Здзислав Бексиньский - SKETCHLINE

назад

1929 - 2005

Здзислав Бексиньский

описание

Польский художник, мастер художественной фотографии, а также компьютерной графики. З. Бекшинский — яркий представитель позднего сюрреализма, первоначально создававший скульптуры и проволочные инсталляции. Сконцентрировавшись на живописи, художник обратился к абстракции, но быстро перешел к фантастическому сюрреализму. К этому стилю относятся его самые известные произведения, тематика которых — сцены смерти, распада, постапокалиптического ужаса.

С 1970-ых годов у художника сложилась характерная манера передачи сюрреалистических картин-страшилок с повторяющимся пристрастием к изображению искаженных тел без лиц или конечностей, многоногих и многоруких монстров, часто замотанных в истлевшие тряпки. Если художник писал архитектуру или интерьер – это были руины, окутанные мрачным туманом, покрытые паутиной дома, кресты, надгробия. Таким образом, большинство работ Бекшинского трудно перепутать с творчеством других сюрреалистов. Своим впечатляющим кошмарам художник названий никогда не давал, предоставляя зрителю возможность самому доходить до сути произведения.

После варшавской выставки 1964 года, когда все полотна живописца были раскуплены, практически все вернисажи Здзислава на родине проходили с огромным успехом. В начале 1980-х годах произведения польского оригинального мастера стали известны во Франции, затем серьёзный размах популярности достиг Западной Европы, Японии и США.

Бекшинский завещал свое художественное наследие Историческому музею города Санока, где он родился. В этом музее сейчас самая большая коллекция произведений художника — несколько тысяч картин, скульптур, рельефов, рисунков, графики, фотографий.

Ключевые идеи:

— Бекшинский обычно выполнял свои картины в одной из двух собственных манер, которые именовал как «барочную» и «готическую». При этом в первой доминировало наполнение, во второй манере – форма исполнения.

— В начале творческой карьеры художник создавал гипсовые скульптуры, инсталляции из проволоки и металла, а также увлекался художественной фотографией. Работы в этих техниках стилистически похожи на будущие работы Бекшинского в живописи. Они представляли собой то неровные ландшафты, то объекты с бугристой поверхностью, то морщинистые лица.

— Эффект фактуры усиливался игрой теней от продуманных источников света. Среди фотоизображений встречаются такие тяжёлые образы, как изуродованные куклы, портреты с забинтованными лицами или совсем без лиц. Эти особенности присущи и живописи Бекшинского.

— Сконцентрировав творческие усилия на картинах, живописец первоначально обратился к абстрактному искусству, однако вскоре стал всё более склоняться к сюрреализму. К середине 1970-х годов Бекшинский определил свое искусство как фантастическое – таковым оно оставалось примерно двух десятков лет. В этот период были выполнены самые впечатляющие и знаменитые полотна, на которых изображались постапокалиптические и сюрреалистические сцены распада и смерти, пейзажи со скелетами, искажёнными телами и зловещими пустынями.

— Все картины, которые чаще всего масштабны по размеру, художник писал с особым, почти маниакальным вниманием к мелким деталям, особенно тщательно отображая грубые неровные поверхности. Несмотря на мрачную тематику и исполнение, художник считал, что работы недопоняты критикой и публикой и что они достаточно забавны и даже оптимистичны.

— Произведения 1990-х годов менее богаты на детали, но также убедительны и сильны, как творения «фантастического периода». Бекшинский открыл для себя компьютер с возможностями Интернета и цифрового фотографирования, на чём и сконцентрировался. Картины последних пяти лет жизни созданы в большинстве своём в «готической» манере.

Здзислав Бексиньский

Они повлияли

течение

Сюрреализм

Экспрессионизм

Магический реализм

Абстракционизм

друзья

Ежи Левчинский

Бронислав Шлабс

художники

Тадеуш Турковский

Бронислав Нахас

Генри Мур

Эрнст Фукс

Он повлиял

течение

Сюрреализм

друзья

Ежи Левчинский

художники

Юзеф Валчак

Кшиштоф Сзалек

Генрих Цезник

описание

Материалы: масло, доска. Местонахождение: находится в Историческом музее в Саноке (Польша).

2004

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Историческом музее в Саноке (Польша).

1993

описание

Материалы: акрил, доска. Местонахождение: находится в Муниципальной художественной галерее Ченстохова (Польша).

1992

описание

Материалы: ДВП, масло. Местонахождение: находится в коллекции П. Дмоховского (Франция).

1987

описание

Материалы: ДВП, масло. Местонахождение: находится в Историческом музее в Саноке (Польша).

1979

описание

Материалы: ДВП, масло. Местонахождение: находится в коллекции П. Дмоховского (Франция).

1976

описание

Материалы: ДВП, масло. Местонахождение: частная коллекция.

1977

описание

Материалы: масло, дерево. Местонахождение: находится в коллекции П. Дмоховского (Франция).

1974

описание

Материалы: масло, дерево. Местонахождение: находится в коллекции П. Дмоховского (Франция).

1973

описание

Материалы: масло, картон. Местонахождение: находится в Историческом музее в Саноке (Польша).

1972