Родился художник 5 июля 1881 года в Эсдене, Франция.
1881 - 1946
Французский художник, теоретик искусства и преподаватель. Анри Ле Фоконье был активным участником группы художников и поэтов «Пюто», а позже стал одним из основателей первого объединения кубистов «Золотое сечение».
Родился в зажиточной буржуазной семье. В 1901 году молодой Ле Фоконье приехал в Париж в для изучения права, но уже очень скоро увлекся изобразительным искусством и учился живописи в студии Жана-Поля Лоренса, а позже занимался в известной Академии Жулиана. Начиная с 1904 года, художник принимал участие в выставках «Салона Независимых», представляя там свои импрессионистские работы.
Он выставлял свои работы в ежегодном Осеннем салоне и Салоне Независимых, в том числе в знаменитой выставке кубистов в «Галерее 41» в 1911 году. Художник поддерживал тесные связи с немецкими и голландскими коллегами, входил в организацию «Новый союз художников Мюнхена» и организовал знаменитую «Бергенскую школу» в Нидерландах, чем способствовал распространению абстрактной живописи в этих странах. С 1912 года художник возглавлял Академию Ла Палетт в Париже, где его учениками среди прочих были Марк Шагал и Марсель Громер. Анри Ле Фоконье часто посещал Россию, где выставлялся в Салоне «Золотое руно», Салоне Издебского в Одессе и на выставках общества «Бубновый валет» в Москве.
Ключевые идеи:
— Несмотря на то, что Анри Ле Фоконье сегодня менее известен, чем его знаменитые друзья Робер Делоне, Жан Метценже и Альбер Глез, он был настоящим пионером кубизма, одним из первых его последователей, много вложивший в развитие стиля. Его студия на улице Висконти была открыта для всех желающих проводить художественные исследования работ Сезанна и экспериментировать с новыми направлениями в живописи. Именно здесь собирались авангардные поэты и художники, которым суждено было изменить историю современного искусства и заложить основы абстрактного стиля.
— Индивидуальный метод художника, основанный на его раннем увлечении творчеством группы Наби и школы Понт-Авена, отличается сдержанной цветовой палитрой, простотой и лаконичностью форм. Большинство картин Ле Фоконье выполнены в оттенках мягкого коричневого, зеленого и серого, излюбленных цветов автора, которые стали узнаваемой чертой его творчества.
— Красотам и богатству цвета юга Франции, Ле Фоконье предпочитал строгие ландшафты Бретани и Голландии, изображая их в кубистской традиции с помощью геометрических упрощенных форм. В его пейзажах крупные массы обозначены большими областями цвета и ограниченны толстыми черными линиями, что является отличительной чертой его стиля.
— Анри Фоконье много работал над портретами и обнаженной натурой, изучая разные способы изображения формы и объема человеческого тела. Во многих произведениях, в том числе в ню, заметен его интерес к отображению движения в живописи. С помощью кубистских методов фрагментации он пытается передать энергию перемещающегося объекта и влияние этого передвижения на окружающее пространство.
— В позднем периоде творчества Ле Фоконье обращается к особой форме экспрессии, тесно связанной с кубизмом и абстрактным искусством. Он отходит от современных парижских течений, предпочитая работать в тихой сельской местности. Картины этого периода
оказали большое влияние на авангардную живопись Голландии, где художник проводил много времени, работая над своими картинами и общаясь с многими нидерландскими живописцами-авангардистами.
1881
1907
1910
1912
1920
1946
Родился художник 5 июля 1881 года в Эсдене, Франция.
Вследствие увлечения работами П. Гогена и группы Наби изменил свой стиль живописи в сторону постимпрессионизма, упрощая формы и пользуясь четкой, выразительной линией. Художник совершил путешествие в Бретань, где много работал над пейзажами и портретами местных жителей. Постепенно стиль Ле Фоконье стал все более геометризированным, приближаясь к живописи Сезанна.
Познакомился с парижскими художниками группы Пюто, которые впоследствии стали группой кубистов «Золотое сечение» и участвовал вместе с Ж. Меиценже и А. Глезом в «Осеннем салоне». В конце этого же года начал общаться с В. Кандинским и стал членом группы «Новое мюнхенское художественное объединение». Художник регулярно проводил встречи поэтов и живописцев в своей студии на улице Висконти. В 1911 году участвовал в первой выставке кубистов в «Салоне Независимых».
Впервые посетил Россию, где участвовал в выставке кубистов «Золотое руно». Здесь он встретил свою будущую жену М.Баранникову. По возвращению в Париж написал несколько статей по искусству и отправился для работы на север Франции. В этот период стиль художника претерпел сильные изменения, он постепенно отошел от кубизма и начал работать в собственном оригинальном стиле, близком к экспрессионизму. В этом же году художник стал директором академии Ла Паллет в Париже. Во время Первой мировой войны проживал в Нидерландах, где общался с местными авангардными художниками. Ле Фоконье стал организатором «Бергенской школы живописи» и активно влиял на распространение современного искусства в стране.
Вернулся в Париж в свою студию на улице Халле. Художник работал в рамках эстетики «возвращения к порядку», в своей манере соединял приемы экспрессионизма и освоение опыта старых голландских и фламандских мастеров. Изменения в послевоенной Европе сильно повлияли на стиль Ла Фоконье, который никогда больше не возвращался к модернистской живописи, а работал в спокойном традиционном стиле. Художник изображал в основном пейзажи севера Франции портреты близких людей.
Анри Виктор Габриель Ле Фоконье умер 25 декабря 1946 года в Париже.