Родилась как Сара Штерн в семье управляющего заводом; в небольшом полтавском городке провела первые пять лет жизни. Её мать Хана, урождённая Терк (эту фамилию впоследствии взяла Соня), была родом из Одессы.
14 ноября 1885 года, г. Градижск, Полтавская губерния Российской империи, сейчас - Украина - 5 декабря 1979 года, Париж, Франция
Соня Терк-Делоне (Сара Элиевна Штерн) — французская художница-авангардистка, иллюстратор, скульптор и дизайнер еврейского происхождения родилась в Украине. Мастер работала в стилях кубизма, орфизма и абстракционизма. О большой значимости ее вклада в развитие авангардного искусства красноречиво свидетельствуют факты: стала первой художницей, чья прижизненная персональная выставка была организована в 1964 г. в Лувре, а через десять лет она была удостоена Ордена Почётного легиона. Была в числе организаторов международного объединения «Абстракция-Созидание».
Творчество Сони, открывшей в Париже интерьерный и модный бутик «Casa Sonia», расширилось за пределы живописи и включило в себя множество других направлений. Она стала крупнейшим мастером ар-деко — в дизайне тканей, настенных покрытий, одежды и аксессуаров и даже в рекламе широко использовались её находки. Текстильная марка «Tissus Delaunay» и разноплановые работы включали концепции геометрической абстракции, имели успех на Международных выставках декоративного искусства. Художница в 1927 г. выступила с лекциями о влиянии живописи на моду в Сорбонне.
С. Делоне свободно и легко переходила от одной техники к другой, применяла свое видение в любой сфере деятельности — ее целью было привнести искусство в повседневную жизнь. В поле ее «декоративного взгляда» попадали автомобили, она продавала свою керамику, ювелирные изделия, одежду и мебель клиентуре, в которую входила арт-элита Европы.
Мастер создавала иллюстрации к авангардным литературным произведениям. Наиболее знаменита ее графика 1913 года к кубистической поэме Б. Сандрара «Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской» — 2-х метровая плиссированная книга. Выразительный геометризм рисунков повлиял на стиль П. Клее. В этом же стиле художница выполнила обложку журнала «Vogue» 1926 г. Она работала с Рембо, Аполлинером, Малларме, Ф. Супо, А. Бретоном, Луи Арагоном и др. литераторами.
Как сценограф, С. Делоне сотрудничала с С. Дягилевым, осуществила весь набор для оформления пьесы поэта-дадаиста Т. Тцары, а также создала мебель, костюмы для фильмов нескольких режиссеров.
Ключевые идеи:
— Недолгое обучение в Художественной Академии Карлсруэ (Германия) Соня Терк прервала, прочитав трактат Ю. Мейера-Грефе «Мане и его круг». Однако и Парижская Академия Ла Паллет с академическими уроками А. Озанфана, Д. де Сегонзака не удовлетворяла – она больше посещала галереи и музеи, чем штудировала азы живописи и рисунка.
— Первые работы Сони принадлежат к парижскому периоду — портреты, натюрморты и пейзажи, написанные маслом, многим обязаны Гогену, Ван Гогу и фовистам. Яркие цвета словно выпрыгивают за пределы картин. Увлечение цветом определило всю ее долгую карьеру.
— Прорывом, переместившим ее из фигуративной работы в абстрактную, стало небольшое лоскутное одеяло, сшитое для только что родившегося сына Чарльза в 1911 г. Соня соединила народное украинское ремесло с парижским авангардом и предвосхитила эксперименты с цветом и формой, которые станут ее фирменным стилем.
— Под влиянием кубистов Соня уходит от фигуративности к художественной геометрии и абстракции, экспериментирует с ритмом и с разложением цвета. Она стала соратником и активным последователем Роберта Делоне в разработке стилистики орфизма – особого варианта кубизма, построенного на динамике цветов, зрительных вращениях и смещениях круговых форм. Термин ввел в обращение друг семьи Делоне влиятельный арт-критик Г. Аполлинер. Он подчеркнул ссылкой на певца древнегреческой мифологии Орфея, что такое использование цвета привносит в произведение свет, движение и музыкальные качества.
— Не только в живописи, но и в многочисленных дизайнерских разработках С. Делоне использовала принцип симултанизма. Это название передает феномен «одновременного контраста», когда цвета палитры выглядят по-разному в зависимости от соседства с другими. К примеру, серый на темном фоне выглядит светлее, чем на светлом. Соня, почти полностью обходясь без узнаваемых объектов, стремилась создать округло-плавный ритм, глубину и движение посредством перекрывающихся участков ярких оттенков.
— В 1930-е годы художница была близка к абстракционистским поискам Кандинского, Мондриана, Хепуорта. Супруги организовали парижский салон искусств Реалите Нувель. В послевоенные годы организаторская и творческая деятельность художницы связана с новым расцветом абстракционизма.
— Свою ключевую идею и смысл всего творчества Делоне сформулировала так: «Молиться красоте — в этом много самоотверженности и чисто эстетического элемента, который облагораживает жизнь и делает ее любовью».
1885
1891
1903
1908
1910
1913
1918
1920
1925
1937
1949
1964
1975
Родилась как Сара Штерн в семье управляющего заводом; в небольшом полтавском городке провела первые пять лет жизни. Её мать Хана, урождённая Терк (эту фамилию впоследствии взяла Соня), была родом из Одессы.
