Сол (Соломон) Левитт - SKETCHLINE

назад

9 сентября 1928 года, Хартфорд, штат Коннектикут (США) - 8 апреля 2007 года, Нью-Йорк (США)

Сол (Соломон) Левитт

описание

Американский художник, скульптор и теоретик Соломон Левитт сыграл ведущую роль в становлении концептуального искусства и минимализма. Происходивший из семьи русско-еврейских эмигрантов, он вдохновлялся работами русских авангардистов и конструктивистов, особенно Малевича, чей черный квадрат послужил основой для возникновения его особой геометрической эстетики.

«Концептуальное искусство хорошо только тогда, когда хороша идея», — говорил художник. Все его работы подчинены единому принципу: самое важное в произведении – это задумка, его интеллектуальная составляющая, а исполнение второстепенно, или даже вообще необязательно. Придя к подобному заключению, Левитт перестал создавать свои произведения самостоятельно, поручая это рабочим, и даже не всегда полностью контролировал результат. Умышленно избегал художник и эмоционального воздействия произведений на зрителя, считая, что искусство – это точная наука, которая имеет свои законы и правила. Все работы Сола Левитта тщательно продуманы заранее, спланированы и выверены до мельчайших деталей.

В начале своей творческой карьеры Левитт создавал настенные панно с выступающими частями и объемные геометрические скульптуры. Но знаменитым его сделали «Модульные композиции» — структуры, состоящие из «пустых» кубов без граней. Из этих кубов художник конструировал сложные запутанные композиции, в которых многократно повторяются и чередуются между собой геометрические элементы, создавая слаженный ритм и строгую гармонию.

Особого внимания заслуживают настенные росписи художника, которые представляют собой чистую геометрическую абстракцию. Эти росписи Левитт настолько гармонично вписывает в отведенное для них пространство, что один из владельцев галереи, где художник создал временное настенное изображение, не смог удалить его, и попросил это сделать самого автора, что Сол Левитт выполнил без малейшего колебания.

Ключевые идеи:  

— Главным в произведении искусства Сол Левитт считал идею, и потому рассматривал искусство как интеллектуальный акт. Процесс создания физического выражения своей идеи его интересовал мало, и художник доверял его своим помощникам, работая по принципу некоторых маститых художников Возрождения, которые создавали замысел и композицию, а кропотливое выполнение поручали подмастерьям. При этом Левитт иногда умышленно давал лишь общие указания, а детали оставлял на усмотрение помощников, уменьшая таким образом собственное влияние на конечный результат. Такое отношение к искусству было революционным в эпоху абстрактного экспрессионизма. Оно поставило под сомнение главенствующую роль художника в создании произведения, так же как и сам процесс его физического взаимодействия с художественным пространством.

— Куб – основная единица в произведениях Сола Левитта. Из этой простой геометрической формы он составлял свои знаменитые «Модульные структуры», которые могли быть как отдельно стоящим кубом, так и сложной конструкцией из многочисленных кубиков, соединенных в определенной последовательности. Перед каждой работой художник составлял подробные эскизы, чему он научился благодаря работе чертежником у знаменитого архитектора Ио Мин Пея.

— Несмотря на то, что произведения Сола Левитта состоят из крайне упрощенных форм, прямых линий и ограниченных цветов, они отличаются гармонией и изысканностью. Основанные на строгих геометрических расчетах, они не подчиняются никакой логике и никогда не повторяются. Художник всегда работал сериями, каждая из которых была посвящена определенному аспекту в его творческих исканиях. Создав достаточно произведений для удовлетворения своего любопытства, он приступал к новой серии, которая была так же непредсказуема и вместе с тем теоретически обоснована, как и предыдущая.

— В отличие от других представителей минимализма и абстрактных скульпторов, Сол Левитт не стремился к использованию промышленных материалов в своих произведениях. Его работы — это традиционные холсты, масляные краски и деревянные конструкции. Вместе с математически точным расчетом формы объекта, он допускал случайные влияния на его поверхность и позволял материалам играть свою роль в создании общего вида композиции.

 

Сол (Соломон) Левитт

Они повлияли

течение

Минимализм

Конструктивизм

Супрематизм

Концептуальное искусство

друзья

Агнес Мартин

Роберт Раушенберг

Джаспер Джонс

художники

Джозеф Альберс

Эдвард Мейбридж

Фрэнк Стелла

Казимир Малевич

Он повлиял

течение

Концептуальное искусство

Минимализм

друзья

Агнес Мартин

художники

Джон Балдессари

Дэн Флавин

описание

Роспись под номером 1136 – яркая, жизнерадостная картина, выполненная в абстрактной манере. Произведение представляет собой спонтанно изогнутую кривую, состоящую из полос разных цветов, что придает ей вид ленты.

2004

описание

На протяжении своей творческой карьеры Сол Левитт экспериментировал с различными направлениями в искусстве, включая живопись, скульптуру и перформанс. Данная концептуальная работа представляет собой инсталляцию, предназначенную для размещения на стене.

1997

описание

В данной работе Сол Левитт использовал два белых куба, которые он соединил между собой, немного сместив их относительно друг друга. Самой интересной характеристикой куба художник считал то, что он практически не представляет никакого интереса сам по себе, и поэтому служит прекрасным материалом для его бессодержательных концептуальных композиций.

1972

описание

Рисунок на стене выполнен обычным графитным карандашом Н6. Композиция разделена на пятнадцать равных вертикальных секций, каждая из которых полностью заполнена тонкими линиями, нарисованными помощниками Сол Левитта под линейку.

1970

описание

В 1968 году Сол Левитт в присутствии нескольких свидетелей зарыл в землю один из своих кубов, содержащий внутри, по его словам, что-то важное, но совершенно не ценное. Захоронение куба, которое  было выполнено художником собственноручно, символизирует его расставание с минимализмом.

1968

описание

Работа стала переходным этапом от минимализма, который сосредоточен на форме предмета, к концептуальному искусству, предполагающему наличие определенной идеи, вокруг которой строится вся композиция.

1966

описание

Одна из известных модульных структур Сол Левитта состоит из горизонтально соединенных между собой пяти кубов. Куб стал основной формой произведений художника в средине 1960-ых, и из этих геометрических элементов, с разными размерами и цветом, состояли все его скульптуры этого периода.

1965

описание

С этой скульптуры, которую Сол Левитт назвал «структура», начался отход художника от монолитных композиций. Теперь он использует прозрачные, открытые формы, позволяющие полностью увидеть конструкцию произведения.

1964

описание

Одна из немногих живописных работ художника выполнена в контрастной красно-белой гамме. Все полотно картины разделено на 9 равных квадратов, в нескольких из которых Сол Левитт поместил надписи.

1963

описание

Для создания этого раннего произведения Сол Левитт использовал традиционные материалы: холст, масло и окрашенное дерево. Картина представляет собой квадратное полотно насыщенного синего цвета, однотонно покрытое плотной текстурой, а точно посредине расположен ярко-красный деревянный квадрат.

1962