Ив Кляйн - картины и биография - SKETCHLINE

назад

1928 - 1962

Ив Кляйн

описание

Выдающийся французский художник, скульптор и фотограф. Несмотря на короткую художественную карьеру (1954-1962) справедливо считается одним из наиболее значительных новаторов послевоенного европейского искусства.

Ив Кляйн, занявшись творчеством, хотя никогда не учился в художественных заведениях, не хотел, чтобы его творения воспринимались как интерьерная абстракция. В результате он находил оригинальные способы самовыражения. Один из них – использование для работ особой краски синего цвета, формулу которой зарегистрировал в Institut national de la propriété industrielle (вопреки расхожему утверждению, патента не получал). Цвет вошел в историю мирового искусства как «International Klein Blue».

В начале 1960-ых Кляйн стал вместе с искусствоведом Пьер Рестани организатором новой группы «New Realism». Сам термин впервые предложен Рестани в предисловии к каталогу. В группу входило 9 художников-новаторов. Они считали себя прямыми продолжателями дадаистов, первая совместная выставка имела название «40° Above Dada».
Однако Кляйн почти сразу стал дистанцироваться от «дадаистского вектора» группы с его ретроспективным акцентом на использование готовых изделий и «мусора». Он считал Nouveau Réalisme более перспективным и инновационным, его работы носили более широкий характер с точки зрения стиля, техники, использования современных средств массовой информации. К тому же его монохромы – это современный особый статус искусства, а не живопись в ее традиционном понимании. Кляйн был первопроходцем в том, что позже составило суть концептуального искусства, считается пионером-предшественником минимального искусства, а также поп-арта и боди-арта.

Ключевые идеи:

— Не имевший художественного образования Ив Кляйн не случайно выбрал девиз «За цвет! Против линии и рисунка!». Начав создавать монохромные работы в 1949 г., он был разочарован отношением к его окрашенным одним цветом композициям как к интерьерной яркой абстрактной живописи. Художник отказался от первоначальных монохромных оранжевых, жёлтых, красных, розовых картин, перейдя только к фирменному синему цвету.

— Обширной серией монохромов художник ставил под сомнение эмоциональные глубины, якобы видимые в абстрактном искусстве. Начиная с выставки «Proposte Monochrome, Epoca Blu», организованной в 1957 г. миланской Gallery Apollinaire, Кляйн использовал ультрамарин, разводя его синтетической смолой «Rhodopas MA». Эффект, обнаруженный с помощью дилера Э. Адама, заключался в сохранении яркости пигмента.

— В 1960 г. Кляйн зарегистрировал рецепт, включавший определённое количество «Rhodopas». Цвет, близкий к ляпис-лазури, которая использовалась в средневековой живописи, стал знаменит как «International Klein Blue (IKB)».

— Кляйн использовал свой колер, работая в интернациональной команде художников по оформлению оперного театра Гельзенкирхена в Германии. Художник создал четыре монументальных, высотой десять метров, синих произведения с рельефом-губкой и два монохрома для главного зала.

— «Антропометрии» — так Кляйн называл работы, созданные как отпечатки покрытого синей краской женского тела на бумаге или полотне, расстеленном на полу. Первые эксперименты с техникой «живых кистей» относятся к середине 1958 г.

— Космогония получались, когда под дождь подставлялась специальным образом подготовленная основа; или когда полотно, покрытое синей краской, закреплялось на крыше автомобиля на время длительной поездки. Растительные картины создавались с помощью напыления пигментов на камыш или тростник.

— Художник использовал огонь, приближая большие листы картона к газовым горелкам. Первую огненную живопись Клейн создал в день закрытия своей выставки в немецком городе Крефельде в 1961 г.

— Серию «Monogolds» между 1960 и 1961 гг. Кляйн выполнял, используя золото как символический материал. Одни работы объединяли в композицию серию прямоугольников, другие делались из подвижных тонких листов золота — закрепленные на панели, они двигались при малейшем движении воздуха; третьи были рельефами с отполированной поверхностью.

— Из перформансов самым знаменитым стал «Прыжок в пустоту», который отображен в серии фотоснимков, обнародованных отдельным выпуском парижской ежедневной газеты «France Soir».

Ив Кляйн

Они повлияли

течение

Дадаизм

друзья

Жан Тэнгли

Арман Фернандес

художники

Казимир Малевич

Пит Мондриан

Марсель Дюшан

Джаспер Джонс

Он повлиял

течение

Минимализм

Новый реализм

Концептуальное искусство

друзья

Бернар Обертен

художники

Ники де Сен-Фаль

Рэймонд Хейнс

Даниэль Споерри

Жак де ла Вильжель

описание

Материалы: пигмент, губка, резина, гипс. Местонахождение: Centre Pompidou, Paris (Франция).

1962

описание

Материалы: International Klein Синий пигмент на бронзе, сусальное золото на дереве. Местонахождение: Музей современного искусства Скоттсдейл, Аризона (США).

1962

описание

Материалы: губки, галька и сусальное золото на панели. Местонахождение: частная коллекция.

1961

описание

Материалы: обожженная бумага на картоне. Местонахождение: Музей современного искусства Kunst Stiftung Ludwig Wien (Австрия).

1961

описание

Материалы: пигмент на гипсе. Местонахождение: частная коллекция.

1960

описание

Материалы: чистый пигмент и синтетическая смола на бумаге. Местонахождение: частная коллекция Rotraut Klein, Париж (Франция).

май 1960 года

описание

Материалы: cухой пигмент и синтетическая смола на бумаге, холст. Местонахождение: Tate Liverpool, Великобритания.

1960

описание

Материалы: чистый пигмент и синтетическая смола на доске. Местонахождение: частная коллекция Rotraut Klein, Париж (Франция).

1955

описание

Материалы: спонжик, галька, сусальное золото, панель. Местонахождение: частная коллекция.

1961

описание

Материалы: масло, смола, бумага, холст. Местонахождение: Музей Кантини, Марсель, Франция.

1961

описание

Материалы: пигмент, синтетическая смола, хлопковое полотно, фанера. Местонахождение: Нью-Йоркский музей современного искусства (США).

1957