Жила и воспитывалась в семье дяди — успешного адвоката Генриха Трека в Санкт-Петербурге. Побывала в крупнейших европейских музеях. Терки обеспечили привилегированное общее и культурное воспитание, однако детские воспоминания об Украине остались навсегда: став художницей, она часто ссылалась на «чистый» цвет и яркие украинские костюмы.
Поступила учиться в немецкую Художественной Академию Карлсруэ – крупнейшее заведение земли Баден-Вюртемберг. Вскоре, прочитав исследование Ю. Мейера-Грефе «Мане и его круг», приняла решение получать образование в Париже, некоторое время с 1905 г. занималась в Академии Ла Паллет.
Впервые выставила свои произведения в стиле натурализма и постимпрессионизма в парижской галерее Нотр-Дам де Шамп. Вышла замуж за немецкого коллекционера, художественного критика, известного галериста Вильгельма Уде — брак был фиктивным, позволял Соне легально жить в Париже, а Уде скрыть свою гомосексуальность.
Вышла замуж за французского художника Роберта Делоне – пара уже ждала ребенка.
Вскоре начала вместе с мужем разрабатывать теорию одновременности (симультизма), в результате чего было создано особое ответвление кубизма, названное Г. Аполлинером «орфизмом». Соня позже распространила стиль и на модную одежду.
Персональная выставка в Берлине в галерее «Штурм». Выполнила двухметровую книгу с текстом Б. Сандрара. В войну пара жила в Испании и Португалии, где подружилась с деятелем культуры С. Дягилевым.
Приняла предложение Дягилева создать костюмы для «Клеопатры» на музыку А. Аренского; выполнила смелые современные наряды к «Аиде». Революция на родине привелa к тому, что щедро финансируемые родственниками супруги Делоне остались без средств.
По возвращении в Париж открыла вместе с кутюрье Ж. Хеймом модное ателье и стала крупнейшим мастером ар-деко. Создала костюмы для дада-событий, в т. ч. для абсурдистских пьесы Т. Тцары «Воздушное сердце» (1921) и «Вечер колючего сердца». Была участником украино-российской парижской группировки «Через», организованной И. Зданевичем. В Galerie der Sturm в Берлине показали работы Сони и Роберта из их португальского периода.
Участвовала в Международной выставке декоративного искусства вместе с А. Экстер, Н. Альтманом и др. Спустя год работала над декорациями и костюмами для фильма Р. Ле Сомпьера «Маленький парижанин» и фильма М. Ле Хербье. Задекорировала автомобиль Ситроен. Два года спустя выступила в Сорбонне с лекцией о влиянии живописи на моду, предложив свою идею моды prêt-à-porter.
Вместе с Робертом Делоне участвовала в оформлении Парижской Всемирной выставки — гигантское панно размером в 225 кв. м. удостоено Золотой медали. Состоялась совместная выставка супругов Делоне в Амстердаме (1938). Они организовали парижский салон искусств «Новая реальность». После смерти мужа (1941) жила в Граасе.
В память о муже организовала в Париже выставку «Первые мастера абстрактного искусства», имевшую успех. В послевоенные годы организаторская и творческая деятельность художницы связана с новым расцветом абстракционизма. В 1958 г. прошла большая ретроспектива в Художественном музее Билефельда (Германия).
Стала первой женщиной, удостоившейся выставки в Лувре. Соня и ее сын Шарль подарили 114 работ С. и Р. Делоне Национальному музею современного искусства Франции, где также прошел вернисаж. В 1969 г. получила Гран-при в Каннах.
К 90-летию художницы ретроспектива была организована в Центре Помпиду в Париже. Она стала Кавалером ордена Почетного легиона. На доме № 16 ул. Святого Симона в Париже, где жили Делоне, расположена Мемориальная доска.
течение
Постимпрессионизм
Фовизм
Кубизм
Орфизм
Абстракционизм
друзья
Робер Делоне
Василий Кандинский
Марк Шагал
Александра Экстер
Натан Альтман
художники
Ван Гог
Поль Гоген
Анри Матисс
Андре Дерен
Пит Мондриан
течение
Футуризм
друзья
Александра Экстер
Натан Альтман
художники
Пауль Клее
Сэмюэль Халперт
Георгий Якулов
Владимир Баранов-Россине
Аристарх Лентулов
описание
Спустя несколько десятилетий после первых опытов в цветной ритмической живописи, в работах С. Делоне появилось новое развитие геометрической формы. Прямоугольники уменьшают текучесть округлых форм, и это существенное изменение указывает, что автор продолжала исследовать тему на протяжении всей своей карьеры.
1968
описание
Карьера Делоне вышла далеко за рамки визуального искусства и включала дизайн интерьера, одежды, тканей, аксессуаров. Эта работа напрямую относится к ее деятельности в качестве дизайнера женского платья - ее текстиль под авторской маркой «Casa Sonia» стал популярен и продавался по всему миру, не утратив актуальности и поныне.
1925
описание
Поток цвета и ритма изображает несколько пар (или одну, вращающуюся в танце) под разноцветными электрическими фонарями - новейшей парижской сенсацией. Картина была панорамной и самой большой из 4-х версий – 3,9 м в длину и стала первой работой, где применялись такие контрастные цвета, как синий и оранжевый, расположенные рядом для максимальной интенсивности.
1913