Леопольд Леопольдович Сюрваж - SKETCHLINE

назад

1879 - 1968

Леопольд Леопольдович Сюрваж

описание

Французский видный художник-авангардист финско-датского происхождения, получивший художественное образование в Москве и Париже, работавший во Франции и ставший частью Парижской школы живописи. Родился в семье финна, владельца московского фортепианного завода Леопольда Фридриха Штюрцвага в городе Лаппеенранте, что в 30 километрах от российской границы на озере Сайма (по другим данным родился в Москве 12 августа). С юных лет учился музыке, получил диплом коммерсанта в 1897 году. Работал как живописец, график и мастер театральной декорации (сотрудничал с «Русскими балетами» С. Дягилева), а также как книжный иллюстратор и монументалист.

Стал учредителем вместе с Архипенко и Глезом группы «Золотое сечение» («Section d’or», 1920), экспонировался на выставках в Роттердаме и Гааге, Амстердаме и Женеве, Риме, Милане. Активно выставлялся в парижских залах с «Независимыми», был представлен на вернисаже «Мастера кубизма» (1921).

Сюрваж стал автором-разработчиком теории движущихся цветовых абстрактных форм, был учредителем парижского объединения кубистов и абстракционистов «Золотое сечение». Художника высоко ценило государство, он удостаивался национальных премий и наград, стал офицером ордена Почетного легиона.

Художник отмечен Национальным призом Франции, Медалью Парижа, званием офицера ордена Почетного легиона. Французское телевидение сняло фильм «В честь Сюрважа».

Ключевые идеи:

Поселившись в Париже, художник начал экспериментировать в кубизме. «Раскраивая» объекты изображения и пространство перспективы на плоские сегменты, он воссоздавал несколько точек зрения в более крупных композициях.

Темой картин чаще всего становились городские виды, цветы, деревья, птицы. Реорганизуя реальные предметы в фрагментированные составляющие, Сюрваж добивался, тем не менее, целостности живописного пространства.

Художник отличался от других последователей стиля выбором палитры: цветовые решения его картин – это преимущественно светлые тона, довольно яркие, но не вызывающие.

Перебравшись в Ниццу, в течение примерно восьми лет Сюрваж работал в стиле, сочетающем приемы кубизма и конструктивизма. В сериях картин этого периода лейтмотивом проходят человек и море, дом и окно, занавес и птица.

Параллельно с кубистским творчеством Леопольд Сюрваж производил динамические абстракции. Новатор стремился создать ощущение анимации через статическую среду живописи, называя ее «цветной музыкой». Автор поясняет: «Цветная музыка никоим образом не является интерпретацией или иллюстрацией музыкального произведения. Это автономное искусство, хотя и основано на таких же психологических принципах».

Сюрваж говорил следующее о беспредметном искусстве и его перспективах: «Пластическая форма избавится от последних оков — неподвижности и заданности. Живопись обретет живое дыхание, я ей придаю способность двигаться, подчиняться ритму внутреннего мира художника». При этом инструментом, по мнению автора, будет синематограф – «истинный символ сконцентрированного движения». Это искусство во времени – «цветной ритм и ритмический цвет».

К концу 1930-х годов, в результате тесных контактов с А. Массоном , Сюрваж все больше очаровывался мистикой и символами. В результате криволинейные формы, ранее доминировавшие в композициях художника, снова оказались под контролем довольно строгой геометрической структуры.

Леопольд Леопольдович Сюрваж

Они повлияли

течение

Фовизм

друзья

Робер Делоне

Альбер Глез

Давид Бурлюк

Владимир Бурлюк

Андре Массон

художники

Александр Архипенко

Анри Матисс

Поль Сезанн

Пабло Пикассо

Амедео Модильяни

Марк Шагал

Андре Массон

Константин Алексеевич Коровин

Леонид Пастернак

Он повлиял

друзья

Пабло Пикассо

Осип Цадкин

Михаил Ларионов

Наталья Гончарова

Фернан Леже

Викинг Эггелинг

Вальтер Руттман

Герхард Рихтер

Оскар Фишингер

описание

Материалы: казеин, карандаш, панель. Местонахождение: частная коллекция.

1942

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва, Россия.

1927

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1926

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия.

1925

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Художественный институт Чикаго, США.

1924

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1920

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей Пети Пале, Париж, Франция.

1917

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Галерея Тейт Модерн, Лондон, Великобритания.

1916

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.

1912