Родился в семье мещанина, ремесленника-предпринимателя. Вскоре переехал с родителями в Витебск, посещал занятия в частной Школе рисования Ю. Пэна, учеником которого был и М. Шагал.
1890 - 1941
Лазарь Маркович Лисицкий — российский художник еврейского происхождения, яркий представитель авангарда первой трети 20 ст. Эль Лисицкого справедливо относят к «пионерам» в экспозиционном дизайне. Его знаменитые проуны (сокращение от «проекты утверждения нового») покоряли Европу — в Берлине была создана «Комната Проунов», а принципы, разработанные Лисицким, использовали для оформления выставок такие художники, как В. Татлин, П. Мондриан и др.
Чрезвычайно значительна роль Лисицкого в наведении в 1920-ых годах действенных мостов между западным авангардом и русским постреволюционным искусством. Сотрудничая со многими художественными журналами, издававшимися в Берлине и Амстердаме, Лисицкий повлиял на развитие международного графического дизайна XX ст. и на целое поколение европейских художников.
Лисицкий считал, что художник — агент социальных перемен, который ищет и внедряет новый выразительный язык через плакаты с ярким визуальным эффектом, легко понимаемый всеми социальными слоями во всех странах мира. Пропагандистская сторона многих работ не затмевает того, что художник привнес в использование форм, сплошных цветов, в их организацию в пространстве произведения. Его творческая концепция развивала направление, когда совокупностью работы является уникальный стиль, вмещающий живопись, архитектуру, скульптуру.
Художник был активным деятелем еврейского национального культурного возрождения, организатором и участником выставок, иллюстратором еврейской литературы. Ценным вкладом стало опубликованное в 1923 году в Берлине эссе «Воспоминания о могилевской синагоге» — единственная теоретическая работа Лисицкого, посвящённая еврейскому декоративному искусству.
Ключевые идеи:
— Ранние эксперименты Эль Лисицкого, когда он не вкладывал в произведения игры с трехмерностью изображения, насыщены простой геометрией. Они сочетали стилистику кубофутуризма со стилистикой народного лубка, что больше всего проявилось позже в иллюстрациях, обложках книг и в плакатном искусстве.
— Работая по приглашению М. Шагала в Витебске, художник изобрел и стал развивать собственный вариант супрематистских трехмерных композиций, которые он назвал проектами утверждения нового — «проунами». Большое число проунов перевел в графику. В дальнейшем литографии-проуны были изданы в Москве (1921), а также Ганновере (1923, «Папка Кестнера»).
— По мысли автора, проуны синтезировали приемы супрематизма и конструктивизма, служили переходным мостиком между живописью и архитектурой. Из них потом «вырастали» прославленные «горизонтальные небоскребы», проекты павильонов и театральные макеты, декоративно-пространственные выставочные интерьеры, плакатно-книжный и мебельный дизайн с использованием принципиально новой композиции.
— Эль Лисицкий активно использовал национальные еврейские темы и символы. К примеру, создал ряд авангардных рисунков к народной еврейской сказке «Коза». Особенно часто в афишах, плакатах, иллюстрациях и в другой графике прибегал к применению иврита, обычно сочетая его с буквами русского и латинского алфавитов.
— Для целостного понимания феномена Эль Лисицкого в инсталляциях и архитектуре важны три основных аспекта. Первый — связь с темой пространственных построений: объемные произведения воспринимаются не с одного ракурса, а требуют обхода. Разворачиваясь в пространстве, конструкции приобретают новые смыслы. Вторая черта – активный визуальный и пластический диалог автора с другими художники эпохи. Третьим аспектом искусствоведы называют необходимость осязания. Касание интересовало Лисицкого, как и весь мир вещей со свойствами конкретных материалов, из которых он «сделан».
1890
1909
1917
1919
1920
1921
1922
1923
1925
1927
1929
1932 - 1940
1941
Родился в семье мещанина, ремесленника-предпринимателя. Вскоре переехал с родителями в Витебск, посещал занятия в частной Школе рисования Ю. Пэна, учеником которого был и М. Шагал.
