Елена Волкова - SKETCHLINE

назад

1915 - 2013

Елена Волкова

описание

Русская украинского происхождения художница-самоучка, одна из самых видных и признанных в мире представительниц самодеятельного изобразительного искусства. Е. Волкова – первая из художников, работавших в стиле наивного искусства, чья прижизненная персональная выставка проходила в Государственной Третьяковской галерее (декабрь 2005 — январь 2006 гг.). По инициативе и усилиями Валентина Волкова, сына художницы, в Москве открыт её частный музей. Имя Елены Волковой внесено в английскую и американскую энциклопедии наивного искусства.

Ключевые идеи:

— Е.А. Волкова в беседах с искусствоведами и в интервью признавалась, что счастливое детство не отпускает ее. Хотя она называла очередное полотно по тому месту, куда забросила судьба («Сибирская красавица», «Серый волк на Москва-реке», «Народное гулянье на Иртыше»), но изображала все-таки свой Сиверский Донец, чугуевских соседей и родственников, рыб, которых дедушка ловил, животных из маминых сказок и тех, что в немалом количестве жили на их подворье. Это ее личный рай, но он близок и понятен каждому зрителю, потому что прост и радостен.

— В отличие от многих наивистов, не слишком кропотливо работавших над изображаемым, Волкова писала свои картины долго, ставя мазочки разных оттенков и добиваясь, чтобы всё стало «живым». Причем не образно, а буквально. Говорила, что как только олень копытцем кисточку отбросит, можно заканчивать работу над ним. Когда изображала воду, то следила за ней глазами. У воды разные цвета, и если она потекла, играя ими, — значит, надо останавливаться.

— Любимый сюжет художницы – рыба и вода. Рыбы у Волковой – это столь же многозначно-космический символ, как у Матисса или у нонконформистов (к примеру, у Д. Павлинского – это сквозной образ). Очень большая рыба пересекает полотно по диагонали, вверху — небо с реалистически вписанной гущей облаков, внизу – кувшинки и маленькие рыбки. Всё — большое и маленькое – находится одновременно и в воде, и над нею. Настолько свободное размещение объектов встречается как в детском рисунке, так и в картинах изощренных художников-авангардистов. У Волковой это естественный дар, который явился к ней без многолетних трудов, без усвоения правил живописи и систем изображения.

— Переживая мир людей и мир животных и природы как райский сад, Волкова естественным образом переходит в пространство универсального согласия всего со всем. Всякий, считает, роль выполняет свою, имеет свой цвет и характер – значит, своё место в картине. При этом утверждает, что натура не нужна, ведь она и так всех помнит.

— У художницы была удивительная технология – картины она видела готовыми. Они «проплывали» перед ней, причем не во сне. На чистом полотне она смело наносила главные контуры, а потом принималась очень тщательно их «оживлять» — неважно, большой зверь это или виноградинка. Масляные краски любила потому, что высыхают долго, и можно поправлять написанное. Говорила, что краски, пока не просохли, сами смешивались на полотне. Получалось такое, о чем и не мечтаешь: картина рисовала себя сама.

— Специалистов поразила фраза: «Вот хочу я, чтобы яблочко стало круглым, трогаю его, смотрю, чтоб кисточка за яблочко зашла». То есть она находилась в пространстве картины настолько, что ее сознание вступает в непосредственный контакт с создаваемым миром, делает его реальностью. И возможно это только как результат истиной любви к любой былинке, любому камню, всему сущему. У Волковой нет ни капли враждебности, но есть полное приятие мира.

Елена Волкова

Они повлияли

течение

Наивное искусство

друзья

Валентин Викторович Волков

Вагрич Акопович Бахчанян

Кузнецов Леонид Геннадьевич

художники

Паоло Веронезе

Нико Пиросмани

Мария Примаченко

Екатерина Билокур

Он повлиял

течение

Наивное искусство

друзья

Валентин Викторович Волков

описание

Частная коллекция В. Волкова, Москва.

описание

Частная коллекция В. Волкова, Москва.

1988

описание

Местонахождение: Московский музей современного искусства.

1983

описание

Местонахождение: Московский музей современного искусства.

1982 - 1984