Эдгар Дега - SKETCHLINE

назад

1834 - 1917

Эдгар Дега

описание

Французский живописец, выдающийся рисовальщик и скульптор, один из самобытных и виднейших представителей импрессионизма, хотя данный термин художник отвергал.

Жанру скульптуры художник начал уделять больше внимания после того, как к началу 1970-х его зрение ухудшалось. Тематика этих творений повторяла излюбленные темы картин – женщины за туалетом, артистки балета, лошади и скачущие на них жокеи. Дега эти работы делал для себя, заменяя лепкой этюды, поэтому немногие изваяния доводил до конца, а экспонировал в своей жизни единственную — «Четырнадцатилетнюю танцовщицу», которая была раскритикована знатоками.

Восковые фигурки (около 70), найденные наследниками в мастерской мэтра, были непрочными, и было решено увековечить их в бронзе, с которой сам Дега не работал никогда. Первые отлитые образцы появились в 1921 году, а оригиналы долгое время считались утраченными. Однако мастеру-литейщику удалось не повредить хрупкий воск, и в 1954 году в подвалах литейного цеха они были обнаружены.

Все оригиналы, выставленные наследниками на аукцион, приобрел американский коллекционер Пол Меллон. Он подарил несколько работ Лувру, а самая большая коллекция – 52 статуэтки находится в Вашингтонской национальной галерее.

Согласно договору с литейным заводом, каждая из восковых скульптур была воспроизведена примерно 20-25 раз – из почти 1500 копий многие выставляются в крупных музеях мира. К примеру, в Глиптотеке Копенгагена есть их полный набор, хотя спор о том, можно ли копии подписывать именем мастера, все еще продолжается.

Ключевые идеи:

— Дега, хоть и обогатил, подобно другим импрессионистам, палитру яркими и чистыми красками, к пейзажу как главному жанру этого направления импрессионистов был равнодушен. Для мастера важнее была человеческая фигура. Скульптурам Дега присущ особый драматизм образов, часто рожденный из смелого и неожиданного движения линии, из необычной композиции.

— Художник изучал механику движения людей и животных, пользуясь появившимися моментальными фотоснимками. Балет и скачки — те сферы, где все подчинено движению, стали темой для его небольших скульптурных работ. Лепить небольшие восковые изображения Дега начал к концу 1860-ых в связи с катастрофически ухудшающимся зрением. Все скульптуры Дега предполагали возможность кругового осмотра.

— Имея острую природную наблюдательность, мастер стремился запечатлеть нюансы процесса движения, поймать и зафиксировать момент. Виртуозный рисунок – краеугольный прием всего творчества Дега, лег в основу и восковых изваяний. В них он добивался потрясающего натурализма, точности, но не прорабатывал детали.

— Совершенно уникальным явлением стала в истории искусства скульптуры попытка Дега использовать фактические материалы вместо того, чтобы имитировать их. Он «одевал» восковое изваяние в настоящую одежду, на голову приспосабливал натуральные волосы, закрепляя их атласной лентой. Такое новаторство было принято в штыки критикой, и Дега после первой попытки больше не экспонировал своих скульптур.

Эдгар Дега

Они повлияли

течение

Постимпрессионизм

Неоимпрессионизм

Импрессионизм

друзья

Эдуард Мане

Огюст Ренуар

Гюстав Кайботт

художники

Луи Ламот

Оноре Домье

Никола Пуссен

Жан Огюст Доминик Энгр

Он повлиял

течение

Фовизм

друзья

Мэри Кассат

художники

Берта Моризо

Сюзанна Валадон

Одилон Редон

Поль Серюзье

Морис Дени

Пьер Боннар

Михаил Врубель

Николай Рерих

Пабло Пикассо

Джеймс Эббот Макнил Уистлер

Аарон Шиклер

описание

Материалы: пигментированный пчелиный воск, металлическая арматура, шерсть, пробка, деревянная основа. Местонахождение: находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне (США).

1890

описание

Материалы: пластилин, пигментированный воск, металлическая арматура, пробка, дерево. Местонахождение: находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне (США).

1890

описание

Материалы: пигментированный воск, металлическая арматура, пробка, дерево. Местонахождение: находится в Музее Фицуильяма Кембриджского Университета (Великобритания).

1890

описание

Материалы: глина, пигментированный воск, металлическая арматура, пробка, дерево. Местонахождение: находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне (США).

1890

описание

Материалы: пигментированный пчелиный воск, пластилин, гипс, свинец, дерево, ткань, пробка, проволока. Местонахождение: находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне (США).

1889

описание

Материалы: бронза. Местонахождение: находится в Музее д'Орсе, Париж (Франция).

1885 - 1890

описание

Материалы: пигментированный пчелиный воск, металлическая арматура, пробка на деревянной основе. Местонахождение: находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне (США).

1885 - 1890

описание

Материалы: пигментированный пчелиный воск, металлическая арматура на деревянной основе. Местонахождение: находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне (США).

1890

описание

Материалы: пигментированный пчелиный воск, пластилин, металлическая арматура, пробка на деревянной основе. Местонахождение: находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне (США).

1880

описание

Материалы: пигментированный воск, глина, металлическая арматура, веревка, натуральные волосы, шелк, лен на деревянной основе. Местонахождение:находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне (США).

1881