Фрэнк Стелла - SKETCHLINE

назад

12 мая 1936, Малден, Массачусетс, Соединенные Штаты Америки

Фрэнк Стелла

описание

Фрэнк Стелла — американский художник, центральная фигура минимализма, известный своими картинами нестандартного формата и крупномасштабными композициями, соединяющими в себе черты живописи, скульптуры и архитектуры.

Творческая карьера художника была необычайно успешной. Сразу после окончания университета Стелла написал серию абстрактных работ с геометрическими узорами, которые имели огромный успех среди поклонников современного искусства. Уже в 25 лет он произвел настоящую революцию в живописи, противопоставляя свои безэмоциональные работы психологически сложным произведениям абстрактного экспрессионизма, а в 34 года провел персональную выставку в нью-йоркском Музее современного искусства, став самым молодым художником, чьи работы демонстрировались в этом престижном заведении.

На протяжении всей своей карьеры Фрэнк Стелла продолжал экспериментировать, постепенно расширяя диапазон собственных выразительных средств и увеличивая масштабы своих творений. Первые аскетичные черно-белые работы сменились цветными картинами, геометрический рисунок которых становился все сложнее и причудливее.

Со временем художник стал включать объемные элементы в свои композиции, пока не совершил полный переход к объемному творчеству, создавая рельефы, скульптуры и архитектурные проекты в собственном узнаваемом стиле.

Смелые и даже в чем-то рискованные эксперименты Фрэнка Стеллы сделали его ключевой фигурой в американском модернизме, источником для возникновения таких течений, как минимализм, пост-живописная абстракция и живопись цветового поля.

Ключевые идеи художника:  

— В годы обучения Фрэнк Стелла работал в стиле абстрактного экспрессионизма, но сразу после окончания Принстонского университета произошел решительный разрыв художника-новатора с этим направлением.

— В своих первых минималистских работах Ф. Стелла использовал лишь черную бытовую краску, чередуя ее с неокрашенными белыми пространствами на холсте. Этот способ изображения в полной мере давал понять, что живопись – это не трехмерное пространство, как было принято считать еще с эпохи Возрождения, а всего лишь плоская поверхность,  закрашенная тем или иным цветом. Такое представление совершило настоящий переворот в изобразительном искусстве и моментально сделало автора этой находки знаменитым.

— В своих работах художник пытался свести к минимуму эмоциональную сторону полотна и привязку к какой-либо теме. Произведения Стелла – это линии, точки, пространство и цвет, которые одинаковы для всех и не имеют никакого подтекста и тайного значения. Они являются нейтральным визуальным объектом, как говорил сам художник, его картины  — это «плоская поверхность с краской на ней – и ничего более».

— В следующий периоды творческих поисков Фрэнк Стелла часто использовал оптические иллюзии и объемные элементы в своих картинах. Геометрические рисунки на полотнах он помещал таким образом, чтоб зрителю казалось, что некоторые элементы как будто выдвигаются вперед, за поверхность полотна, а другие, наоборот, заметно углубляются. Этот прием Стелла позаимствовал у художника начала 17-го века Караваджо, который использовал подобные эффекты в своей живописи.

— Художник известен тем, что придавал некоторым своим картинам необычную форму. В отличие от традиционного прямоугольника ли квадрата, некоторые холсты Стелла имеют формы букв L, T или U. Кроме этого, в своих поздних произведениях он использовал конструкции, сильно выступающие вперед, что делало его работы более объемными и материальными. Ярким примером служит серия «Польская деревня», написанная в 1970-е годы — в ней художник использовал дерево, войлок, бумагу и другие материалы.

Фрэнк Стелла

Они повлияли

течение

Абстрактный экспрессионизм

Поп-арт

Конструктивизм

Минимализм

Живопись цветового поля

Пост-живописная абстракция

друзья

Клемент Гринберг

Ричард Мейер

Филипп Джонсон

художники

Караваджо

Джексон Поллок

Барнетт Ньюман

Джаспер Джонс

Ганс Гофман

Он повлиял

течение

Минимализм

друзья

Клемент Гринберг

художники

Дэн Флавин

Карл Андре

Фрэнк Гери

Сол Левитт

Даниэль Либескинд

Дональд Джадд

описание

Следом за живописными рельефами, детали которых выступали за поверхность полотна довольно далеко, Фрэнк Стелла начал создавать и отдельно стоящие скульптурные композиции. Одной из первых стала «Prinz Friedrich», которая была названа в честь пьесы немецкого драматурга 18-го века Генриха фон Клейста, повествующей о любви и войне.

1998 - 2001

описание

Картина из серии «Воображаемые места» создана Фрэнком Стеллой по мотивам книги «Словарь воображаемых мест» Альберто Мангеля и Джанни Гуадалупи. Источник составлен в виде путеводителя, однако живописные произведения серии не являются просто иллюстрациями к данному путеводителю, поскольку эти композиции составлены, в частности, из более ранних работ художника.

1998

описание

Произведение, выполненное в нескольких различных техниках, отличается большими размерами и вытянутой в длину формой основы. Исследователи творчества художника насчитали в произведении семь разных художественных методов и шестьдесят один цвет.

1992

описание

В серии «Индийские птицы», к которой относится данное произведение, художник экспериментировал с живописным пространством как внутри картины, так и визуальным видом снаружи нее. Для создания работы он применил металлические завитки-спирали, которые выступают далеко вперед от поверхности полотна.

1978

описание

Получив в подарок от друга книгу с фотографиями «Деревянные синагоги», Стелла вдохновился геометрической красотой и оригинальной простотой этих строений. Он создал серию коллажей, деревянных и бумажных рельефов, которые назвал «Польская деревня».

1971

описание

В отличие от ранних монохромных работ Фрэнка Стеллы, произведение отличается яркими радужными цветами. Круглые формы из разноцветных полос, напоминающие мишени, перекрыты не менее яркими квадратами.

1967

описание

«Императрица Индии» - одна из первых фигурных и нефигуративных картин Стелла, которая имеет нестандартную для живописной работы форму. Произведение состоит из четырех последовательно соединенных между собой треугольников, каждый из которых отличается от соседнего цветовым решением.

1965

описание

Монохромные черно-белые произведения Фрэнка Стеллы довольно скоро сменились яркими и красочными композициями. Картины по-прежнему состояли исключительно из полос почти одинаковой ширины, которые равномерно покрывали всю поверхность полотна.

1962

описание

Композиция произведения имеет вид простых симметричных узоров на черном фоне, сходящихся к центру картины в форме креста. Человеческий глаз воспринимает изображение как белые полосы на черном фоне, хотя на самом деле художник наносил на полотно черную краску, а белые части – это просто неокрашенные фрагменты холста.

1959

описание

Работа входит в знаменитую серию Фрэнка Стеллы под названием «Черные картины». Цикл перевернул представление об изобразительном искусстве своей простотой и отсутствием каких-либо значений.

1959