Пелагея родилась в Цюрупинске (сейчас Олешки) на Херсонщине в апреле (в паспорте значится 15 мая) в рабоче-крестьянской семье Солдатовых. Она была самой младшей. Также в семье были три дочери и два сына.
1928 - 2004
Украинская художница-самоучка, за пять лет расписавшая весь свой дом (семь помещений) с потолками, дверями, печью, все дворовые постройки, заборы, ворота. Работавшая в стиле наивного искусства уже пожилая художница справедливо поставлена в один ряд с такими украинскими самодеятельными художницами, как Мария Примаченко, Татьяна Пата, Екатерина Билокур, Анна Собачко-Шостак. При этом наивная живопись Полины Райко особенная, ближе стоит к аутсайдерскому искусству. О ее творчестве сняты сюжеты, в 2005 г. был выпущен на украинском и английском языках альбом-каталог росписей «Дорога в рай». Выставка фотографий настенной живописи наивной художницы с большим резонансом прошла в национальном центре народной культуры «Музей Ивана Гончара». Дом художницы в Олешках охраняется Законом Украины «Об охране культурного наследия».
Ключевые идеи:
— Не имея никакого художественного образования и даже не интересуясь изобразительным искусством, 70-летняя пенсионерка начала рисовать, спасаясь от одиночества. Образная система художницы постепенно органично включила христианскую, современную ей советскую и древнюю языческую символики. Расписывая свой опустевший дом (не осталось ни мужа, ни детей), а также летнюю кухню, калитки, заборы и гаражные ворота, использовала самые простые и дешевые краски – бытовую эмаль ПФ. Полина Андреевна воспроизвела свою трагическую биографию, изобразила своих родственников, написала домашних животных и экзотических (частью — фантастических) зверей, картины природы, разнообразные орнаменты.
— По рассказу краеведа Сергея Дьяченко, который тесно общался с Полиной Райко в последние годы её жизни, художница рисовала обычно ночью. Закрыв ставни всех окон, чтобы с улицы не видно было ее странного (по мнению большинства соседей) увлечения, она начинала творить при свете электрической лампочки. Рисовала, пела песни, плакала, потому что сюжеты были связаны с тяжелыми переживаниями личной жизни.
— Некоторые сюжеты, признавалась художница, она находила на этикетках, обертках и конвертах, а другие приходили к ней во сне. К примеру, идея так называемой «Статуи свободы» (или «Капитанша») — это своего рода обелиск с высоким постаментом и надписями «1941-1945» и «9 мая», напоминающий поздравительную открытку. Однако фантазия художницы дает женщине в военной форме крылья, а не руки. Привиделась ей как-то ночью военная медсестра — и наутро она принялась рисовать ее тоже с крыльями ангела, но не белыми. Писала художница и по памяти – довольно точно воспроизвела местную церковь.
— Росписи Райко тяготеют к монументализму – ее удивительные «леопарды» (то ли совы, то ли коты) ростом во всю стену от пола до потолка. Не менее масштабны рыбы. Художница обладала смелостью широкого мазка, интуитивной гармонией в подборе красок, прекрасным чувством ритма – орнаментам на потолке, состоящим из веточек, ласточек, бабочек, ритм задается круговой лепниной в середине пространства.
— Композиции у бабушки Полины философичны и оптимистичны (кроме, пожалуй, повторяющегося в разных местах зубастого хищника с черным оперением, от которого гибнут всегда белоснежные птенцы). Главное же достоинство, вызывающее у знатоков и простых посетителей дома-музея восхищение – глубина переживаний, откровенность и сокровенность мотивов – то, что олицетворяет само наивное искусство и превращает рисунки непрофессионалов в шедевры.
1928
1940
1950
1994 - 1997
1998
2000
2004
Пелагея родилась в Цюрупинске (сейчас Олешки) на Херсонщине в апреле (в паспорте значится 15 мая) в рабоче-крестьянской семье Солдатовых. Она была самой младшей. Также в семье были три дочери и два сына.
Совсем молоденькой девушкой Полина Солдатова была угнана на несколько лет в Германию. Позже войну всегда вспоминала с живой болью, так как видела и расстрелы, и страдания пленных. Темы войны присутствовали в ее настенной живописи, правда, в ее светлой интерпретации – как победа. Отец погиб на фронте.
Вступила в брак с Николаем Алексеевичем Райко. Они жили главным образом за счет урожая с собственного огорода и хозяйства, изредка подрабатывая в сезон на работах в колхозе или же у людей по найму. У супругов родились дети: дочь Елена в 1951, сын Сергей в 1953; семья построила новый дом на берегу Днепра на окраине небольшого городка Цюрупинска (сейчас возвращено историческое название Олешки).
Дочь Елена погибла в автомобильной катастрофе, оставив двух внуков Полины Андреевны своему мужу (жизнью бабушки они интересовались мало); в следующем году умер муж Николай, а сын Сергей, устраивавший в доме дебоши и продавший «за бутылку» почти все имущество, оказался в исправительной колонии. Несмотря на преклонный возраст, она продолжала почти ежедневно по будням ходить на заработки.
На стенах дома внутри и снаружи появились первые необычные композиции. Для них пенсионерка использовала бытовую краску-эмаль ПФ. Сюжеты она брала отовсюду: из своей жизни, из фантазий и снов, от созерцания природы – за ее огородом начинались днепровские плавни, а еще – с этикеток и календариков.
Сын Сергей, вернувшись из тюрьмы, успел в пьяном виде нанести матери ножевые ранения и вскоре скончался от цирроза печени. Художница, заполнив все пространство 9 помещений (дом и летняя кухня) и плоскости заборов, ворот и калиток, стала поправлять некоторые свои картины. В ее дом стали приезжать искусствоведы и краеведы, целыми автобусами — туристы (не только художники). В 2003 году был снят сюжет для телевидения с участием самой наивистки, запечатлевший ее щедрые рассказы и бесхитростные пояснения к картинам и даже пение, сопровождавшее некоторые сюжетные повествования.
15 января Пелагеи Андреевны Солдатовой-Райко не стало. Уже в 2005 году стараниями херсонской арт-группы «Тотем» и неравнодушных краеведов был выпущен обширный каталог росписей Полины Райко с названием, которое она дала одной из своих картин — «Дорога в Рай». В 2006 году был презентован документальный фильм «Рай» об уникальной художнице-самоучке. В 2013 году еще один сюжет был снят уже силами сотрудников киевского Музея Ивана Гончара. Начата работа по созданию первого в Украине музея наивного искусства на базе усадьбы художницы. Эту усадьбу вскоре после смерти Райко приобрели супруги из Канады, поклонники аутентичного искусства. Благодаря им, росписи не были утрачены.