Клиффорд Стилл - SKETCHLINE

назад

30 ноября 1904 года, Грандин, Северная Дакота (США) - 23 июня 1980 года, Нью-Йорк (США)

Клиффорд Стилл

описание

Один из первых американских абстрактных художников Клиффорд Стилл — центральная фигура нью-йоркской школы абстрактного экспрессионизма. Стиль, у истоков которого он стоял, стал ведущим направлением в искусстве США, начиная с 1940-х годов и до 1960-х, пока его не вытеснили более позитивный, понятный широким массам поп-арт и минимализм.

В возрасте 20-ти лет Клиффорд Стилл приехал в Нью-Йорк, чтоб учиться живописи, но не пробыл в городе и двух недель. Разочаровавшись в современном искусстве и осуждая коммерческий подход к живописи, художник уехал на Запад, где окончил университет и работал преподавателем. Лишь только в 1945 году он вновь вернулся в Нью-Йорк, задержавшись в этот раз в городе гораздо дольше. Вместе с Марком Ротко и Барнеттом Ньюманом художник основал школу живописи цветового поля, в основе которой лежит использование больших плоскостей однородного цвета.

Работы Клиффорда Стилла узнаваемы своими большими масштабами, а его фирменный стиль заключается в использовании тяжелого импасто, драматично-контрастного сочетания цветов, резкая граница между которыми имеет рваную зубчатую форму. В своем творчестве художник сумел соединить яркость живописи цветового поля и экспрессивность живописи действия, что стало уникальной особенностью искусства Клиффорда Стилла.

Несмотря на то, что его считают одним из основателей абстрактного экспрессионизма, художник не причислял себя к этому направлению. Он предпочитал держаться особняком, не участвовал в совместных выставках и других мероприятиях. Стилл отличался сложным характером, вступал в конфликты с арт-дилерами и коллегами по цеху, что, вероятно, повлияло на то, что его имя не так хорошо известно, хотя его вклад в авангардное искусство является чуть ли не самым серьезным и основополагающим.

Ключевые идеи:

— Клиффорд Стилл — первый абстрактный художник Америки. Он перешел к полному отсутствию узнаваемых объектов в своей живописи на несколько лет раньше Поллока и Ротко – они продолжали писать в близком к сюрреализму и экспрессионизму духе до начала 40-х годов, в то время как первые абстрактные произведения Клиффорда Стилла датируются 1938 годом. Также он первым стал использовать огромные полотна без рам, утверждая, что ограничивать картину какими-либо рамками – это просто кощунство.

— Детство художника прошло в северных штатах США и Канаде. Эти спокойные и малонаселенные места наложили отпечаток на творчество Клиффорда Стилла, в котором хоть и нет никаких реальных объектов, но явно чувствуется любовь художника к бесконечным просторам и монолитным плоскостям. Многие зрители сравнивают его цветовые пятна с темными пещерами или пропастями, которые затягивают внутрь полотна. Другие ценители видят в картинах художника вспышки огня или молнии. Так или иначе, эти ассоциации с мощными силами природы указывают на глубинную сущность живописи, которая доходит до современников из древности и отражается в полотнах Клиффорда Стилла.

— Центральная тема творчества Клиффорда Стилла — экзистенциальная борьба человеческого духа и неумолимых сил природы. Две противоположности, выраженные контрастными цветовыми сочетаниями, олицетворяют эту борьбу. На полотне они не сливаются и не переходят друг в друга, а находятся в противостоянии, создавая физически ощутимое напряжение и огромную энергию.

— В отличие от своих коллег Ньюмана и Ротко, Стилл использовал густые краски, которые накладывал на поверхность холста при помощи мастихина. Благодаря этому тяжелому импасто, цвета в картинах художника кажутся глубокими, живыми и мерцающими. В некоторых картинах  создается иллюзия, что одни цвета находятся снизу других и художник просто частично снял верхний слой краски, чтоб обнажить их,  хотя при ближайшем рассмотрении оказывается, что это не так.

— Несмотря на абсолютное новаторство своих работ, Клиффорд Стилл не признавал и не любил современное общество. Он не хотел изображать современную ему реальность, так как просто не находил в ней ничего интересного. Художник говорил: «Наш век – век науки, механизации, власти и смерти. Я не вижу ничего хорошего в том, чтобы подпитывать его безмерное высокомерие живописным подношением».

Клиффорд Стилл

Они повлияли

течение

Кубизм

Сюрреализм

Американский регионализм

друзья

Фридрих Ницше

Джеймс Фрейзер

Джейн Эллен Харрисон

художники

Уильям Блейк

Поль Сезанн

Пабло Пикассо

Он повлиял

течение

Нео-экспрессионизм

друзья

Джейн Эллен Харрисон

художники

Джексон Поллок

Марк Ротко

Джулиан Шнабель

описание

В поздний период творчества, после переезда в отдаленную сельскую местность в штате Мэриленд, полотна Клиффорда Стилла несколько изменили свою стилистику.

1974

описание

В произведении художник использовал красно-коричневый, черный и синий цвета, которые напоминают пейзажи Северной Дакоты, где художник провел свое детство. Горизонтально ориентированная композиция только усиливает это ощущение, открывая перед зрителем бесконечно широкий горизонт с хаотично нагроможденными скалами, почти закрывающими небо.

1960

описание

Одно из самых больших, известных и дорогих произведений художника, стоимость которого оценивается экспертами в районе 30-ти миллионов долларов.

1957

описание

Картина «1957-D-No.1», которая является одним из самых известных среди работ автора, построена на контрасте ярко-желтого и черного цветов, причем черный цвет преобладает в композиции, создавая ощущения пустоты и темной пропасти.

1957

описание

Произведение входит в серию из трех работ, выполненных в одинаковых цветах и имеющих практически идентичную композицию. Клиффорд Стилл  почти всегда работал сериями, пытаясь как можно более точно сформировать и выразить задуманное в своих работах. При этом он сознательно избегал вызывать какие-либо ассоциации у зрителей.

1951

описание

Произведение является прекрасным примером зрелого стиля художника. В ней полностью отсутствуют предметы и узнаваемые формы, а суть произведения составляет неравномерно распределенный яркий цвет, мерцающий как пламя огня или электрический разряд.

1948

описание

Одно из первых произведений, в котором полностью отсутствуют реальные узнаваемые предметы, а поверхность проработана густыми красками при помощи мастихина. Картина не имеет названия, как и все абстрактные произведения Клиффорда Стилла

1944

описание

Произведение является переходным этапом от фигуративной живописи к полной абстракции и представляет собой крупную фигуру на вытянутом вертикально полотне. Очень темное, почти черное произведение навевает мрачное настроение.

1936

описание

Произведение, изображающая дома индейцев, была выполнена в резервации Колвилль, где Клиффорд Стилл вместе с соратниками основал колонию художников в 1937 году.

1936

описание

На фоне пустынного пейзажа изображена человеческая рука и лицо, написанные красновато-коричневой краской. Парящие в воздухе объекты указывают на увлечение Клиффорда Стилла сюрреализмом, о чем свидетельствует и загадочно-пустынная атмосфера, характерная для этого направления.

1935