Архивы Энвайронмент - SKETCHLINE

назад

1960 - наши дни

Энвайронмент

описание

Энвайронмент (Инвайронмент, Ленд-арт)

Конец 1960-х гг. — по сей день.

Энвайронмент (англ. environment — окружающая среда; англ. land – земля) — художественное направление в современном авангардном искусстве, возникшее в конце 1960-х годов в США. Материалом и галереей являются открытое пространство и природные ландшафты, поэтому произведения энвайронмента имеют огромные размеры, часто неутилитарные и нерепрезентативные.

С уверенностью можно сказать, что энвайронмент сформировался из живописных работ, тематикой которых было изменение окружающей среды, имеющее негативный характер (Диана Бурко). Направление берет свое начало в октябре 1968 года с выставки “Земляных работ” в Dawn Gallery в Нью-Йорке, организованной Робертом Смитсоном.

Это арт-течение говорит о таких проблемах как изменение климата, чрезмерное использование полиэтилена, исчезновение видов животных, вырубка лесов, социальные проблемы. Есть работы “ради эстетики”, украшающие города и окраины.

Для организации произведения выбираются большие участки: поля, леса, площади городов, а также заброшенные помещения, иногда просторные залы галерей, которые могут быть засыпаны землей, грязью, семенами, мусором, играющие роль медиа и имеющие смысловую нагрузку. В галерейных помещениях мастера играют с эффектами света и аудио, работы принимают философский смысл. Художники используют вспомогательные медиа, например: веревки, нити, шары, проволока, ткань, воланчики, бетон, реди-мейд; в композиции могут быть задействованы все объекты окружающей среды — это деревья, стены домов, люди и тд. В создании особо сложных произведений энвайронмента принимают участие конструкторы, архитекторы, строители и другие.

Многие инсталляции “кричат” о неумении или нежелании перерабатывать продукты жизнедеятельности человека, например мусор, при всей нашей современности.

Ключевые идеи:

— Главная идея — это использование земли и окружающей среды, как скульптурного материала, для воплощения идеи, имеющей политический, экологический или социальный подтекст. Ленд-арт показывает связь художника с природой, уважение к окружающей среде, культурный и эстетический аспект.

— Произведение энвайронмента — это диалог между человеком и природой, связь морально-нравственного аспекта с планетарной целостностью.

— Эко-арт знакомит нас с существующими экологическими бедствиями, объясняет их влияние на жизнь человека, способы решения этих проблем и реабилитации экосистем, агитирует нас экономнее использовать ресурсы планеты и сохранять формы жизни.

Ключевые художники:

Джузеппе Пеноне, Карл Прантль, Ричард Лонг, Альберто Карнейро, Деннис Оппенгейм, Роберт Смитсон, Майкл Хейцер, Христо, Ричард Шиллинг, Николай Полисский, Яцек Тылицки, Ана Мендьета, Нэнси Хол и другие.

Ключевые произведения:

The Iron Curtain (Paris). 1962. Христо.

Glue Pour. 1969. Роберт Смитсон.

Maze. 1972. Элис Айкок.

Ephemeral Netting. 1976. Константин Флондор.

Sun Tunnels. 1976. Нэнси Хольт.

описание

Дональд Джадд - один из самых известных американских абстрактных скульпторов конца 20-го столетия, дизайнер и теоретик искусства. Является ведущим представитель минимализма, хотя сам он никогда не причислял себя к этому направлению. Не называл Джадд себя и скульптором, считая что его искусство принципиально не подходит под определение скульптуры, так как его работы не сделаны им собственноручно, а собраны из уже готовых предметов.Свои творения Дональд Джадд описывал как «простое выражение сложной мысли» и создавал их из промышленных материалов. Характерная черта творчества художника – фокусировка не на самом изображаемом объекте, а на пространстве, которое он создает вокруг себя. Самые известные серии его работ «Специфические объекты» и вертикально расположенные «Стеллажи» наглядно демонстрируют его радикальный подход к современной скульптуре, который в корне меняет саму суть данного вида искусства. Свое сложное для понимания абстрактное искусство Дональд Джадд пояснял в многочисленных теоретических трудах. Он опубликовал ряд эссе, а также два тома Полного собрания сочинений в 1976 и 1986 годах.С 1970 года художник начал создавать скульптурные композиции для установки на открытом воздухе. Немногие знают о том, что популярный стиль интерьера «лофт» возник во многом благодаря Дональду Джадду. Он первым переоборудовал промышленное здание в Нью-Йорке под жилое помещение и под студию, где трудился над своими работами и выставлял их для публики. Здесь он творил на протяжении 25 лет, а после смерти художника в помещении был организован музей, который не только демонстрирует его работы, но и позволяет посетителям понять саму суть и историю такого направления в искусстве, как минимализм.

