Родился в семье театрального бутафора и с детства оказался вовлеченным в мир искусства, так как квартира семьи Родченко находилась прямо над сценой. В девять лет переехал с семьей в Казань и окончил там приходское начальное училище.
1891 - 1956
Российский художник-авангардист – живописец, график, мастер художественной фотографии, плакатист, фотограф-новатор, скульптор, художник кино. Александра Родченко по праву именуют родоначальником рекламы и дизайна в СССР.
Родченко, наряду с В. Татлиным, — один из идеологов конструктивизма. Он был приверженцем направления, когда форма в искусстве сливается с его утилитарной функцией. Поиски в области конструктивистской практики разделяла его жена художник-дизайнер Варвара Степанова, многие проекты Родченко в течение 40 лет выполнял в сотрудничестве с ней.
Александр Родченко оставил целое наследие плакатной продукции, а также книжной графики, иллюстрируя Маяковского и Крученых, Хлебникова и др. авангардных мастеров слова. Очень высоко ценятся во всем мире фотоработы мастера, его идеи в создании инсталляций и в конструировании малых архитектурных форм.
Кинематограф привлекал художника как новое техническое искусство. Сотрудничая с авангардным кино, Родченко создал плакаты для ленты «Броненосец Потёмкин» С. Эйзенштейна, позже работал декоратором и художником-постановщиком в фильме «Ваша знакомая» Л. Кулешова.
Позиционируя себя после 1921 года не как художника-созидателя, а художника-конструктора, Александр Родченко живо откликался на призывы к украшению городов, созданием афиш, устройству выставок и мастерских. Будучи профессором государственных свободных мастерских, он фактически организовал работу одного из первых в СССР дизайнерских студий-факультетов.
Как художник и фотограф Александр Родченко представлен в крупных музеях России, Европы, а его работа «Черное на черном» находится в постоянной экспозиции в нью-йоркском музее современного искусства.
Ключевые идеи:
— Творчество А. Родченко начиналось с линейно-циркульной графики и развивалось далее в сериях кубофутуристических композиций с приемами геометрической абстракции. Художник исследовал способы сочетания взаимопроникающих плоскостей с пространством, показав такие примеры на 5-й выставке в Москве (1918).
— Поскольку художник относился к своему искусству как к изобретению новых возможностей и форм, то в целом и рассматривал творчество как эксперимент и поиск. Например, в одних произведениях он строил композицию с доминантой цвета, распределяя палитру по поверхности с переходами, а в других ставил задачу сделать фактуру главным формообразующим эффектом. Для этого в картине «Чёрное на чёрном» некоторые участки залиты лаком, а другие оставлены матовыми. При этом граница фактуры воспринимается как очертание формы, а само сочетание по-разному обработанных плоскостей рождает выразительный эффект.
— Выполнив циклы композиций «Концентрация цвета», состоящих из светящихся своими обводками круглых форм, художник зафиксировал творческое кредо в манифестах «Опыты» и «Линия», в которых утверждал начало использования как самоценной формы линии, в том числе непрямой.
— В тексте к автомонографии Родченко подытожил: «Пройденный в искусстве этап считаю важным для выведения его на путь инициативной индустрии», обозначив таким образом свой переход к «производственному искусству».
— Помимо графики и станковой картины Александр занимался пространственными конструкциями. Выполнил три цикла работ, введя принцип структурности и геометрического закономерного построения. Серия «Складывающиеся и разбирающиеся» состояла из картонных плоских элементов, которые стыковались на врезках. Вторая «Плоскости, отражающие свет» была составлена из свободно висящих фанерных мобилей. Для третьей с названием «По принципу одинаковых форм» Родченко взял деревянные бруски и соединял их по комбинаторному принципу.
— Художник также прославился в мировом арт-сообществе искусством фотографии, плакатных коллажей и оформительской работой, в том числе в киноиндустрии.
1891
1911
1916
1918
1920
1921
1925
1927
1932
1941
1952
1956
Родился в семье театрального бутафора и с детства оказался вовлеченным в мир искусства, так как квартира семьи Родченко находилась прямо над сценой. В девять лет переехал с семьей в Казань и окончил там приходское начальное училище.
Поступил учиться в Казанскую художественную школу (класс Н. Фешина). Там он через пару лет познакомился с В. Степановой, которая стала его спутницей жизни и коллегой-единомышленником.
Вместе со Степановой переехал в Москву и вскоре познакомился с одним из лидеров авангарда В. Татлиным, который пригласил Родченко участвовать в футуристической выставке «Магазин» (экспонентами стали Малевич, Удальцова, Экстер, Клюн и др.) В том же году был призван в армию, около года служил в Санитарном поезде Московского земства.
Участвовал в 5-й государственной выставке (Москва). Еще после Февральской революции он стал секретарем профсоюза художников-живописцев «Молодая Федерации» (председатель – В. Татлин). Родченко занимался организационными вопросами в первые годы после революции, служил в отделе ИЗО Наркомпроса, заведовал Музейным бюро.
Был назначен профессором живописного факультета Вхутемаса–Вхутеина. Произошло знаковое для творческой карьеры знакомство с В. Маяковским. Они создали объединение «Реклам-конструктор Маяковский и Родченко», занимались текстовым и графическим оформлением плакатов, признанных самыми яркими образцами конструктивистской рекламы.
Пять конструктивистских художников (кроме Родченко, это В. Степанова, А. Экстер, Л. Попова и А. Веснин) организовали в Москве выставку под названием «5 х 5 = 25». Спустя год отошедший от станковой живописи и назначенный профессором металлообрабатывающего факультета Родченко организовал работу одной из первых отечественных дизайнерских школ, которая работала до 1930 г.
Художник работал в советском павильоне на Парижской выставке декоративного искусства и художественной промышленности. Тогда с ним желали познакомиться П. Пикассо, Ф. Леже и другие новаторы, с немалым интересом наблюдавшие за развитием искусства в Советах (встречи не состоялись). Создал афиши-плакаты для кинофильма «Броненосец Потёмкин» С. Эйзенштейна.
Оформил книгу И. Эренбурга о кинематографе, которая называлась «Материализация фантастики» — это определение можно считать кредо и самого художника. Работал декоратором и художником-постановщиком в фильме «Ваша знакомая» Л. Кулешова.
Был принят как книжный иллюстратор в члены Московского Союза художников. Одновременно занимал должность в президиуме Союза фотокиноработников, назначался членом жюри посылавшихся в 1930-е годы в Европу, Америку и Азию фотовыставок.
Эвакуирован вместе с семьёй на Урал в г. Очер Пермской области. После возвращения работал главным художником Московского Дома техники. Вместе с В. Степановой оформил ряд фотоальбомов, в том числе «Московский метрополитен», «Киноискусство нашей Родины», «300-летие воссоединения Украины с Россией».
Был исключен из Союза художников Москвы с формулировкой «формализм творчества». Его восстановили в членстве через три года. Вскоре после этих событий Родченко умер в результате обширного инсульта.
Умер художник 3 декабря 1956 года в Москве, СССР.
течение
Супрематизм
Кубофутуризм
Абстрактное искусство
Конструктивизм
друзья
Владимир Татлин
Георгий Богданович Якулов
Алексей Михайлович Ган
Любовь Попова
художники
Николай Фешин
Казимир Малевич
течение
Конструктивизм
друзья
Владимир Татлин
Эль Лисицкий
Александра Экстер
художники
Варвара Степанова
Александр Веснин
Александр Дейнека
Александр Николаевич Лаврентьев