Архивы Вортицизм - SKETCHLINE

назад

1914 - 1920

Вортицизм

описание

Вортицизм — недолгое художественное направление авангардистского искусства, возникшее в начале ХХ столетия исключительно в Англии под влиянием футуризма и кубизма. Представлено живописными и графическими произведениями.

2 июля 1914 года в первом выпуске журнала BLAST, в розовой обложке был напечатан манифест Вортицизма при участии Дэвида Бомберга, Лоуренса Аткинсона, Уиндхема Льюиса, Спенсера Гора, Ребекки Уэст и Эзры Паунда. Редактором был Уиндхем Льюис. Эзра Паунд был идейным вдохновителем. Он же в 1913 году дал название движению — Вортицизм. Журнал просуществовал два года, но оставил яркий след в британском модернизме.

У истоков зарождения Вортицизма стоял английский художник и художественный критик Роджер Фрай, пропагандирующий постимпрессионизм. Позже особое влияние оказал итальянский футуризм в лице Филиппо Томмазо Маринетти, который проводил лекции об итальянском авангарде.

В основном, художники использовали холсты, масло, карандаш и бумагу. Жанры работ: сюжетно-тематический, городской пейзаж, пейзаж, фигуративный, реже — портрет и натюрморт.

Ключевые идеи:

— Вортицизм — независимая альтернатива кубизму, футуризму и экспрессионизму. Это направление отказывается от мягкости изображаемого, через геометричность, стремящуюся к абстракции.

— В картинах художников — стремление запечатлеть движение в образе посредством резких геометрических линий, вихрей, плоскостей. Стоит отметить использование вортицистами резких контрастных цветов, отсутствие в их произведениях воздушной перспективы — дальняя часть композиции также насыщена, как и передняя.

— Из-за брутальной беспрерывности линий, зигзагов и плоскостей, сюжетно-тематические картины похожи на абстракции.

Ключевые художники: Перси Уиндхем Льюис, Эдуард Уодсворт, Уильям Робертс, Дороти Шейкспир, Дэвид Бомберг, Джессика Дисмор, Элвин Ленгдон Кобурн, Джейкоб Эпстайн, Анри Годье-Бжеска, Хелен Сондерс, Эзра Паунд, Кадберт Гамильтон, Лоуренс Аткинсон, Малкольм Арбутнот, Ричард Алдингтон.

описание

Английский живописец Уильям Робертс, почитаемый за большие, сложные и красочные композиции, которые он ежегодно, начиная с 1950-х годов выставлял на вернисажах Королевской академии, в начале карьеры был в рядах пионеров английского художественного авангарда. Член студии-мастерской «Омега» Роджера Фрая, группы вортицистов Уиндема Льюиса, Роберст позиционировал себя как кубиста и большую часть очень длительной творческой карьеры работал вне мейнстрима.Художник, долго служивший официальным военным живописцем, избирался также действительным членом Королевской академии, награждался премиями. Произведения Робертса составляют не только коллекцию его лондонского Дома-музея, но и широко представлены в престижной Галерее Тейт Модерн и в других английских и американских музеях и галереях.

1895 - 1980

описание

Английская художница-авангардист, график-иллюстратор, тесно связанная с британским движением вортицизма. Вместе с Джессикой Дисморр составила «женскую» часть группы из 11 художников, поставивших подписи под Манифестом Vorticist. Хелен Сондерс публиковала свои художественные работы, а также поэзию и прозу в журнале «BLAST». Как представитель раннего британского абстракционизма она стала одной из первых в стране авторов, работающих в стиле, очень близком к нефигуративному, и достигла в этом определенных вершин, развивая персональный язык в русле идей сначала постимпрессионизма, а затем - «вихризма».Немаловажным вкладом художницы в социальную жизнь страны стала ее активная поддержка борьбы за предоставление женщинам избирательного права.Недолговечное вортицистское движение, первоначально часто рассматриваемое как «мускулистое» мужское дело, было поддержано двумя женщинами в столь инновационной и неотразимой манере, что до настоящего времени ни одна из ретроспективных выставок, посвященных этому англо-американскому движению, не обходится без их картин. Одна из самых крупных «Вортицисты: художники-повстанцы в Лондоне и Нью-Йорке, 1914-1918» (2011) экспонировалась не только в Соединенных Штатах и Великобритании, но и в Италии.По словам Хелены Сондерс, движение представляло «очень разрозненную группу художников, каждый из которых разрабатывал свои собственные идеи под эгидой вихря».

1885 - 1963

описание

Английский художник-авангардист, активный участник недолгого по времени, но радикального движения «вортицизм», которое появилось в Лондоне непосредственно перед Первой мировой войной.Эдвард Уодсворт не только подписал Манифест нового объединения, но и создавал графические композиции для журнала «Blast», тесно сотрудничая с его главным редактором Уиндемом Льюисом. Вложив журнал «Взрыв» в своем полотне «Вортицисты в ресторане de la Tour Eiffel: весна, 1915» именно в руку Удсворта коллега У. Робертс подчеркнул его значительную роль в группе. Это было принципиально важно в 1960-е годы, когда интерес к движению стал более пристальным.Много путешествовавший художник способствовал дальнейшему развитию британского авангарда, привнося в него идеи сюрреализма. Он был членом таких значительных творческих объединений, как парижская группа «Abstraction-Création».

