Морис де Вламинк родился 4 апреля 1876 года в Париже.
1876 - 1958
Французский художник-самоучка, живописец и график, писатель, активный участник группы «Fauves» («Дикие» или фовисты).
Художник родился в семье бедных парижских музыкантов (фламандского скрипача-эмигранта и пианистки из Лотарингии). Выучившись играть на скрипке, рано стал зарабатывать на жизнь, не имея возможности получить специальное художественное образование.
Мориса де Вламинка довольно точно назвали «разжигателем» экспрессионизма в группе фовистов. Художник, имевший из специального образования только частные уроки рисования в юношеском возрасте, заявлял с гордостью, что в музеях никогда не бывал («не переступал порог Лувра»). Морис считал, что изучение и копирование мастеров, как и специализированная школа, лишают творца самобытности, делая его не живописцем, а теоретиком.
Уверенно завоевать симпатии и у любителей изобразительного искусства, и у искусствоведов во всем мире Морису де Вламинку помогали многочисленные персональные выставки, которые проходили в Швейцарии, Англии и прочих странах Европы, в также в США. Они сделали живописца не только популярным, но и финансово обеспеченным. Художнику была предоставлена честь представлять Францию на Венецианском биеннале 1954 года. Как литератор Вламинк оставил наследие из нескольких романов и автобиографий.
Ключевые идеи:
— В ранних произведениях Вламинка очевиден интерес к различным стилям живописи, но импрессионизм и неоимпрессионизм ненадолго привлекли эмоционального начинающего творца. Уже в первых творениях поэтическому восприятию импрессионистов Морис противопоставил свое материально-чувственное ощущение натуры. Объекты изображены в четких, хорошо очерченных контурах, заполнены насыщенными, хоть и неяркими красками. Импрессионистским в них является лишь небо, сохраняющее благодаря отрывистым белым и голубым мазкам воздушность.
— Впечатлившись ретроспективной выставкой Ван Гога, Вламинк создавал полотна, используя буйство чистых красок. Увлечение фовизмом привело художника к еще более экзальтированным экспериментам, отмеченным совершенным отсутствием тени, с перспективными планами, превращенными в декоративные плоскости. При этом пространство вовлечено в просто яростный водоворот красок.
— Вырабатывая собственный стиль, художник использовал упрощенную геометризованную трактовку предметов, которую он позаимствовал у Сезанна. Ему удавалась передавать довольно тонкие градации света, предпочитая при этом яркую и контрастную палитру цветов. Позже, проявив интерес к кубизму, де Вламинк в ряде работ мало акцентировался на объемности форм, но стал подчеркивать контраст света и тени, добиваясь динамичной эмоциональности картин.
— Окончательно забросив и фовизм, и недолгое заигрывание с кубизмом, художник сменил гамму полотен: они наполнялись сдержанной напряженностью по большей части темных, даже мрачных цветов. Активно использует в поздних работах черный и белый, свинцовые оттенки и киноварь. Характерные для художника дробные мазки подчеркивают ритмические, но чаще неровные повторы. В пейзажах появляется человек – даже если он не изображался, то присутствие подразумевалось.
1876
1892
1894
1901
1904 - 1905
1906 - 1907
1914
1919
1936
1941
1953 - 1954
1958
Морис де Вламинк родился 4 апреля 1876 года в Париже.
Стал велогонщиком, но спортивная карьера не сложилась из-за внезапной болезни (тиф). Недолгое время брал частные уроки рисования у живописца Анри Ригалона.
Вступил с Сюзанной Берли в брак (они развелись через 10 лет). Вскоре у них родился сын.
Посетил выставку Ван Гога, очень на него повлиявшую; работал на о. Шату-на-Сене в мастерской, которую они снимали совместно с А. Дереном.
Одна из его картин была выставлена в галерее Берта Вейля, работы взяли в «Осенний салон», в «Салон Независимых», на выставку группы, которая станет называться «Fauves» («Дикие»).
Картины Вламинка приобрел А. Воллар. В его галерее состоялась первая персональная выставка. Вламинк заключил брак с Б. Комбе, родившей ему двух дочерей.
Мобилизован на Первую мировую войну. Работал на оборонном предприятии чертежником.
Выставка в галерее Дрюэ принесла значительный доход, и Вламинк купил дом в пригороде Парижа, без сожаления расставшись со столичной жизнью (обменял его в 1925-ом на земельное небольшое владение в Руэлль-ла-Гадильере).
Институт Карнеги осуществил в Нью-Йорке выставку произведений Вламинка.
Согласно одной из версий, примкнул к Лиге Антифашистов, однако после войны привлекался за коллаборационизм (был оправдан, в отличие от Дерена, Брака, Фриеза, ван Донгена).
Издал книгу «Пейзажи и персонажи». Представлял Францию на биеннале в Венеции.
Художник ушел из жизни 11 октября 1958 года в Рюэй-ла-Гадельер, департамент Эр и Луар, Франция.