Ласло Мохой-Надь - SKETCHLINE

назад

20 июля 1895 года, г. Боршод, Австро-Венгрия - 24 ноября 1946 года, г. Чикаго, Соединенные Штаты Америки

Ласло Мохой-Надь

описание

Венгерский художник и график-иллюстратор, скульптор и мастер художественной фотографии, теоретик киноискусства, журналист. Его имя при рождении — Ласло Вайс. Он был одной из крупнейших фигур мирового авангарда в первой половине XX столетия, а также важнейшим представителем фотографии Нового видения.

Ласло Мохой-Надь входил в круг дадаистов, испытал воздействие конструктивизма и развивал его принципы, а также был соавтором теоретических трудов. Идеи венгерского мастера сыграли заметную роль в развитии цифрового дизайна, оказывают влияние на таких современных разработчиков программного обеспечения, как Бен Фрай, Кейси Реас и Джон Маеда.

Художник углублялся в различные области творчества — от коммерческого дизайна до театральных декораций, а также работал художественным руководителем журнала, снимал фильмы. Но его величайшим вкладом в развитие мирового изобразительного искусства стала версия Баухауза, организованная им в Соединенных Штатах Америки – Ласло Мохой-Надь основал весьма влиятельный Институт дизайна в Чикаго.

Стиль Бахауза в значительной степени был продуктом бурной истории первой половины 20-го века — периода, что продолжает оставаться предметом глубокого интереса и сегодня. К примеру, 2009 год отмечался в Европе и Соединенных Штатах как год Баухауза.

Огромное расстояние – географическое (из Венгрии в США), культурное и профессиональное — которое Ласло Мохой-Надь преодолел за свою относительно короткую жизнь, удивительно. Его личность восхищает энергией, а творческий гений – невероятным разнообразием деятельности и оптимистическим идеализмом.

Ключевые идеи:

— Ласло Мохой-Надь обнаружил страсть к рисованию, когда воевал в качестве артиллерийского офицера на фронтах Первой мировой войны. Его образные картины и рисунки имели тенденцию к экспрессионизму — ужасы войны остались эмоцией на всю жизнь.

— Ласло Мохой-Надь страстно увлекся деятельностью Баухауза, являвшегося наиболее значительным форпостом конструктивизма в Европе. Он также рассматривал и применял идеи минимализма и супрематизма К. Малевича, что отразилось в его абстрактных геометрических композициях. В дальнейшем Мохой-Надь сделал акцент на единстве искусства и новейших технологии.

— Фотографией увлекся через друга Эрцебета Ландау, у которого была собственная фотостудия в Будапеште. Мохой-Надь был поглощен жизненными и формообразующими эффектами света на протяжении всей своей карьеры, но нигде эти пристрастия не были более ясны, чем в его фотограммах. В них свет, как выразился сам художник, является «средством пластического выражения» и визуальной композиции.

— Ласло применял технику, разработанную Генри Тэлботом — фотоснимки без камеры, а также нашел непосредственные прецеденты в рентгенографах своих современников-дадаистов Кристиана Шада и Мана Рэя. Объекты помещались над «холстом» и оставляли белые пятна, так как закрывали лучи света, направленные на светочувствительную бумагу. Однако работы Мохой-Надя представляют собой продуманное использование среды, подкрепленное не дадаистским желанием разрушить границы среды, а верой в жизненные возможности фотографии.

— В коллажах и обычных фотографиях, полагал художник, «вы можете использовать радикальные и неожиданные углы, чтобы стимулировать новое восприятие мира».

— Переселившись в Соединенные Штаты, художник основал Институт дизайна в Чикаго, первоначально известный как «Новый Баухауз», учреждение, которое оказало значительное влияние на распространение принципов европейского конструктивизма в мире.

— Он продолжил работу над своими Космическими модуляторами, начал использовать оргстекло. Эти творения размыли границы между живописью и скульптурой: лист оргстекла с нанесенным рисунком размещался на расстоянии от стены или стоял на подставке, что позволяло получить сложное взаимодействие света и тени.

Ласло Мохой-Надь

Они повлияли

течение

Кубизм

Экспрессионизм

Дадаизм

Минимализм

Конструктивизм

Геометрическая абстракция

друзья

Оскар Шлеммер

Курт Швиттерс

Пауль Клее

Василий Кандинский

художники

Эль Лисицкий

Казимир Малевич

Генри Фокс Тэлбот

Ман Рэй

Пит Мондриан

Он повлиял

течение

Конструктивизм

друзья

Люсия Шульц

художники

Георгий Кепес

Йозеф Альберс

Иштван Хоркаи

Бен Фрай

Кейси Реас

описание

Скульптура из прозрачного плексигласа состоит из геометрических плоскостей, врезанных отверстиями и прорезями друг в друга. Плоскости текут биоморфными изгибами, сдвигаются, чтобы обернуть самих себя.

1946

описание

Отражающие и прозрачные качества оргстекла служили желанию художника модулировать и активировать свет - его любимую среду. Он стремился создавать впечатление движения часто неожиданными способами и достигал в этом необыкновенных эффектов, используя листы с дефектами, как в данной работе.

1939 - 1945

описание

Мохоли-Надь сделал серию фотографий Берлинской радиовышки, построенной в 1926 г. Данная знаменитая фотография выполнена с «целенаправленно дезориентирующей точки зрения», отчего больше похожа на сложное взаимодействие отвлеченных геометрических форм, чем на городскую сцену.

1928 - 1929

описание

Этот коллаж в духе дадаизма состоит из фигур, вырезанных из журналов. Они сгруппированы в трех трубчатых формах-пробирках. Ближе к зрителю группа мужчин-африканцев образует кольцо - они присели, их руки связаны.

1927

описание

Если первые абстрактные работы Мохой-Надя имели непрозрачные геометрические фигуры и напоминали творения Эль Лисицкого, то эта показывает, что автор развивает уникальную идиому.

1927

описание

Мохоли-Надь сделал эту фотографию во время поездки с художником и коллегой по Баухаузу О. Шлеммером в швейцарскую Аскону. Это мрачное (что не характерно для автора) изображение показывает двух младенцев-кукол лежащими на белой пеленке в некой клетке на бетонном полу.

1926

описание

Работа из серии «Фотограммы», которые автор создавал путем экспонирования предметов на светочувствительную бумагу. Объект изображения – в данном случае это рука художника - помещались над «холстом», чтобы оставить белые фигуры. По сути это фотография без использования камеры.

1926

описание

В коллажной работе автомобиль мчится по извилистой дороге, выстроенной из слова «Pneumatik», отсылающего к новому типу шины. Автор рассматривал произведение как ключевой пример жанра, в котором выражается «новый темп визуальной культуры».

1923 - 1924

описание

Автор отождествил это произведение с конструктивизмом, который появился в России в 1910-ых годах, а в 1920-ых охватывал и запад, отчасти благодаря деятельности Баухауза, который считается наиболее значительным форпостом конструктивизма в Европе.

1922

описание

Абстрактная геометрическая композиция передает ощущение минимализма архитектурного порядка. Фон делит черная вертикальная полоса, пересекаемая в нижней части маленьким желтым горизонтальным прямоугольником.

1922 - 1923