1928 - 1994

описание

Американский художник и теоретик, центральная фигура авангарда 60-х годов, первооткрыватель хеппенинга – вида искусства, в котором основное внимание уделяется непосредственно процессу творения. Аллан Капроу ценил в живописи момент действия, ставя его выше результата.Недолговечные, часто сиюминутные и спонтанные действа А. Капроу стирают грань между искусством и повседневной жизнью и погружают участников внутрь произведения, вовлекая их в творческий процесс и разрушая пресловутую «четвертую стену» между произведением и зрителем.В своих теоретических трудах Аллан Капроу говорил о том, что после открытий Джексона Поллока и других абстрактных экспрессионистов, живопись больше не может существовать в прежнем виде. Она должна выйти за рамки холста и переместиться в повседневную жизнь.Мастер называл себя «не-художником», а свои произведения «антикартинами». «Жизнь гораздо интереснее искусства,» - говорил Капроу и создавал события за пределами галерей и музеев: во дворах, квартирах, на улицах, площадях и парковках. Иногда доходящие до абсурда действия - такие как строительство домов изо льда под палящим калифорнийским солнцем, - меняют само восприятие искусства и превращают обыденные жизненные процессы в творческие акты.Принципы создания хеппенинга, которые Аллан Капроу изложил в своем труде «How to Make a Happening», были с восторгом приняты многими послевоенными художниками, пытающимися по-новому посмотреть на современные творческие методы. Благодаря находкам американского новатора дальнейшее развитие получили такие направления, как инсталляция, перформанс и концептуальное искусство.

1927 - 2006

описание

Знаменитый американский художник и скульптор, произведения которого украшают площади и скверы городов США, Европы и Латинской Америки. Сын и внук скульптора, Александр Колдер, получил образование инженера и применил свои знания в области скульптуры, что позволило ему создать совершенно оригинальный, новаторский подход к этому виду искусства.Колдер стал известен во всем мире как изобретатель «проволочной скульптуры». Отказавшись от традиционных тяжелых материалов – глины, гипса и бронзы, он создал воздушные конструкции, в которых форма предмета передается очень упрощенно и схематично. Его статуэтки из проволоки напоминают рисунок карандашом в пространстве и поражают лаконичностью и изяществом исполнения.Еще одно изобретение скульптора - так называемые «мобили» - динамичные конструкции, которые приводятся в движение с помощью силы ветра, законов земного притяжения, а в некоторых случаях электрическим двигателем. Эти произведения являются полностью абстрактными и имеют небольшие размеры, в отличие от более устойчивых и монументальных «стабилей» скульптора, которые прекрасно дополняют городской урбанистический пейзаж. Одним из самых известных и масштабных творений Александра Колдера является работа «Человек», расположенная в центре Монреаля.

1898 - 1976

описание

Французский скульптор, живописец и график, работавший в США. Признанная одним из великих скульпторов 20-го века, Луиза Буржуа прожила невероятно долгую творческую жизнь. Ее карьера охватывает почти целое столетие, а работы отражают практически все крупные течения искусства этого периода: кубизм, футуризм, сюрреализм, конструктивизм и абстрактное творчество.Несмотря на влияние самых различных художественных течений и стилей, работы Буржуа всегда оставались уникальными творениями современной скульптуры. Основанные на ранних, преимущественно травматических воспоминаниях из детства, они затрагивают самые глубокие человеческие чувства, всегда попадая прямо в цель. Огромные стальные пауки, странные объекты в клетках, пристальное внимание к взаимоотношениям полов, вызывают сильные эмоции и неподдельный интерес публики к неординарному творчеству художницы.Луиза Буржуа была одной из первых, кто использовал в своем искусстве прием Environmental art, который предполагает присутствие скульптурных композиций в повседневной среде человека. В отличие от стоящих на высоких постаментах традиционных изваяний, эти статуи размещались в непосредственной близости от человека, становясь частью их жизни. Кроме этого, Буржуа сыграла важную роль в становлении феминистского движения и оказала сильное влияние на развитие искусства инсталляции и перфоманса.

1911 - 2010

описание

Материалы: бетон. Находится в Chinati Foundation, Marfa Texas (США).

1984