Окончив Смоленское реальное училище, поступил на архитектурный факультет Высшей Дармштадтской технической школы (Германия). Совершил поездку во Францию и Италию, после возвращения поступил в политехнический институт, эвакуированный из Риги в Москву.
Став членом Еврейского общества поощрения художеств, экспонировался в коллективных выставках этого общества в Москве. Иллюстрировал, используя традиционную еврейскую символику, изданные на идише, в т. ч. книги еврейских современных авторов.
Приехав в Киев, сыграл важную роль в начинаниях местной Культур-лиги. Оформленные книги «Пражская легенда», «Козочка» изданы в Киеве. В этом же году поехал в Витебск и руководил мастерскими (архитектурной и печатной графики) в Народном художественном училище, возглавляемом М. Шагалом. Работая в архитектурном бюро, участвовал в этнографической экспедиции, изучавшей артефакты еврейской старины на Днепре.
Создал марку для еврейского народного издательства «Идишер фолкс-фарлаг»(Киев), подписал с ним контракт на иллюстрирование 11 детских книг. Готовил к публикации репродукции росписей старинной синагоги, сделанные в Могилёве, написал сопроводительную статью на идише (издана в Берлине в 1923) Принял творческое имя Эль Лисицкий. Вернувшись в Москву, преподавал в госмастерских, работал в Институте художественной культуры.
Был командирован в Берлин, где активно устанавливал связи между новаторами Европы и постреволюционным русским авангардом. Тесно контактировал с группой берлинских дадаистов, с представителями Баухауза, с нидерландским объединением «Стиль» и стал, таким образом, участником общеевропейского движения конструктивизма.
Издавал журнал «Вещь» вместе с И. Эренбургом (выходил на трех языках), сотрудничал с изданиями «Брум», и «Г» (Берлин), «Де Стиль»( Амстердам).
Вышла в Берлине книга «Маяковский. Для голоса», где Лисицкий применил свои методы визуально-пространственного конструирования для печатного издания. Создал в Берлине «Комнату проунов». Организовывал выставки в Дрездене и Ганновере, где встретил К. Швиттерса, с которым издавал журнал «Мерц» (Амстердам).
Состоялась персональная выставка художника в Дрездене. Лисицкий возвратился в Москву и занял должность профессора в Государственных свободных мастерских. Спустя год стал членом Ассоциации новых архитекторов.
Женился на немецкой художнице С. Кюпперс, переехавшей в Москву. По проекту Лисицкого в Ганноверском Ландес-музее оформлен «Абстрактный кабинет». Год спустя, сотрудничая с Мейерхольдом выполнял театральный проект для постановки «Хочу ребенка».
Участвовал в коллективной выставке в Музее декоративного искусства в Цюрихе, создал для нее плакат-афишу (оригинал приобретен в 1977 г. в коллекцию Центра Помпиду, Париж). Работал ведущим архитектором Центрального парка культуры в Москве. В довоенное десятилетие продолжал активно работать в области журнально- книжного дизайна. В частности, с 1932 года по 1940 был художником-оформителем издания «СССР на стройке».
Был художником-оформителем издания «СССР на стройке».
Лазарь Маркович Лисицкий умер 30 декабря 1941 года в Москве, СССР.
течение
Конструктивизм
Кубофутуризм
Неопримитивизм
Супрематизм
друзья
Марк Шагал
Казимир Малевич
художники
Юдель Пэн
Курт Швиттерс
течение
Конструктивизм
друзья
Владимир Татлин
Василий Дмитриевич Ермилов
Вадим Георгиевич Меллер
художники
Александр Родченко
Лисицкая-Кюпперс Софья Христиановна
Фрэнк Стелла
Пит Мондриан
Биография – Янв 8, 2019
Биография – Янв 8, 2019