству, не заботясь о зарабатывании денег.

1834 - 1917

описание

Клод Моне был основателем французской импрессионистской живописи.Когда Моне было 15, он прославился как французский карикатурист. В школьные годы он любил изображать своих учителей непочтительным образом. Вскоре многие парижане просили его рисовать карикатуры на некоторых людей.

1840 - 1926

описание

Винсент ван Гог был голландским художником-импрессионистом, который теперь является одним из самых известных и влиятельных деятелей в истории западного искусства. Он создал около 2100 произведений искусства, включая пейзажи, натюрморты, портреты и автопортреты.

1853 - 1890