1889 - 1949

описание

Крупнейший английский деятель модернизма Уиндем Льюис сыграл заметную роль как в изобразительном искусстве, так и в художественной литературе. Наиболее известен как основатель и главный представитель вортицизма – специфического ответвления футуризма в живописи, довольно далеко выходившего за его границы. Несмотря на общие методы, идея этого английского авангардного течения не в прославлении механизации социума, а в ее пагубном влиянии. Название, произошедшее от итальянского «vortizto» (вихрь), взято из высказывания У. Боччони, итальянского футуриста, что всякое творчество исходит из вихря чувств. Через издаваемые им журналы Льюис влиял на развитие новаторского британского движения в целом.Самое значительное наследие оставил в портретной живописи – запечатлел образы ключевых представителей культуры Англии первой половины 20 столетия, с которыми был знаком лично. В сюжетном жанре наиболее сильный цикл работ на военную тематику – художник был участником Первой мировой войны.

1882 - 1957

описание

Джесси (Джессика) Дисморр - английская художница-новатор, живописец и график, мастер книжной иллюстрации. Джессика Дисморр была одной из двух женщин, ставших активными членами движения вортицистов и подписавших в 1914 году соответствующий Манифест. Известность Дисморр основывается на ее статусе художника - яркого представителя раннего британского авангарда.Начинавшая как фовистка, Джессика много работала как соредактор агрессивно настроенного к академизму журнала «Взрыв» (Blast), в котором печатала и художественные работы, и свою прозу и стихи. Позже она создала свою узнаваемую форму геометрической абстракции, для чего требовались не только талант, но и смелость. Искусствовед Х. Виленски прокомментировал ее роль как «мужество преодоления дискриминации относительно женщин-художниц в Англии» и подчеркивал значение ее творчества как «наиболее типичного для художественных экспериментов того времени». На фоне утверждений У. Льюиса («это то, что я лично сделал и сказал в определенный период») неудивительно, что Дисморр была довольно долгое время почти невидимой в истории модернизма. Однако проведенные в 1960-х годах и проводимые ныне исследования и крупные выставки отдают должное этой художнице, как и второй вортицистке – Хелене Сондерс.

1885 - 1939

описание

Английский художник, одна из выдающихся фигур британской авангардной живописи. Ученик знаменитой школы Слэйда, Дэвид Бомберг был одним из так называемых «мальчиков Уайтчепела», художников из восточного Лондона, многие из которых сделали важный вклад в изобразительное искусство Англии. Был членом «Лондонской группы» - объединения художников различных модернистских направлений. Бомберг выставлялся в Художественном клубе Новой Англии и был талантливым преподавателем, среди учеников которого много известных живописцев. Первая мировая война, в которой он принимал непосредственное участие, оказала глубокое влияние на творчество художника, в корне изменив его отношение к искусству. Несмотря на то, что работы Дэвида Бомберга считаются самыми яркими примерами английского авангардного направления вортицизм, он не причислял себя к этому движению, всегда оставаясь независимым в своем творческом стиле.

1890 - 1957

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Галерее Тейт Модерн, Лондон (Великобритания).

1964

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Галерее Тейт Модерн, Лондон (Великобритания).

1961 - 1962

описание

Материалы: бумага, карандаш, акварель. Местонахождение: находится в Smart Museum of Art, The University of Chicago (США).

1916

описание

Материалы: картон, акварель. Местонахождение: находится в Галерее Тейт Модерн (Великобритания).

1915

описание

Материалы: бумага, гуашь, акварель. Местонахождение: находится в Smart Museum of Art, The University of Chicago (США).

1916

описание

Материалы: холст, темпера, тушь. Местонахождение: находится в Национальной галерее Оттавы (Канада).

1919

описание

Материалы: дерево, бумага, масло. Местонахождение: находится в Галерее Тейт Модерн, Лондон (Великобритания).

1918

описание

Находится в Императорском военном музее, Лондон (Великобритания).

1919

описание

Материалы: холст, масло, графит. Местонахождение: находится в Галерее Тейт Модерн, Лондон (Великобритания).

1915

описание

Материалы: гуашь, мел, бумага. Местонахождение: находится в Галерее Тейт Модерн, Лондон (Великобритания).

1915

описание

Материалы: чернила, акварель, графит, бумага. Местонахождение: находится в Галерее Тейт Модерн, Лондон (Великобритания).

1913

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Галерее Тейт Модерн (Великобритания).

1915

описание

Материалы: картон, гуашь, акварель. Местонахождение: находится в Музее Виктории и Альберта (Великобритания).

1914 - 1915

описание

Местонахождение: Галерея Тейт, Лондон.

1914

описание

Местонахождение: Галерея Тейт, Лондон.

1912