Марина Абрамович - SKETCHLINE

назад

30 ноября 1946 года, Белград (Югославия)

Марина Абрамович

описание

Марина Абрамович – сербско-американская художница, знаменитая на весь мир благодаря своим неординарным и шокирующим перформансам. Она по праву считается одной из лучших в своем жанре, а ее представления, связанные с физической болью и даже угрозой для жизни и здоровья, заставляют зрителей переосмыслить свое восприятие многих вещей и шагнуть далеко за границы обычного восприятия мира и себя.

Рожденная в Югославии, где процветала коммунистическая диктатура, воспитанная довольно деспотичными родителями, Марина Абрамович создавала свои перформансы как реакцию на любые ограничения. Она резала и хлестала свое тело, поджигала на себе свою одежду и появлялась обнаженной в самых неподходящих для этого местах, шокируя и порой раздражая публику. При этом девушка, следуя строгому приказу матери, должна была обязательно вернуться домой к 10 часам вечера, и все ее представления заканчивались до этого времени. Сбежав из Белграда в 29 лет, художница вынуждена была работать на нескольких работах и вязать свитера на продажу, чтоб обеспечить свое существование. Но она не оставила своих идей и продолжала организовывать тщательно продуманные представления, которые не оставляли равнодушным никого из зрителей и участников.

Сейчас Марину Абрамович называют «бабушкой мирового перформанса». Она остается самой значительной фигурой в этом виде искусства, настоящей знаменитостью, среди поклонников которой – певица Леди Гага и другие звезды шоу-бизнеса. В 2020 году художница планировала несколько новых протрясающих событий, одно из которых — опера-перформанс под названием «Семь смертей».

Ключевые идеи:  

— Марина Абрамович появилась на мировой художественной сцене в 1960-х годах, когда абстрактное творчество начало терять свою актуальность и многие художники пытались расширить рамки изобразительного искусства, основываясь на собственном физическом опыте. Избегая традиционных художественных материалов – таких, как холст и краски, — она стремилась сократить расстояние между творцом и зрителем, сделав собственное тело объектом и способом передачи информации, своеобразным медиумом. Творчество Абрамович – это не объект и не предмет. Это акт, который происходит здесь и сейчас, и происходит не только в реальной жизни, но и в сознании каждого его участника и зрителя.

— На протяжении 12-ти лет Марина Абрамович создавала перформансы вместе со своим супругом немецким художником Уве Лайсипеном, выступавшим под псевдонимом Улай. Пара реализовала множество интересных идей, основанных преимущественно на гендерной идентичности, взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, понятиях доверия, взаимопомощи и выражении своих эмоций. Сложные отношения художников закончились болезненным расставанием, которое также произошло в виде перформанса. Действо было организовано на Великой китайской стене: художники шли навстречу друг другу с разных ее концов и, встретившись посредине, посмотрели друг другу в глаза, чтобы навсегда разойтись в разные стороны.

— Большинство работ Марины Абрамович содержат сексуальный подтекст. Она часто появляется в своих перформансах полностью обнаженной или демонстрирует предельно откровенное поведение. Художница говорит, что сексуальная энергия дается человеку от природы и для сербского народа характерно возведение этой энергии в ранг обряда, магического ритуала, способного повлиять  на многие аспекты в жизни.

— Работы сербской художницы часто включают в себя элементы реальной физической опасности. Во многих произведениях присутствует настоящее оружие или острые предметы, способные нанести вред или даже убить автора произведения. Однажды Абрамович вырезала ножом звезду у себя на животе, а в другой раз несколько минут простояла вместе со своим партнером Улаем под стрелой натянутого лука. Самым резонансным стал перформанс 1974 года, в котором зрители имели возможность взаимодействовать с художницей при помощи нескольких предложенных им предметов, среди которых был и пистолет. По словам самой Марины, зрители вполне могли убить ее, если бы захотели, и это было по-настоящему страшно. Такие действия Абрамович делала не из мазохистских побуждений, а для того, чтоб продемонстрировать зрителям суть взаимоотношений между людьми и безграничные возможности человеческой психики.

 

Марина Абрамович

Они повлияли

течение

Концептуальное искусство

друзья

Уве Лайсипен (Улай)

Сьюзен Сонтаг

художники

Ив Кляйн

Йозеф Бойс

Брюс Науман

Вито Аккончи

Крис Бурден

Он повлиял

течение

Концептуальное искусство

друзья

Уве Лайсипен (Улай)

художники

Ана Мендиета

Мэтью Барни

Коко Фуско

Карен Финли

описание

Свежая работа Марины Абрамович представляет собой не перформанс, а реальный объект. Это выполненные с помощью современных 3-D технологий портреты художницы из алебастра, которые составляют серию из 5-ти штук.

2018

описание

Суть перформанса, который происходил в нью-йоркском музее современного искусства, состоял в том, что каждый желающий мог сесть напротив Марины Абрамович и в течение нескольких минут молча смотреть ей в глаза.

2010

описание

«Дом с видом на океан» представляет собой три маленькие комнаты, без потолка и передней стены, установленные в выставочном павильоне. В этих комнатах Марина Абрамович провела 12 дней без еды, общения и какой-либо связи с внешним миром.

2002

описание

Произведение было представлено на Венецианской биеннале и получило на конкурсе приз «Золотой лев». В течении 4-х дней Марина Абрамович перемывала гору окровавленных коровьих костей, которые символизировали жертв войны в Югославии.

1997

описание

Перформанс, который был задуман как радостное, торжественное событие, оказался в конечном итоге грустным.

1988

описание

Основной темой этого перформанса стали отношения между мужчиной и женщиной и важность доверия в паре. Марина и Улай использовали для своего эксперимента настоящий лук и острую стрелу, которая была направлена прямо в грудь Абрамович.

1980

описание

В этом перформансе Абрамович со своим партнером Улаем проверяли свою выдержку. Они сели друг к другу спиной, связали свои волосы в один общий узел и сидели неподвижно на протяжении 16-17 часов каждый день, пока продолжалась выставка.

1977

описание

Ранние перформансы Марины Абрамович часто включали в себя элементы самоистязания и даже мазохизма. Во время одного из них, который носил название «Губы Томаса», художница изобразила звезду на своем животе с помощью острого лезвия. После этого деяния она исхлестала себя плетью и легла на полчаса на крест изо льда.

1975

описание

В перформансе, который сделал ее знаменитой, Марина Абрамович отвела себе пассивную роль. Обнаженная художница просто находилась в комнате, где на столе были разложены несколько десятков различных предметов, таких как духи, роза, ножницы, мед, соль и заряженный пистолет.

1974

описание

Один из первых известных перформансов Марины Абрамович, который стал одним из самых опасных. На полу помещения молодая художница выложила пятиконечную звезду из дерева, облила ее нефтью и подожгла.

1974