1900-е гг. - 1960-е гг.
Архитектурный модернизм – совокупность направлений в теории и практике архитектуры первой половины ХХ века, опирается на философию рационализма и ставит на первый план целесообразность и полезность архитектурного объекта, ищет новых форм и принципов для отражения в архитектуре новых общественных отношений.
Главными направлениями модернистских движения были:
функционализм
экспрессионизм
конструктивизм
Причины изменений в архитектуре:
1) выход на строительную арену профессиональных конкурентов архитектора – инженеров, способных создавать новую строительную форму с применением методов конструирования и расчета (которые, попали и в архитектурную профессиональную сферы);
2) открытие новых строительно-конструкционных материалов (металлы индустриального производства, железобетон) и конструкционных систем;
3) развитие новых функциональных типов зданий, не имеющих исторических прототипов за все время развития традиционной архитектурной профессии.
Особенности модернизма:
1) Открытые пространства. Архитектура проектируется как объем, а не масса.
2) Модульность. Важнейшим средством архитектурного проектирования является не осевая симметрия, а внесение порядка и ясности.
3) Лаконичность. Осуждение произвольного декорирования.
1) Сознательное и концептуальное эстетическое самоограничение деятельного диапазона в решении творческих задач путем четкого осмысления избранных средств и методов и ограничения «творческой палитры»;
2) Социальный утопизм: декларативное стремление радикально решать многочисленные социальные проблемы средствами градостроительства, архитектуры и искусства;
3) Метафоризация техники и технологии, заимствования принципов формообразования из техники, а методов архитектурного проектирования из инженерных технологий;
4) Разработка методологии промышленного дизайна и художественного конструирования;
5) Эстетическая, философская и идеологическая взаимосвязь с художественным авангардом;
6) Принципиально новое и характерное только для ХХ века явление в изобразительном искусстве, связи с так называемым «абстрактным» (беспредметным) искусством и создаваемой им пластикой.
Пионеры современной архитектуры:
описание
Рем Колхас (1944) – известный голландский архитектор, теоретик архитектуры, лауреат Притцкеровской премии (2000), представитель направления неоконструктивизма в европейском деконструктивизме. Отталкиваясь от формальных приемов и эстетики модернизма, предложил радикальные трансформации модернистских моделей, развивая принцип пространственного каркаса Ле Корбюзье в масштабных проектах, поскольку считал, что архитектура должна соответствовать актуальной культурной ситуации.
1944
описание
Оскар Нимейер (1907-2012) – выдающийся бразильский архитектор, одна из ключевых фигур в развитии современной архитектуры. Построил с железобетона новую столицу страны – Бразилиа, где в объектах использовал самые интересные разнообразные формы конструкций. Архитектура Нимейера очень пластична - своего рода скульптура свободной формы. В своих проектах архитектор всегда стремился к живописным и пластичным композициям, считая одним из основных недостатков современной архитектуры, в частности европейской, ее геометричность, недостаточное отражение и недостаточное использование конкретных условий ландшафта.
1907 - 2012
описание
Людвиг Мис ван дер Роэ (1886 - 1969), американский архитектор немецкого происхождения, один из основоположников «интернационального стиля», для которого характерно использование правильных геометрических форм. Его работы оказали заметное влияние на последующие поколения архитекторов.
1886 - 1969
описание
Выдающийся финский архитектор, один из основоположников «архитектурного модернизма» и скандинавского дизайна, относится к категории архитекторов-гуманистов, которые принимают новую технику, активно интересуются проблемами массовой продукции, но препятствуют тому, чтобы техника становилась между человеком и его естественными потребностями.
1898 - 1976
описание
Адольф Лоос (1870-1933) - австрийский архитектор, теоретик архитектуры, один из самых влиятельных европейских архитекторов конца 19-го века и часто известен своим литературным дискурсом, который предвещал основы всего модернистского движения. Его влияние как архитектора в основном ограничивается основными работами в современной Австрии и Чешской Республике.
1870 - 1933
описание
Выдающийся китайский архитектор. В его архитектуре отразилось стремление к развитию темы геометрического экспрессионизма, смелого оперирования гипертрофированными масштабными стереометрическими объемами, искал абсолюты значимой формы в очертаниях элементарных геометрических тел. Йо Мин Пэй известный глубоким осмыслением времени, цели и места каждого из своих творений, интересовался тем, как здание повлияет на жизнь сообщества, которое его использует. Его поиски способствовали началу новых дизайнерских движений в направлении эргономичного дизайна, экологичной жизни и экологичного строительства.
26 апреля 1917 года - 1919
описание
В сооружении выражена идея независимости здания от изменения функций. Единственное нерасчлененное пространство с выражением его в лаконичном "чистом" объеме. Здание представляет собой простую прямоугольную металлическую структуру на восьми колоннах, между которыми подвешено две горизонтальные плоскости – пол и перекрытия.
описание
Дом Кауфмана, находится в пустыне и полностью выполнен из алюминия и стекла. Он известен внутренним микроклиматом, солнечным отоплением в зимнее время и искусственным охлаждением в летнее. Дизайн дома довольно упрощен; в центре находится гостиная и столовая, которая является сердцем дома. Остальная часть разветвляется согласно с выполняемой ею функцией.
1946 - 1947
описание
Ловелл Хаус или « Дом здоровья», построенный в Лос-Анджелесе для врача Филипа Ловелла. Идеей было создание архитектурного сооружения, которое было бы максимально здоровым для человека. Сооружение вписано в окружающий ландшафт, террасами спускается с крутого холма, окутанное природой, составляя с ней одно целое. Здесь используется стальной каркас, который установили за сорок рабочих часов; остальные элементы собраны на месте. Основные материалы – стекло и бетон.
1928
описание
На полукружье образованном рельефом Аалто расположил строения своего бюро. Этот амфитеатр вполне можно рассматривать как внутренний двор, форма которого удобна для того, чтобы летом читать лекции своим молодым сотрудникам под открытым небом. Пространство разделено на жилую и рабочую зоны.
1955
описание
Неоклассический план с его осевой «царской лестницей», атектоничный фасад и фриз, гигантская дверь в египетском стиле. Изолируя читальный зал и абонемент от ненужного здесь визуального контакта с внешней средой и давая ровный рассеянный свет, Аалто обеспечивает идеальные условия для умственной работы.
описание
На участке, где в 1952 г. был возведен центр поселка Сяюнятсало удалось сохранить моренные массы земли. В результате поверхность центральной площадки комплекса оказалась на целый этаж выше окружающей застройки. Это позволило создать своеобразный дворик-террасу, на которую можно было подняться по двум лестницам.
1952